Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР, через систему развивающих игр.
проект по логопедии (старшая группа)

Кравченко Светлана Ивановна

Цель проекта: Повышение  эффективности  полноценного формирования лексического компонента  речевой способности, механизма грамматического структурирования  высказывания у детей с недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form.lg_sr.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр»

Слайд 2

1. Обогащение речи дошкольника лексико-грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи); 2. расширение сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательое , личностное); 3.развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе словесных игр. Цели и задачи проекта. Цель : повышение эффективности полноценного формирования лексического компонента речевой способности, механизма грамматического структурирования высказывания у детей с общим недоразвитием речи. Достижение этой цели опирается на естественную потребность ребенка в общении, в освоении окружающего мира и выражении собственных чувств, побуждений, мыслей в словесной форме. Задачи проекта:

Слайд 3

Основные принципы формирования лексико-грамматических представлений Коммуникативно-деятельный подход к развитию речи детей Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей Обогащение мотивации речевой деятельности детей Формирование элементарного осознания детьми явлений языка

Слайд 4

. ДЕТИ ПЕДАГОГ РОДИТЕЛИ

Слайд 5

"Мама потерялась" Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные". В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. Пример: Корова ищет…(телёнка). Лошадь ищет…(жеребёнка). Свинья ищет…(поросёнка). Собака ищет…(щенка). Кошка ищет…(котёнка). Коза ищет…(козлёнка). Овца ищет…(ягнёнка). Лисица ищет…(лисёнка). Зайчиха ищет…(зайчонка). Волчица ищет…(волчонка). Ежиха ищет…(ежонка). Медведица ищет…(медвежонка). Белка ищет…(бельчонка).

Слайд 6

"Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло. ДРУГ … ВРАГ ДЕНЬ … НОЧЬ РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) ЖАРА … ХОЛОД ЗЛО … ДОБРО ПРАВДА … ЛОЖЬ ХОРОШО … ПЛОХО ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО ВЫСОКО … НИЗКО МОЖНО … НЕЛЬЗЯ ТРУДНО … ЛЕГКО БЫСТРО … МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Слайд 7

"Найди картинку" Цель: развитие анализа и синтеза. Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова: аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор; рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон; причал, море, капитан, палуба, моряк, берег; шоссе, кондуктор, водитель, остановка; эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

Слайд 8

"Выбери правильное слово" Цель: развитие мышления, речевого внимания. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

Слайд 9

«Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища; Труд - завод - работа; Танец - пляска - песня; Бежать - мчаться - идти; Думать - хотеть - размышлять; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный; Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный.

Слайд 10

"Найди по цвету" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Например: Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка. Синий - василек, баклажан, карандаш Желтый – лимон, бант,

Слайд 11

"Магазин посуды" Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла – маслёнка; посуда для конфет - конфетница ; посуда для сухарей – сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

Слайд 12

Вершки-корешки» Упражнять детей в классификации овощей

Слайд 13

Дидактическая игра «Сосчитай» Цель: согласование существительных с числительным

Слайд 14

"Назови ласково" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький). Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

Слайд 15

ПРИДУМАЙТЕ НАЗВАНИЕ ПРОФЕССИЙ, ТАК ЧТО БЫ ОНИ НАЧИНАЛИСЬ НА ПЕРВУЮ БУКВУ ИМЕНИ: Например (Вера - врач) Виктор – Лёша – Сергей – Полина – Михаил – Пантелей – Анфиса – Карина – Прасковья –

Слайд 16

"Два брата" Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ , он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища . Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме: Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище ; котик - котище; кустик - кустище ; шарфик - шарфище ; ножик - ножище; коврик - коврище ; слоник - слонище .

Слайд 20

Критерии базового уровня речевого развития, который ребенок должен достичь в дошкольном детстве. *элементарные умения чтения и письма. *знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации; * умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять; * владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;

Слайд 21

Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. Потому, заботясь о богатстве, активности, связности речи, мы решаем проблему продуктивности мышления. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т.е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.

Слайд 22

Спасибо за Внимание .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения через систему развивающих игровых заданий

формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения через систему развивающих игровых заданий...

Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»

Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...

Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»

Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...

Образовательный проект «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему развивающих игр»

Развитие звукового анализа и синтеза и фонематической системы в целом — актуальная проблема в современных условиях. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха ...

Развитие конструктивных навыков у детей младшего возраста через систему развивающих игр

Цель моей работы – это формирование конструктивных навыков детей раннего возраста....

«Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр»

Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-лет­него возраста...