«Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-лет­него возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rechevoy.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование лексико-грамматических представлений

у детей с ОНР через систему развивающих игр»

Паспорт проекта:

Сведения  о детях, на которых рассчитаны предоставляемые материалы.

Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста.

 Для воспитанников группы с диагнозом ОНР II уровня характерна речевая недостаточность, которая проявляется во всех компонентах:

- связная речь состоит только из простых предложений, состоящих из 3-4 слов;

- словарный запас значительно отстает от возрастной нормы;

- грамматические конструкции употребляются с грубыми ошибками;

- звуко-слоговая структура слов нарушена;

- фонетическая сторона речи характеризуется  наличием многочисленных искажений звуков, замен, и смешений

Для воспитанников группы с диагнозом ОНР III уровня характерна развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития:

- недефференцированное произнесение звуков;

- неточное употребление многих лексических значений;

- наличие аграмматизмов (ошибок в употреблении предлогов, падежных конструкций, согласование числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, в употреблении предлогов)

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерно нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

У отдельных детей группы отмечается несоответствие возрастным нормам в развитии таких психических процессов, как произвольность внимания, логического мышления (что характерно для детей с общим недоразвитием речи).

В целом же дети группы активны, общительны, любознательны, проявляют интерес ко всему новому и необычному. Любят читать стихи.   Дети любят разнообразные игры, упражнения, задания, легко и прочно усваивают лексико-грамматический материал, преподнесенный в игровой форме. Все дети группы с удовольствием занимаются на логопедических, познавательных и других видах занятий, проявляют желание учиться в школе.

Продолжительность проекта.

Проблема формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР в подготовительной группе решается в течение всего учебного года. Практико-ориентированный проект реализуется с сентября по май месяц. Первые 2 недели сентября и последние 2 недели мая отводятся на диагностику речевого развития детей.

В связи с тем, что игровая деятельность у дошкольников является ведущей, то система развивающих игр стала составной частью каждого логопедического занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального), проводимого с детьми.

Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.

В настоящее время  много детей с проблемами в развитии, в том числе в развитии речи. Так, у 65% детей 6-7 летнего возраста уровень речевого развития отличается следующими особенностями:

  1. Звукопроизношение нарушено;
  2. Фонематическое восприятие не сформировано;
  3. Слоговая структура слова нарушена;
  4.  Нарушены лексико-грамматические категории:

-   словарь бедный, с преобладанием существительных и глаголов;

-   речь фразовая, но с аграмматизмами;

- в разговорной речи преобладают простые нераспространенные предложения.

Такой характер нарушений соответствует третьему уровню общего недоразвития речи по психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной.

Среди этих проблем речевого развития проблема формирования лексико-грамматических категорий выделяется особенно, т.к. даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения, навыки, усваивать школьную программу.

В связи с этим большое внимание проблеме формирования лексико-грамматических категорий уделяли такие авторы, как Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова, в книге «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет) пишет: «Дети с ОНР даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и, прежде всего, слова. Поэтому очевидна необходимость дополнительных разработок в логопедической работе в группах дошкольников с ОНР по формированию лексики путем целенаправленного действия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического и грамматического значения».

Т. А. Ткаченко, в книге «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет) пишет: «Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций».

Учитывая структуру дефекта у детей с ОНР, в проекте используется новый подход сочетания игр, направленных на развитие у детей высших психических функций (восприятие, внимание, память), а также на формирование целостного восприятия предмета, зрительно-моторных координаций и моторику пальцев рук. Что, в свою очередь, значительно облегчает работу по формированию лексико-грамматических категорий.

Актуальным моментом становится решение этой проблемы через развивающую игру, как основного вида деятельности старшего дошкольника. У развивающей игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует воспитатель, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий. Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе.

Цели и задачи проекта.


Работу по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей   планируем через систему развивающих игр в соответствии с периодами обучения, предусмотренными программой. 

Развивающие игры, используемые  нами, основаны на следующих принципах:

  • Развивающая игра соответствует программному материалу;
  • Развивающая игра способствует вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
  • Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр ясны и понятны детям;
  • Условия игр вовлекают всех детей в коррекционный процесс;
  • Игры соответствуют закономерностям онтогенеза (т.е. нормальному ходу речевого развития)

Учитывая структуру дефекта у детей с ОНР,  используем игры, направленные на развитие у детей высших психических функций, таких как восприятие, память, внимание. Так как работа по накоплению словаря и формированию грамматических средств языка и навыков словообразования проводится в тесном единстве, то большинство развивающих игр в предложенной систематизации имеют не одну, а сразу несколько целей: формирование словарного запаса, формирование грамматического строя речи и получение навыков словообразования.

Подборка игр шла с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи. К наиболее важным из них относятся:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (осознанность является показателем степени сформированности речевых умений).
  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

 

 

      Работа с детьми подготовительной группы по проблеме формирования лексико-грамматических представлений через систему развивающих игр осуществляется в процессе занятий:

- фронтальных;

- подгрупповых;

- индивидуальных.

Новый материал преподносился детям на фронтальных занятиях, а закреплялся на подгрупповых и индивидуальных. Работа по совершенствованию лексико-грамматических категорий через систему развивающих игр являлась составной частью каждого фронтального  занятия. Лексические и грамматические темы, задачи, речевой материал планировался в соответствии с рекомендациями «Программы обучения детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичивой и Г.В. Чиркиной), возрастом детей и уровнем их речевого развития.

Содержание работы и решаемые задачи по формированию лексико-грамматических представлений у детей реализовывались через систему специально подобранных развивающих игр.

 

 

 

 

Использование методов и приемов в работе по формированию лексики

и грамматической структуры речи.


 Ожидаемые результаты коррекционной работы.

В целом.

Дети проявляют интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия, активны на занятиях, самостоятельно рассуждают, классифицируют, делают обобщения и выводы. Адекватно реагируют на оценку своей деятельности, имеют прочные знания об окружающем мире, используют полученные навыки в практической деятельности.

Сформированность лексических представлений.

Дети имеют богатый словарный запас. Безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Свободно говорят на темы, выходящие за пределы видимой ситуации.

Владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают частные и общие связи между ними.

Сформированность грамматического строя речи.

В результате коррекционной работы к концу года у детей заметно снизилась интенсивность словотворчества, развилось критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, развит речевой самоконтроль.

В этот период дети достаточно точно понимают значения слов, выражаемых приставками и суффиксами, различают морфологические элементы слов, выражающие значение числа и рода. Дети в достаточной степени понимают логико-грамматические структуры, выражающие причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Сформированность связной речи.

Дети способны составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение. Детские описания включают называние объекта, его детали и качества. При повествовательном рассказе просматривается четкая структура текста, а также дети способны разбивать текст на составные части.

К концу года дети свободно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми, активно общаются на познавательные темы.

Критерии определения уровня лексико-грамматических представлений

 детей 7-го года жизни (подготовительная группа).

Низкий уровень речи

Лексика

Грамматическая структура речи

Развитие речи

Ребенок различает и называет большое число животных и растений, но плохо дифференцирует животных по среде обитания и не знает многих слов, обозначающих части тела животных, части одежды, мебели, посуды. Возможности использования предметного словаря, словаря действий и признаков ограничены. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам.

В выделении общих признаков испытывает затруднение.

Учебная активность неустойчива, связана с яркими, привлекающими внимание событиями.

Ребенок пользуется только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: смешение падежных форм; употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица;

употребление числа и рода глаголов при изменении существительных по числам не точны; отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными; частые пропуски предлогов; союзы и частицы употребляются редко.

Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах и  самостоятельных рассказах; при рассказах требуется помощь взрослого.

Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа.

В творческом рассказывании  повторяет рассказы других детей, не пользуется речью – доказательством.

Средний уровень речи.

Лексика

Грамматическая структура речи

Развитие речи

Ребенок различает большое количество объектов, вычленяет характерные и под руководством педагога –       существенные признаки. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Не достаточно владеет общими понятиями и общими связями.

У ребенка редки ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Ошибается  в использовании как простых, так и сложных предлогов. Наблюдаются незначительные трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения

В рассказе ребенок употребляет простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции,

допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослого и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но сам недостаточно активен в нем

Высокий уровень речи.

Лексика

Грамматическая структура речи

Развитие речи

Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и  соответствием условий потребностям.

Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи.

Моделирует признаки объектов и связи. Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок достаточно точно понимает значения слов, выражаемых приставками и суффиксами, различает морфологические элементы слов, выражающие значение числа и рода.

В достаточной степени понимает логико-грамматические структуры, выражающие причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, способен составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение.

Его описания включают называние объекта, его детали и качества.

При повествовательном рассказе просматривается четкая структура текста, а также ребенок способен разбивать текст на составные части.

Так же ребенок свободно вступает в диалог со сверстниками и взрослыми, активно общается на познавательные темы.

Методы проведения диагностики на выявление уровня лексико-грамматических представлений у детей с ОНР.  

1. Исследование словарного состава языка.

Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:

солнышко, какое? теплое, яркое…

какие овощи растут на грядке? огурцы...

подбор синонимов, антонимов, родственных слов;

выявление общих категориальных названий.

 Например: машина, автобус, трамвай это? (транспорт)

Отметить:  

-   соответствие словаря возрастной корме;

-  наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;

-   точность употребления слов.

2. Обследование грамматического строя речи.

а) Состояние функций словоизменения:

-   преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;

- образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;

-   согласование с числительными (2 и 5). 

б) состояние функции словообразования:

- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);

-   образование названий детенышей животных;

-   образование глаголов с помощью приставок.

3. Состояние связной речи.

а) Воспроизведение знакомой сказки:

- по памяти;

- по серии картинок.

Сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».

б) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Отметить:

-   логическую последовательность в изложении событий;

-   характер аграмматизма;

-   особенности словаря.

 

Перечень методов и диагностического материала для обследования лексико-грамматического строя речи.

 1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

 2. Картинки с изображением действий:

мальчик рисует;

девочка поливает цветы;

мама моет посуду;

бабушка вяжет носки;

мальчик играет с мячом;

девочка прыгает через скакалку и т. д.

3. Картинки с изображением разного количества предметов:

стол — столы; шапка шапки; ведро ведра.

Игра «Один - много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительное множественного числа от существительного единственного числа.
Игра «Лови  и называй».

 Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч; будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один — много». Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок
возвращает мяч называя слово «дома». Нужно научить ребенка сочетать движение со словом.  Воспитатель называет от пяти до восьми слов.
4. Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Игра «Большой маленький».

Цель: Выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

5. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина).

Ленточки длинная, короткая.

Забор высокий, низкий.

Веревка толстая, тонкая.

6.   Картинки с изображением двух и пяти предметов.

Игра «Назови, сколько».

Картинки перевернуты. Ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Игра «Четыре времени года»

Цель: уточнить знания детьми характерных признаков каждого времени года, их последовательность.

Краткое содержание: Назови сколько всего времен года. В первой клеточке таблицы нарисуй, что бывает только зимой (весной, осенью и летом).

( для игры нужен лист бумаги, разлинованный на 4 клеточки – 4 времени года).

Игра «Слушай и рисуй»

Цель: уточнить знания детей лексических тем.

Краткое содержание:

Воспитатель: Я назову слово, а ты рисуй только один предмет, подходящий к этому слову. Слово «Игрушки». Что ты нарисуешь?

( для игры нужен лист бумаги, разлинованный на 8 клеточек – 8 лексических тем).

Игра «Найди лишний»

Цель: уточнить умение детей сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы, выделять из группы однородных  предметов лишний.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматичес...

формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения через систему развивающих игровых заданий

формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения через систему развивающих игровых заданий...

Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»

Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...

Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»

Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...

Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР, через систему развивающих игр.

Цель проекта: Повышение  эффективности  полноценного формирования лексического компонента  речевой способности, механизма грамматического структурирования  высказывания у детей с н...

Развитие конструктивных навыков у детей младшего возраста через систему развивающих игр

Цель моей работы – это формирование конструктивных навыков детей раннего возраста....

Презентация "Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через систему развивающих игр"

Данная презентация помогает педагогам развить интеллектуальные способности детей через систему развивающих игр....