Конспект занятия по теме "В гостях у волшебницы Речи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пятецкая Полина Григорьевна

Конспект занятия по теме "В гостях у волшебницы Речи"

Цель: Практическое осознание языка.

Задачи:

Продолжить развитие фонетически и грамматически правильной речи.

Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов.

Упражнять в образовании родственных слов.

Упражнять в составлении предложений с предлогами и без предлогов.

Упражнять в заучивании стихотворения с опорой на знаковую символику.

Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: мультимедийная установка, шарики Су-Джок, мнемотаблица

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_volshebnitsy_rechi.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №143»

Конспект открытого занятия по теме:

« В гостях у волшебницы Речи»

Учитель-логопед

Пятецкая П.Г.

Воронеж 2018  г.

Тема: « В гостях у волшебницы Речи»

Цель: Практическое осознание языка.

Задачи:

Продолжить развитие фонетически и грамматически правильной речи.

Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов.

Упражнять в образовании родственных слов.

Упражнять в составлении предложений с предлогами и без предлогов.

Упражнять в заучивании стихотворения с опорой на знаковую символику.

Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: мультимедийная установка, шарики Су-Джок, мнемотаблица

1. Орг. момент.

Дети стоят рядом с логопедом.

Л.: Дети, хотите, мы начнём наше сегодняшнее занятие с игры в «Молчанку»?

Д……

Л.: Но давайте будем не просто молчать, а подумаем о своих желаниях, чувствах, может даже тревогах, а через некоторое время поговорим о них.(1 мин.)

Можно я попробую догадаться, о чём вы думали?

Д……

Л….. (диалог)

Л.:А теперь вы попробуйте узнать, о чём думала я.

Д……

Л: Видите как трудно, даже невозможно догадаться, о чём думает другой человек, если он сам об этом не скажет. Что же помогает нам в общении друг с другом?

Д…….

Л: Да, наша речь, наша волшебница Речь. Она помогает нам не только в общении друг с другом, но и узнавать новое, интересное в окружающем мире. А что ёще может наша речь, как вы думаете?

Д………

Л: Да речь может утешить, развеселить, обрадовать. С помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. Хотите на сегодняшнем занятии побывать в гостях у нашей волшебницы Речи?

Д…

Л: Можно мне с вами?

Д….

Л: Как вы думаете, мы сможем увидеть нашу речь?

Д…..

Л: Зато мы её услышим, и поможет нам в этом путешествие по  Речеграду – городу речи.

2. Л.: Игра в цепочку слов поможет нам добраться до него. Станьте  друг за другом, внимательно слушая инструкцию. Первым станет тот, кто назовёт слово, начинающееся с гласного звука. За  К. станет тот, кто назовёт слово, начинающееся с глухого согласного звука. и т.д.  

Играя в «Цепочку слов», дети   продвигаются к стульям и садятся на них.

Логопед предлагает закрыть глаза, затем открыть -  на экране Речеград.

Л.: Этого города нет ни на одной карте. Посмотрите, каким представил себе Речеград  художник. В городе волшебницы Речи есть замок (звуков и слогов), парк (слов), река (предложений), и переулок (ошибок). Путешествуя по этому удивительному городу, мы повторим из чего строится наша речь.

Хотите мы начнём  путешествие из центра города, с замка? Давайте побываем в нём?

Д….

Л: Посмотрите на окна этой (красной) башни. Что мы видим в окнах?

Д…..

Л: да, это символы гласных звуков. Чей же это дом?

Давайте вспомним, какие гласные звуки мы знаем.

Д…

Л: Я думаю что теперь, только посмотрев на окна этой башни, вы сразу узнаете её жителей.

Д….

Л: Какими бывают согласные звуки?

Д….

Л: Назовите глух. согл. звуки. (звонкие согл. зв., твердые согл. зв., мягкие согл. зв.)

Д….

Л: Отгадав мою загадку, вы узнаете других жителей этой башни.

Что за  «Ли»,

Что за «Мон»?

Вы можете отгадать?

Д….

Л: А теперь послушайте всё стих-е:

Что за «ли»,

Что за «мон»?

В звуках нету смысла,

Но едва шепнут  «ли-мон»,

Сразу станет кисло.

Так что же это: «ли», «мон»?

Д….

Л: Да, это слоги, части слова «лимон». Замок «звуков и слогов» напомнил нам из чего состоят слова и на что они делятся. Из чего же состоят слова?

Д…

Л: А на что они делятся?

Д...    

Л.: Что такое слог?

Д. ...

3. Л: Дети, замок звуков и слогов окружает «парк слов». Давайте по нему побродим. Посмотрите на это чудо-дерево. Плоды на нём называются какими-то странными словами: упельсин, злива, пруша, миноград. Волшебница Речь предлагает вам превратить упельсин в апельсин. Как это сделать?

Д…..

(И так все слова).

Л: На этом дереве растут не только эти плоды, но и маленькая почка. Определите 1-й звук в слове почка.

Д….

Л: Замените его звуком  «Б», какое слово получится?

Д……

Л: А теперь звук «Б» замените звуком «Т»

Д….

Л: Вспомните все получившиеся слова.

Д….

Л: Попробуйте определить общую часть.

Д…..

Л: Каким по счёту звуком отличаются друг от друга слова?

Д…..

Л: Для чего же служат звуки в словах?

Д……

Л: Да, для различения слов.

4. Л: Дети, в этом парке  одно дерево необычнее другого. Посмотрите сколько деревьев растёт на одном корне, целое дерево-сад.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Это слово- слово корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Л: Как называются слова, у которых  корень одно единственное слово?

Д….

Этот парк такой большой, словно лес.

Л: Давайте сейчас рассмотрим поближе дерево слов, родственных к слову «лес». Вспомните слова, которые получаются от слова «лес» (родственные слова)

Д….

5. Л: А вот ещё интересное дерево, совсем как маленькие слова, существующие в нашей речи. Какие маленькие слова мы знаем?

Д….

Л: В чём помогают нам эти слова?

Д…..

Л: Дети, посмотрите как маленькие слова помогут некоторым предметам найти свои места.

(Рассказ стих-я с опорой на знаковую символику).

Л: А теперь вы, глядя на эти символы, расскажите, что  где находится.

6. Молодцы! Пришло время игры. Возьмите шарики и поиграем с пальчиками. (Физкультминутка)

7. Л: Дети, в этом лесу волшебница Речь спрятала дерево специальных слов, помогающих нам в выражении состояния чувств, настроения. Послушайте стихотворение. Определите такие слова и запомните их:

Те, кого охватит страх,

Произносят слово: «АХ!»

Кто встречается с бедой

Произносит слово: «ОЙ!»

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово: «ЭЙ!»

У кого захватит дух

Произносит слово: «УХ!»

Какие «специальные» слова вы запомнили?

Д…..

Л.: Давайте составим предложения с этими «специальными» словами, но произнесём их так, чтобы голосом передать чувства, плывя по «Реке Предложений».

Д..

8. Л: Дети, наше путешествие по Речеграду мы закончим в переулке Ошибок. Давайте пройдём по нему, чтобы узнать, как не надо говорить и не допускать ошибок в собственной речи.

Один людь, два людя……

Мы искаем грибочки.

Надо зажгить лампу.

Какая огромная тарелочка.

Много яблоков

Много местов.

Много делов.

Наступила весна, потому что прилетели скворцы. И т.д.

9. Итог.

Л: Дети, вот и подошло к концу наше путешествие по Речеграду. В этом путешествии вместе с нами была великая волшебница Речь. А сейчас скажите, в каких уголках Речеграда вы хотели бы побывать на следующем занятии?

Д. ...

Л. При следующих встречах волшебница Речь также будет помогать нам овладевать богатствами нашего родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа

Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...

Конспект занятия на тему "Гость группы"

В занятии гость группы -  мама, которая работает закройщицей - портным, расскаывает детям о своей профессии; показывает процесс кройки платья для куклы....

Конспект занятия на тему:"Гости на пороге"

Конспект занятия по формированию первичного экономического опыта у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему "В гости к нам пришла осень" (с использованием мнемотаблиц)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе. «В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц). Цель: создание условия для развития речи детей пос...