Система работы с гиперактивными детьми
учебно-методический материал по логопедии

Евсикова Татьяна Геннадиевна

Система работы с гиперактивными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperakt._deti.docx90.26 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с гиперактивными детьми

Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

• психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

• содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей; 
• организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;

• психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

Сопровождение, таким образом, представляет собой деятельность, направленную на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде.

Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:

• профилактика;

• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

• консультирование (индивидуальное и групповое);

• развивающая работа (индивидуальная и групповая);

• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

• психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации ДОУ, педагогов, родителей;

• экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОУ).

Деятельность психолога является ведущей в психолого-педагогическом сопровождении детей с гиперактивностью. В целом работу психолога можно отразить на схеме (рис. 2).

На каждом из этих этапов психолог является организатором-управленцем. В целом деятельность психолога может проходить в двух «режимах». Первым является работа психолога с ребенком в рамках психолого-педагогического консилиума.

http://xn------5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai/Kirill/189/i_002.png

Необходимо уточнить, что под «консилиумом» мы понимаем не только общие обсуждения специалистов при анализе особенностей развития того или иного ребенка или ситуации вокруг него, но постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. Основным требованием к деятельности подобного образования является необходимость не только истинного понимания задач и стратегии развивающей и коррекционной работы других специалистов помимо своей собственной, но и четкой согласованности действий всех специалистов по принципу «в нужное время в нужном месте».

Сущность педагогической диагностики состоит в изучении результативности и выявлении противоречий педагогического процесса. Среди задач педагогической диагностики основной считается установление взаимосвязей, влияющих на успешность или обуслоливающих просчеты образовательного процесса. Педагогическая диагностика дает возможность более полно и целенаправленно использовать методику педагогического процесса, выполнять контрольную функцию, регулярно и последовательно информируя педагога о промежуточных и конечных результатах процесса обучения и воспитания.

Педагогическая диагностика – основа индивидуального подхода к ребенку, разные дети обладают разным исходным уровнем развития и, кроме того, разными способностями и склонностями, т. е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях. При планировании своих воспитательных воздействий воспитатель нуждается в информации об уровне развития каждого ребенка. Эта информация дает возможность воспитателю дифференцированно, творчески подходить к воспитанию и обучению ребенка, обеспечивая ему при этом эмоциональный комфорт и создавая условия для наибольшего личностного и интеллектуального роста.

В приложении 10 представлена таблица, в которой обозначены основные разделы, уровни, критерии педагогической диагностики детей старшего дошкольного возраста на материале программы «Радуга».

При проведении педагогической диагностики гиперактивных детей мы используем этот же материал, так как результаты специальных исследований показали, что дети с СДВГ имеют хороший уровень интеллектуального развития, обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и имеют живой интерес к окружающему. Но при проведении диагностики (а также занятий, игр и др.) необходимо учитывать характерную черту умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность, т. е. дети могут продуктивно работать 5–15 минут, затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога, затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5–15 минут.

Следует подчеркнуть, что педагогическая диагностика имеет двусторонний характер. С одной стороны, она направлена на развитие детей, улучшение условий образования, его эффективности, а с другой – на развитие и совершенствование самого педагога, повышение уровня рефлексии, позволяющей понять особенности (достоинства и недостатки) своей собственной деятельности.

Таким образом, в современном понимании педагогическая диагностика – система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетентности педагога, уровень развития ребенка-дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

 Схема организации коррекционной работы

Благоприятный прогноз сглаживания синдромов возможен при осуществлении комплексной программы коррекции, включающей медикаментозные и психолого-педагогические методы, при условии непрерывного проведения этой коррекции в детском саду и дома, в будни и выходные дни. Тесное сотрудничество родителей, педагога, психолога, медицинских работников позволяет реализовать программу психолого-педагогической коррекции гибко и постепенно.

http://xn------5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai/Kirill/189/i_008.png

Рис. 5

«Мультимодальный» подход включает следующие аспекты:

• просветительные беседы с ребенком, родителями, педагогами;

• обучение родителей и воспитателей поведенческим программам;

• расширение круга общения ребенка через посещение различных кружков и секций;

• специальное обучение в случае затруднений с познанием;

• медикаментозную терапию;

• аутогенную тренировку и суггестивную терапию (гипноз).

Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Положительное воздействие физических упражнений, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, хорошо известно всем врачам. Физические упражнения можно разделить на два вида – аэробные и анаэробные. Примером первых является равномерный бег, вторых – занятия штангой. Физические упражнения анаэробного характера увеличивают силу и массу мышц, а аэробного – улучшают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, увеличивают выносливость. Большинство проведенных экспериментов показало, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ – эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние человека. Данные И.П. Брязгунова и Е.В. Касатикова позволяют выработать рекомендации для занятий физической культурой для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Во-первых, поскольку физическая работоспособность этих детей практически не отличается от уровня контрольной группы, то двигательную активность им можно назначать в таком же объеме, что и здоровым детям. Во-вторых, необходимо иметь в виду, что не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие. Особое предпочтение следует отдавать длительному, равномерному бегу, который благотворно влияет на психическое состояние, снимает напряженность, улучшает самочувствие. Перед тем как ребенок начнет заниматься физическими упражнениями, он должен пройти медицинский осмотр с целью исключения заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистой системы.

Для осуществления задач физического воспитания в ДОУ используют соответствующее физкультурное оборудование: стационарное и переносное; физкультурный инвентарь для спортивных упражнений и игр; пособия. К стационарному, т. е. малопередвижному, относятс

«Общение с музыкой дает хорошую психическую закалку на всю жизнь, служит незаменимым средством "гигиены души”», – так считает музыкальный руководитель МДОУ № 10 г. Озерска. В работе с детьми важно помнить об этом всегда и строить свою работу с учетом индивидуализированного подхода к ребенку, а особенно к гиперактивному. Занятия в старшей и подготовительной группах проводятся в хорошем ритме, используются музыкальные разминки и игры для того, чтобы снять усталость и дать заряд бодрости.

На каждом занятии имеют место приемы, основанные на контрастах, концентрирующие внимание:

• громко – тихо (пение, хлопки, речь);

• светло – темно («солнышко и дождик», световой эффект);

• весело – грустно (речь, слушание музыки и т. д.);

• медленно – быстро (движение, речь).

Следует стремиться, чтобы гиперактивный ребенок был в центре разыгрываемых на занятиях ситуаций. Так, например, если дети вошли в зал по тропинке из осенних листьев, то педагог может попросить подвижного ребенка собрать эти листочки. За правильное выполнение задания он получает своеобразную награду в виде игры, особенно любимой гиперактивными детьми («Магазин», «Гость», «Зоопарк», «Волк и коза» и т. д.).

Следует обратить внимание и на репертуар. Практический опыт показал, что патриотические песни, танцы являются настоящим «спасением» для гиперактивных мальчиков, так как они вовлекают детей в целенаправленную осмысленную деятельность, дисциплинируют их, организуют детскую активность. Мальчикам старшей группы можно предложить разучить к празднику 23 февраля песню «Рисунок» Протасова. Ее исполнение сопровождается привлекательными для мальчиков действиями: маршировкой, отдачей чести и т. д. А в танце «Добрые молодцы» дети могут проявить силу, волю, выдержку. Как правило, танец очень нравится детям, они готовы каждый день репетировать, выступать, что решает важную задачу воспитания выдержки и саморегуляции. Для девочек лучше подойдут спокойные, нежные танцы и песни, одновременно помогающие сосредотачивать внимание. Например, танец «Зимний» с серебристыми нитями помог сосредоточить внимание на нежной музыке, и девочки, характеризующиеся расторможенностью в поведении, менялись на глазах, превращаясь в легких балерин.

К работе музыкального руководителя могут подключиться и воспитатели группы. Как на музыкальных занятиях, так и вне их можно использовать игры со стихами, которые увлекают и организуют детей. При этом используются специфические приемы: читать стихи высоким, низким голосом, медленно, быстро, шепотом, с простукиванием ритма и т. д. Хороший эффект дают пальчиковые и музыкально-ритмические игры («Считалочка», «Капуста», «Солнышко» и др.).

Музыка может использоваться не только на музыкальных занятиях, но и в ходе коррекционно-развивающей работы психолога с гиперактивными детьми, а также сопровождать повседневную жизнедеятельность детей, выступая звуковым фоном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для работы с гиперактивными детьми. Памятка для педагогов

Представлены упражнения для развития самоконтроля и произвольности у детей. Информация очень полезна для педагогов....

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь, пожалуйста, с данным материалом. Эти рекомендации появились в результате изучения литературы по работе с гиперактивными детьми. Надеюсь, они будут для вас полезны!...

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

План работы с гиперактивными детьми и детьми, со сниженной активностью.

Поквартальный план составлен с учетом поведенческого и эмоционального поведения детей. Музыкальный репертуар представлен разнообразными народными играми....

Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...

Система работы с одаренными детьми и с детьми с ОВЗ в ДОУ

Опыт работы нашего дошкольного образовательного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитываются дети в благоприятных условиях, при слаженной совместной работе, то з...