Индивидуальное занятие по автоматизации звука "Р" (ОНР III уровня речевого развития)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Методическая разработка по автоматизации звука [Р] в слогах, словах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]

(ОНР III уровня речевого развития)

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах.  

Задачи:

Образовательная:

  • Уточнять и расширять словарный запас;
  • Формировать навыки звукового анализа и синтеза;
  • Совершенствовать лексико-грамматические категории;

 Коррекционная:

  • Вырабатывать четкие и дифференцированные движения артикуляционного аппарата; учить произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах;
  • Уточнить акустический и произносительный образ звука [Р],
  • Развивать фонематические процессы, память;
  • Развивать координацию движений;

 Воспитательная:

  • Формировать положительную мотивацию на занятии;
  • Формировать самоконтроль за речью;
  • Воспитывать желание красиво и правильно говорить.

Оборудование: игрушка - пёс Рекс, предметные картинки со звуком [Р], мяч.

Ход занятия:

 I. Оргмомент. Установка на занятие.

 - Посмотри, кто пришел к нам в гости. Это пёс Рекс. Рекс расстроен. Уже все его друзья умеют рычать, а у него никак не получается научиться произносить звук [Р]. А ведь это очень важно для его будущей работы собаки-охранника. Поможем нашему гостю?

 

II. Основная часть.

 1. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы стать собакой-охранником Рексу надо много тренироваться. Давай и мы потренируем язычок, чтобы он стал сильным и звук [Р] звучал громко и красиво.

«Заборчик» - удерживаем улыбку под счет 10 – 5 раз;

«Трубочка» - удерживаем трубочку под счет 10 – 5 раз;

«Заборчик/Трубочка»- чередуем, 5 раз;

«Блинчик» - удерживаем широкий язык на нижней губе под счет 5 – 5 раз, затем, удерживая заданную позу, длительно подуть на кончик языка, контролируя воздушную струю рукой;

«Съели блинчики» - жуем боковые края языка;

«Маляр» - 5 раз.

«Вкусное варенье» - 5 раз.

«Грибок» - удерживаем язык под счет 10 – 5 раз;

«Гармошка» - язык в положении «грибок», открываем и закрываем рот – 5 раз;

 «Лошадка» - выполняем со сменой темпа (сначала медленно, потом быстро);

«Пулеметик» - ритмично произносим  звук Д - ддд, после произнесения сильно подуть на кончик языка.

2. Повторение артикуляции звука [Р]

 - Расскажи Рексу как мы произносим звук [Р]. Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Р]? (губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

3. Упражнение «Звуковая дорожка».

 - Рекс принес картинку. Назови, что ты видишь на картинке. Как едет грузовик? Как рычит тигр? Как тарахтит катер? Веди пальчиком по пунктирной линии и произноси звук Р.

untitled.png

4. Работа над силой голоса

Для прохождения работы охранником Рексу надо научиться не только произносить звук Р правильно, но и с разной силой голоса. Давай тоже попробуем порычать тихо и громко. Когда покажу ладошку – рычишь громко, когда кулачок – тихо.

5. Игра с мячом «Слоговые цепочки».

 - Я называю слоги и бросаю тебе мяч, ты повторяешь за мной слоги и бросаешь мяч обратно.

 Ра – ро – ру

Ар – ор – ур

Ры – ру – ра

Ор – ар – эр

Дру – дро – дра

Тра – тру – тры

Пра – про – пры

Кра – кро – кру

Бра – бры – бру

Гро – гры – гру

6. Выделение звука в слове:

Рекс сказал, что у всех собак отличный слух. Давай покажем Рексу, что у тебя тоже хороший слух. Я прочитаю тебе слова, а ты будешь поднимать руку, когда услышишь звук [Р] в середине слова:

(Роза, барабан, помидор, забор, барбос, отрада, рубашка, крошка, барсук, рот).

7. Физминутка:

Вот мотор включился: трррррр (вращательные движения рук перед собой)

Пропеллер закрутился: тррррр (вращение согнутыми в локтях руками)

К облакам поднялись, (руки в стороны, не опускаем)

И шасси убрались. (поднимаем по очереди правое и левое колено )

Вот лес, мы тут. (наклоны вправо, влево)

Приготовим парашют. (смыкаем руки перед собой)

Толчок (приседаем, выпрямляемся, руки вверх),

Прыжок (Подпрыгиваем, руки вверх).

Летим, дружок (руки вверх, опускаем через стороны).

Парашюты все раскрылись (руки над собой, опускаем через стороны)

Дети мягко приземлились.

8. Работа с предметными картинками.

 «Назови слово и определи место звука».

 - Рекс принес нам картинки.

 - Назови слова и разложи картинки соответственно: со звуком [Р] в начале слова, в середине и в конце слова. (Предметные картинки: ромашка, кровать, рыба, забор, рубашка, светофор, роза, барабан, трамвай, помидор, арбуз).

«Что пропало».

(Выкладываем перед ребенком картинки: кровать, рыба, забор, рубашка, светофор, роза, барабан, трамвай).

Как ты думаешь, для работы охранником Рексу нужно быть внимательным и все хорошо помнить? Давай проверим  твою внимательность!

- Запомни эти картинки, закрой глаза. (Логопед убирает одну картинку). Открывай глаза, все ли картинки на месте? (Продолжаем убирать по одной картинке, либо менять убираемую картинку).

*«Назови ласково». (Дополнительное задание)

 -Теперь давай побудем волшебниками, превратим слова из больших в маленькие,и отдадим их потом гномику. Например: это моя ромашка, а для гномика - ромашечка.

.(Ромашечка, кроватка, рыбка, заборчик, рубашечка, светофорчик, розочка, барабанчик, трамвайчик, помидорчик, арбузик).

 

9. Повторение чистоговорок.

 Ра-ра-ра - апельсина кожура.

 Ры-ры-ры - в парке комары..

 Ро-ро-ро – у Ромы ведро.

 Ру-ру-ру - красим конуру.

 Ар-ар-ар - красный самовар.

 Ор-ор-ор - забирай топор.

 Ур-ур-ур - кормим кур.

 Ир-ир-ир - Ира пьет кефир.

 

III. Подведение итогов.

 -Молодец! Ты сегодня очень старалась и правильно произносила звук [Р] и этому научила Рекса. Он тебе очень благодарен, теперь он может стать настоящим сторожевым псом. Теперь вы оба должны следить за своей речью и не забывать произносить звук [Р].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудио-пособия "Первые уроки" серии "Музыка с мамой" Железновых на индивидуальных занятиях учителя-логопеда с детьми 1 уровня речевого недоразвития

Речевые возможности детей с ОНР 1 у. характеризуются  полным или частичным отсутствием  общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «леп...

Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с задержкой речевого развития

Конспект индивидуального занятия с ребенком раннего возраста с задержкой речи...

Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с задержкой речевого развития

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗРР...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (II уровня речевого развития).

Фруктовый сад!Лексическая тема: «Фрукты».Цели: расширить экспрессивный словарь по теме «Фрукты».Задачи:Образовательные: введение в самостоятельную речь детей номинативного сло...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (II уровня речевого развития).

laquo;Путешествие колобка»Цель: развитие активной звукоподражательной деятельности.Задачи:Образовательные:1. Учить подражанию голосам животных;2. Учить определять из ряда картинок ту, кот...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы (ОНР III уровня речевого развития) Тема «Автоматизация звука [Л’] в словах и связной речи с применением приёмов развития межполушарного взаимодействия»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л'] в словах исвязной речи с применением заданий на развитие межполушарного взаимодействия....