Открытое индивидуальное занятие "Прогулка по зоопарку"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кексель Елена Андреевна

Цель: Автоматизация звука Р изолированно, в слогах, словах, фразах, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_1.docx49.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

По теме: Прогулка по зоопарку

ФИО: Кексель Елена Андреевна

Должность: Учитель-логопед

Конспект занятия

   Педагог  Кексель Елена Андреевна

   Образовательная область  Речевое развитие

   Возрастная группа  Подготовительная

   Тема занятия  Прогулка по зоопарку

   Форма занятия  Индивидуальное

Цель: Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи.

Задачи:

  1. Развитие артикуляционной моторики;
  2. Развитие дыхания;
  3. Уточнение знаний о характеристике звука [Р]  по артикуляционным и акустическим признакам;
  4. Развитие фонематического  восприятия, слухового внимания;
  5. Закрепление навыка определения позиции звука в слове (звуковой анализ слов);
  6. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза слов;
  7.  Активизация и обогащение словаря по теме «Транспорт», «Дикие животные»;
  8. Закрепление навыка подбора слов-антонимов;
  9. Совершенствование навыка словообразования;
  10. Развитие словесно-логического мышления;
  11.  Развитие умения координировать речь с движениями;
  12. Совершенствование чувства ритма;
  13.  Развитие общих речевых навыков (интонационной выразительности, правильного звукопроизношения, четкой дикции);
  14.  Совершенствование умения  отвечать на вопросы полным предложением;
  15.  Соблюдение гигиенические норм при использовании ИКТ.

Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, картинки (животные, звуковые замки, солнышко), фишки, символ звука [Р], перчатки Чупа-Чупс, мягкая игрушка тигра, индивидуальное зеркало, кубики (вальеры), логопедическая компьютерная игра «Игры для Тигры».

Предварительная работа: 

Были проведены  занятия, в ходе которых решались следующие задачи:

  1. Развитие общей речевой активности
  2. Коррекция произношения
  3. Накопление словаря
  4. Развитие фонематического слуха
  5. Развитие грамматической стороны речи
  6. Развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, мимической)
  7. Развитие речевого дыхания
  8. Развитие связной речи
  9. Развитие психических процессов
  10.  Формирование предпосылок обучения грамоте

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  • Организация детей;
  • Установление эмоционального контакта между всеми участниками занятия;
  • Настрой на предстоящую совместную деятельность, стимуляция интереса к ней.

Деятельность ребенка

Деятельность педагога

Примечание

Приветствует гостей, педагога

1. Оргмомент

- Здравствуй, Даша!

Я желаю тебе успеха на занятии, чтобы у тебя все получилось, а для этого:

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говори,

И, конечно, не спеши!

А еще я желаю тебе хорошего, солнечного настроения и пусть это солнышко согревает тебя своей любовью на протяжении всего занятия.

Сегодня у нас с тобой необычное занятие. Мы отправимся на прогулку.

Но сначала нам необходимо подкрепиться, позавтракать.

Вывешивается изображение солнышка.

  1. Основная часть занятия

 Цель -  смысловая нагрузка всего занятия.

Деятельность ребенка

Деятельность педагога

Примечание

Выполняет движения в соответствии с текстом (перед

зеркалом)

Ребенок выполняет упражнения

Ребенок отгадывает загадку.

Ребенок рычит: РРРРРР

2. Речевая разминка. Артикуляционная гимнастика «Завтрак» (с использованием биоэнергопластики)


- Утром сегодня мы рано проснулись
И всем вокруг мы с тобой улыбнулись. (
Упражнение «Улыбка»)
Ну, а теперь вытянем в трубочку губы. (
Упражнение «Трубочка»)
Щеткой почистим мы верхние зубы. (
Упражнение «Чистим зубки»)
Вправо и влево, внутри и снаружи,
С нижними зубками тоже мы дружим.
Блюдца поставим, блины мы положим (
Упражнение «Блинчик»)
И съесть их с вареньем друг другу поможем.
В чашки с тобою мы чаю налили. (
Упражнение «Чашка»)
Подуем на край, мы чай остудили.
И язычок наш то выше, то ниже. (
Упражнение «Качели»)
Вкусный был завтрак, мы губки оближем. (
Упражнение «Варенье»)

3. Развитие дыхания

- Вот мы позавтракали, набрались сил. А давай проверим, какие мы стали сильные?

4. Сообщение темы занятия
- Тебе хочется узнать, куда мы с тобой отправимся? А для этого отгадай загадку:

Ты иди сюда скорей,

Посмотри-ка на зверей,

На заморских, очень редких,

Что живут в просторных клетках.

Ответ: Зоопарк

- Ты хочешь совершить прогулку по зоопарку и увидеть разных животных?

-  Тогда отправляемся в зоопарк, но без помощника нам не обойтись. Давай пригласим нашего верного друга тигренка Рэкса. Он любит животных и с удовольствием отправится с нами на прогулку в зоопарк.

5. Произнесение изолированного звука Р

-  А вот и Рэкс. Давай поприветствуем Рэкса! Здравствуй, Рэкс!

- Но что это, Рэкс рычит: РРРРРР?  Мы, наверное, неправильно его поприветст

вовали? Давай тоже порычим, как Рэкс – РРРРРРР.

Зеркало, перчатки Чупа-Чупс

Компьютерная игра «Игры для тигры». Упражнение «Кораблики», «Воздушный змей»

Выставляется игрушка тигренка

Ребенок «рычит» с использованием зеркала

Ребенок отвечает.

Ребенок находит правильную артикуляцию звука [р].

Ребенок приветствует Рэкса: РАДЫ! РАДЫ! РАДЫ!

Ребенок произносит: РО-РУ-РА – ПОДСКАЗКА НАМ НУЖНА.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок называет.

Ребенок отгадывает загадку.

Ребенок произносит: РО-РУ-РА – ПОДСКАЗКА НАМ НУЖНА.

Ребенок отвечает.

Ребенок подбирает слова антонимы.

Ребенок радуется: Ура!

Ребенок выполняет задание.

Ребенок отвечает.

Ребенок имитирует движения животных и договаривает названия детенышей.

Ребенок произносит: РО-РУ-РА – ПОДСКАЗКА НАМ НУЖНА.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок произносит: РО-РУ-РА – ПОДСКАЗКА НАМ НУЖНА.

Ребенок «расселяет» животных по вальерам.

 

6. Уточнение правильной артикуляции звука [Р], его

характеристика и обозначение

- Произнеси еще раз этот звук [Р-Р-Р].

Возьми в руки зеркало и проверь правильно ли ты произносишь звук [Р]:

- губки свободны;

- зубки сближены, но не соприкасаются;

- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и

вибрирует;

- посередине язычка идет теплая воздушная струя;

- “горлышко” работает.

- На что похож звук [Р]? (рычит собака)

Символ звука: собака громко рычит: [Р-Р-Р]

- Дай характеристику звука [Р].

(согласный, твердый, звонкий)

- Как будем обозначать этот звук?

(кружком синего цвета)

- В каком звуковом замке живет звук [Р]? (в синем замке).

- А сейчас найди правильную артикуляцию звука [Р].

7. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

- Кажется, теперь правильно. Наше приветствие понравилось Рэксу.  Рэкс: Рад, рад, рад!

 - Давай ответим: РАДЫ! РАДЫ! РАДЫ!

Ты догадалась, какой звук наш друг? (Звук [Р])

- Правильно! Рэкс нам подсказывает, прежде чем отправиться в зоопарк, тебе, Даша, нужно запомнить слова-помощники, которые нам помогут справиться с заданиями. Слушай и запоминай: РО-РУ-РА – ПОДСКАЗКА НАМ НУЖНА!

- Ну что ж, в путь-дорогу!

- На чем мы можем добраться до зоопарка?

Даша, Рэкс помогайте!

8. Развитие фонематического слуха. 

-  Давай я буду называть по порядку картинки. А ты слушай внимательно и положи перед собой столько фишек, сколько слов со звуком [Р]  ты услышишь.

9.  Автоматизация звука [Р] в словах. Развитие логического мышления. Слоговой синтез.

А теперь назови картинки, в названиях которых есть звук [Р].  .

- Как можно назвать картинки одним словом? (Транспорт)

-  А теперь угадай, какой транспорт нам поможет добраться до зоопарка?

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет.

Кто же это…? (вертолет)

Послушай, какой звук издает вертолет? (РРРРР)

Режет воздух вертолет.

Мы летим на нем вперед.

Опустились, приземлились,

В зоопарке очутились.

-  А вот и вход в зоопарк. Но что это, ворота закрыты! Даша, Рэкс, помогайте!

Рэкс: РРРРР!

Рэкс: Ох-ра-на!

- Рэкс что-то мне сказал. Какое слово ты услышала?

Охрана!

-  Кажется я догадалась, чтобы охрана открыла ворота, нужно назвать особые слова, слова-неприятели.

10. Д/И «Скажи наоборот» (картинки)

Злой - … (добрый), грустный - …(радостный), ленивый - … (трудолюбивый), плохой - … (хороший), трусливый - … (храбрый), неряшливый - … (аккуратный)

Рэкс: Ура!

- Ура! Ура! Ворота открылись! Вот мы и в зоопарке!

11. Развитие слухового внимания.

Животные так рады видеть

нас, что играют нам на

музыкальных инструментах.

Давай попробуем отгадать,

Кто сейчас играет?

12. Автоматизация звука  [Р] в словосочетаниях. Словообразование.

- Кто это от нас спрятался?

Что ты видишь? Чей это горб? (Это горб верблюда) У верблюда два горба, значит верблюд какой? (Двугорбый)

Л: Чьи это иглы? Иглы дикобраза. Значит дикобраз какой? (Колючий дикобраз)

Л: Чьи это зубы? Зубы крокодила. Значи это какой крокодил? (Зубастый крокодил)

Пятна жирафа - пятнистый жираф

Толстая кожа носорога – толстокожий носорог

Полоски зебры – полосатая зебра

Длинный хвост мартышки – длиннохвостая мартышка.

Рога зубра – рогатый зубр.

Сумка кенгуру – сумчатое кенгуру

13. Динамическая пауза. (педагог и ребенок имитируют движения животных и договаривают названия детенышей)
- Как раз ночной порой звери шли на водопой.
За мамой лисицей крался… лисенок.
За мамой медведицей шел … медвежонок.
За мамой волчицей бежал … волчонок.
За мамой слонихой топал … слоненок.
За мамой зайчихой прыгал … зайчонок.

14. Автоматизация звука [Р]  в предложениях.

Л: А ты знаешь, что животные очень радуются, когда их угощают вкусной едой?

Л: Давай и мы покормим всех животных. Даша, Рэкс, помогайте!

Рэкс: Ррррррр!

-  А вот и угощенье!

Мартышку покормим фруктами.

Крокодила покормим рыбой.

Кенгуру (и всех остальных) покормим травой.

Думаю животные зоопарка тебе очень благодарны, угощенье всем по вкусу!

15. Звуковой анализ слов.

- Интересно, а дружат ли животные в зоопарке со звуком [Р]. Нужно определить место звука [Р] в слове (начало, середина, конец)

16. Слоговой анализ слов

- Наши животные запутались, и нужно расселить их по вальерам.

- А где же вальеры? Даша, помогай.

Животных, в названиях которых 1 слог заселяем в 1-й вальер.  Животных, в названиях которых 2 слога - во 2-й вальер. Животных, в названиях которых 3 слога - в 3-й вальер.

Выставляется картинка (собака рычит)

Выставляются  символ звука [Р], картинка со звуковыми замками красного, синего, зеленого цвета.

Компьютерная игра «Игры для тигры». Раздел «Звукопроизноше

ние»

Презентация

 (слайд 2:картинки с разным видом транспорта: лодка, троллейбус, электропоезд, трамвай, грузовик, теплоход, ракета, вертоле, автобус)

Презентация

 (слайд 3)

Презентация

 (слайд 4)

Презентация

 (слайд 5)

Презентация

 (слайд 6)

Компьютерная игра «Игры для тигры». Раздел «Фонематика»

(«Музыка»)

Презентация

 (слайды 7-15)

Презентация

 (слайд 16)

Картинки с изображениями животных, звуковая линейка

Картинки с изображениями животных, вальеры

(большие кубики)

  1. Заключительная часть занятия
  • Рефлексия;
  • Подведение итогов занятия;
  • Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе, доверительного отношения;
  • Закрепление положительных эмоций от работы на занятии; 
  • Похвала детей. 

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Ребенок рассказывает по каждой картинке.

На первой фотографии транспорт, в названии которого есть звук [р].

Это троллейбус, электропоезд, ракета, вертолет, грузовик, трамвай.

На второй фотографии вертолет, который нам помог добраться до зоопарка. Как мы заводили мотор?

На третьей фотографии мы увидели закрытые ворота зоопарка.

На четвертой фотографии картинки к словам: добрый, трудолюбивые, храбрый, аккуратная, радостный, хорошая.

На пятой фотографии открытые ворота.

На шестой фотографии

животные зоопарка, которых мы увидели. Двугорбый верблюд, пятнистый жираф, длиннохвостая мартышка, колючий дикобраз, толстокожий носорог, сумчатое кенгуру, полосатая зебра, зубастый крокодил, рогатый зубр.

На седьмой фотографии я покормила всех животных вкусной едой: фруктами покормил мартышку, рыбой покормил крокодила, а остальных животных покормила травой.

Выполняет упражнение.

Принимает подарок.

17. Зрительная гимнастика (снятие глазного напряжения, утомляемости)

- Вот и закончилась наша прогулка по зоопарку. Пора возвращаться обратно.

Глазки мы сейчас закроем

И услышим вертолет.

За штурвалом смелый летчик –

Он нас мигом довезет.

- Вот мы и вернулись.

18. Автоматизация звука [Р] в связной речи. Подведение итога занятия. Смысловая и эмоциональная рефлексия

- Тебе понравилась прогулка по зоопарку?

- А для тебя есть сюрприз. Наш помощник Тигр сфотографировал все самое интересное в нашей прогулке по зоопарку.

- Давай посмотрим фотографии и вспомним все события.

- Давай скажем спасибо Тигре за фотографии и хорошую прогулку по зоопарку, и подарим ему картинку на память. А что на ней нарисовано, сейчас мы узнаем.

- Спасибо, Тигр. До скорой встречи!

А сейчас мы заканчиваем наше занятие. Я тебя поздравляю, ты сегодня молодец! Ты уже прошла большой путь в направлении красивой и правильной речи. И сегодня мы еще на шаг приблизились к тому моменты, когда ты гордо сможешь сказать: «Я говорю правильно и красиво!»

А я тебе дарю сегодня сладкий подарок – карамель.

Презентация

 (слайд 17)

Компьютерная игра «Игры для тигры». Раздел «Просодика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в зоопарк"

Образовательная деятельность в средней группе...

Конспект НОД(открытое занятие) Путешествие в зоопарк

Открытое занятие: Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста....

Конспект открытого занятия "Прогулка в зоопарк"

Конспект открытого занятия "Прогулка в зоопарк"...

Конспект открытого занятия "Поход в зоопарк"

конспект занятия с мультимедийным сопровождением...

Открытое занятие "Путешествие в зоопарк"

Логопедические занятия и занятия по развитию речи...