Опыт работы с детьми с билингвизмом в логопедической группе для детей с ОНР
статья по логопедии

из опыта работы с детьми с билингвизмом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Билингвизм ( двуязычие) – свободное владение двумя  языками одновременно.

Е.М.Верещагин выделяет  три уровня билингвизма в зависимости от владения языком : рецептивный  (воспринимающий):  – понимание речевых произведений , принадлежащих вторичной языковой системе;

репродуктивный( воспроизведённый) - умение воспроизводить прочитанное и услышанное;

продуктивный (порождающий)- умение не только понимать и воспроизводить , но и  порождает речевые произведения , принадлежащие вторичной языковой системе.

А.А.Залевская  и И.Л. Медведева различают понятия естественного (бытового) и искусственного ( учебного) двуязычия.  

Естественный билингвизм возникает в раннем детстве в силу погружения в  разноязычную языковую среду. Например, ребёнок дома говорит на родном языке, а в детском саду – на чужом  языке.

Принято считать, что в благоприятных социальных условиях и при правильном обучении двуязычие способствует развитию гибкости и креативности мышления, памяти, быстроте реакции.

У билингвов есть так же коммуникативное преимущество по сравнению с монолингвом, его окружают два языка и две культуры , расширяя тем самым коммуникационное пространство его самореализации.

Как отмечает Е.М. Верещагин, дети- билингвы часто интересуются этимологией слов, они рано начинают осознавать , что одно и то же понятие можно выразить по-разному на разных языках, но если родители не уделяют внимания речевому развитию ребёнка, смешивают языки, то ребёнок будет делать очень много ошибок в обоих языках.

Особенно трудной для двуязычных детей оказывается грамматика русского языка.

Наиболее благоприятным для формирования билингвизма является вариант, при котором общение на обоих языках происходит с рождения.

Как отмечает Н.В.Имедадзе, в случаях, когда ребёнок овладевает двумя языками до трёх лет, он проходит две стадии : сначала ребёнок смешивает два языка, потом начинает отделять их друг от друга.

К 4 годам дети- билингвы перестают смешивать языки, их привлекает возможность рифмовать слова, они стремятся узнать, что обозначает то или иное слово. В 6 лет – активно используют язык в игре. (Верещагин Е.М.1969;  Вишневская Г.М., 1997).

Сензитивный период и восприимчивость к языкам сохраняется до десяти лет.

При раннем билингвизме формируется тонкий фонематический слух, способность различать акценты, что обеспечивает отсутствию акцента в речи на второй язык.

Противники раннего билингвизма считают, что одновременное раннее освоение нескольких языков приводит к перегрузке развивающегося мозга ( Башкова И.С., Овчинникова И.Г., 2013)

Всё вышеперечисленной относится к детям с нормальным речевым развитием. Дети с задержкой речевого развития  и дополнительно с билингвизмом  имеют большие трудности , так как освоение двух языков- это большая нагрузка для мозга ребёнка. У них чаще происходят нервные срывы, заикание и даже полное исчезновение речи- мутизм, в школе- проблемы с чтением и с письмом.   Когда дети с билингвизмом приходят в логопедическую группу, можно предположить, что специфические речевые  ошибки, те неправильные грамматические и синтаксические конструкции  – результат дисгармоничного развития билингвизма.  Усвоение языков, которые имеют разную систему, могут приводить к лингвистическим трудностям.

В моём опыте было несколько детей с билингвизмом.   У детей с родным азербайджанским языком   большие трудности вызывают согласование в роде  различных частей речи-  окно прозрачный , синяя самокат,  мой ведро, мой мама,  мама купил, мама сказал.

При нарушениях речи явления ассоциативного торможения ( Выготский , 1935) будут более сильными , языки будут тормозить друг друга . Поэтому при тяжёлом нарушении речи  на этапе вызывания речи рекомендуется на развитии и коррекции одного языка ( либо материнского, либо окружения), того, который занимает наиболее сильную позицию в развитии ребёнка.

Основные принципы и подходы коррекционной работы при билингвизме уже чётко определены:

1 Прогресс в овладении ведущим языком способствует лучшему усвоению второго языка;

2 Один взрослый- один язык;

3  Максимальное взаимодейcтвие с родителями;

 К особенностям речевого развития детей-билингвов учёные относят:  позднее овладение речью, словарный запас на каждом из языков часто меньше, чем у сверстников, говорящих на одном языке, при этом сумма слов лексикона ребёнка больше, могут возникнуть трудности при усвоении письменной речи второго языка, при отсутствии практики может возникнуть постепенная утрата не доминирующего языка.

Важно поощрять и мотивировать ребёнка дома и в образовательном учреждении для успешного  изучения  языков и вовремя предотвратить возможные трудности.

Используемая литература

  1. Башкова И. С., Овчинникова И. Г. Нейропсихологическая характеристика билингвизма // Вопросы психолингвистики, 2013.
  2. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия // М.: Изд-во МГУ, 1969;
  3. Вишневская Г.М.  Билингвизм и его аспекты /Учеб. пособие, Иван. гос. Ун-т, 1997;
  4. А.В. Цветков , М.А. Трубачева Дети-билингвы: как работать психологу, М., 2012
  5.  Выготский Л.С.  Мышление и речь, М., Педагогика, 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования  фундамента физичес...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Опыт работы с детьми, переживающими развод родителей.«Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой…»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СТАДИИ РАЗВОДА....

Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...

Опыт работы "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с ОНР"

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(ФГОС ДО) речевое развитие включает в себя:владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного...

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"....