Занятие.Тема :"Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пачкова Лариса Александровна

Занятия по Нищевой в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ines.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Занятие1

Тема: «Транспорт»

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнение, расширение и активизация по теме. Закрепление понятий грузовой - пассажирский транспорт. Формирование представлений о видах  транспорта. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи  с движением, зрительного внимания и восприятия.

Оборудование: Доска, альбом “Виды транспорта”, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображением транспорта, мяч, карточка с шифровкой.

Ход занятия

1. Организационный момент.  Игра «Есть – нет».

Посмотрите на свои картинки и сосчитайте транспорт на них. (У меня на картинке два самолёта. У меня на картинке нет двух самолётов, зато у меня есть три велосипеда. У меня нет трёх велосипедов, зато есть один трамвай…)

2. Беседа о транспорте и рассматривание картинок.

Какой транспорт вы видите на этой странице? (Это пассажирский  транспорт: троллейбус, автобус, мотоцикл, трамвай). А что вы видите на этой странице?  (Это грузовой транспорт: грузовик, самосвал, цистерна, рефрижератор.

3. Работа в тетради№1

Откройте тетради, что вы видите в верхней её части? (Это грузовик) Выполните штриховку кабины и кузова, как показано стрелочками. А потом раскрасьте грузовик как вам хочется.

4. Разгадывание ребуса.

Посмотрите в нижней части страницы написан ребус. Что за слово в нём скрыто? Слог «трам»  написан в букве А, а потом написана буква Й.

5. Подвижная игра  «На шоссе»

По шоссе спешат машины.           Дети бегут по кругу, держат воображаемый руль.

      - Ш-Ш-Ш! –шуршат

                           спокойно шины.

И шипят со злом уже:                   Выполняют поворот и продолжают движение.

- Не спеши на вираже!

Ёж с мешком и посошком            Наклоняются и идут в полуприседе.

По шоссе идёт пешком.

Над ежом кружится стриж:          Бегут по кругу, взмахивая «крыльями».

-Ты куда же ёж спешишь?

-Прямо в город по шоссе              Вновь идут в полуприседе.

Тороплюсь я, как и все.

- Будь дружок настороже,            Бегут по кругу, взмахивая «крыльями».

Не спеши на вираже!

6. Упражнение «Что делает?»

Я буду бросать мяч и называть транспорт, а вы будите ловить и говорить, что этот транспорт делает.( Автобус – перевозит пассажиров, мусоросборник –вывозит мусор, снегоуборочная машина- убирает снег, трактор- пашет землю…)

7. Отгадывание загадок о транспорте.

Спозаранку за окошком-

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Это трамвай, он стучит колёсами. У него есть звонком)

Держусь я только на ходу,

А если стану - упаду.

(Это велосипед)

Я мчусь, держась за провода!

Не заблужусь я никогда.

(Это троллейбус)

В доме лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

 ( Это рельсы и поезд)

8. Игра  «Шифровка»

Ф    К   С   А

На этой шифровке спрятано слово название детали машины. Какое это слово? (Фара)

Это слово начинается на Ф и заканчивается буквой А, под красным кружочком спряталась А, а под синим буква Р.

9. Упражнение «Кто лучше всех»

Повторите скороговорку: «Трамвай травмировал троллейбус»

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

ЯНВАРЬ,  2  неделя

Занятие 2

Тема: «Звуки  [ш]-[ж], [з]-[ж], закрепление»

Коррекционно-образовательные задачи: Различение звуков [ш]-[ж], [з]-[ж] в словах. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыка звукового анализа слов.  

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематических представлений, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.

Оборудование: Магнитная доска, карточки – «шифровки», предметные картинки, ”Мой букварь”, рабочая тетрадь по числу детей, цветные и простые карандаши, ведерки, контейнеры с камушками.

        

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Шифровки».

Педагог приветствует детей и раздает им карточки-шифровки с буквами и кружками синего цвета, на доску прикрепляет картинки (жук, жаба, лужа, жбан). Для начала дети рассматривают и называют картинки.

У       

     А      А

    У         А

    А    

Посмотрите на свою карточку, попробуйте отгадать, какое слово-название картинки на ней зашифровано. Если догадаетесь, подойдите к доске и выберите картинку.

Дети выполняют задание и объясняют, как они расшифровали записи.

(В слове жук всего 3 звука, в начале и в конце твердые согласные, а в середине – гласный звук [у]).

Аналогично объясняют все остальные.

2. Упражнение  с мячом «Подбери пару».

Я буду произносить слог или слово со звуком [ш], а вы будете менять в этом слове звук [ш] на звук [ж]: ша (Жа).

Материал: ши, ше, шо, шу, Саша, шар, шить.

3. Работа с тетрадью.

Посмотрите на страничку справа. Соедините картинки с теми буквами, ко-рые есть в их названиях, а потом раскрасьте картинки и буквы.

4. Игра «Составь слова».

Посмотрите на задание в верхней части страницы. Составьте слова из данных слогов (жа, жу, ба, ки, но, ко, жи, жа). (…)

5. Игра «Поможем Жене и Шуре».                                                                        На доске плоскостные изображения 2 мальчиков, а на столе небольшие  

предметные картинки (ножницы, ножовка, лыжи, флажок, шнурки, шапка, машина, чашка).

Это Шура и Женя. Давайте поможем мальчикам разобрать предметы, изображенные на картинках. Жене отдадим предметы со звуком [ж] в названиях, а Шуре – со звуком [ш].

Дети расставляют картинки рядом с изображениями мальчиков и комментируют выполнение задания. 

 6. Подвижная игра «Качели».

На качели, на качели,      Дети встают в пары. Ритмично по очереди приседают и

На качели зайки сели.       встают, как бы взлетая вверх и опускаясь вниз.

На качели зайки сели,

Выше облака взлетели,

Выше дома, выше крыши,     Расцепляют руки, поднимают их над головой,          

Выше, выше, выше, выше!    продолжая приседать и вставать.

Раз, два. Раз, два.

Закружилась голова.

Так качались, так  летали!    Кружатся на месте. Руки в стороны.

Так устала! И упали …      Приседают и расслабляются или падают на ковер.

7. Работа по книге «Мой букварь».

Мы с вами учились различать звуки и буквы Ж и Ш, а теперь мы будем различать звуки и буквы Ж и З. прочитайте пары слогов и слов. (…)

А теперь все вместе прочитаем предложение под картинкой. (…)

8. Работа по книге «Мой букварь».

Продолжаем работу по букварю. В нижней части страницы вы видите картинки. Рассмотрите и назовите их. (…) Определите первый звук в каждом слове и соедините каждую картинку с соответствующей буквой.

Дети выполняют задание.

9. Игра-соревнование «У кого больше камушков».

Проведем соревнования. Я разделю вас на 2 команды и дам каждой команде корзиночки. Члены команды будут по очереди подбирать слова, команда мальчиков – со звуком [ж], а команда девочек – со звуком [з], и получать за каждое слово по камушку. Победит та команда, у ко-рой наберется камушков больше.

10. Окончание занятия. Оценка  работы детей.

Дети рассказывают о том, чем занимались на занятии, что им было интересно делать.

Занятие 3

Тема: «Транспорт»

Коррекционно-образовательные задачи: Систематизация представлений о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме. Обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах, предложно-падежные конструкции, образование и употребление имён прилагательных в сравнительной степени. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование синтаксического строя речи          (сложноподчинённые предложения со словами потому, что, предложения с противопоставлениями).

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи  с движением, зрительного внимания и восприятия.

Оборудование: Контейнер с моделями транспорта, картинки “Виды транспорта”, карточки “Домино”, разборное изображение машины.

                             

Ход занятия

1.Организационный момент.  

Придумайте загадки описания о машинах. ( У меня дорожный пассажирский транспорт. Он большой и зелёный. У него есть солон для пассажиров, две двери, много окон, четыре колеса, в салоне стоят мягкие сиденья. Этим транспортом управляет шофёр. Что это?)(Это автобус).

2. Игра «Посмотри и расскажи»

Сейчас мы поиграем с машинками, о которых вы загадывали загадки. Я буду совершать действия с ними, а вы будите комментировать мои действия (Легковая машина едет через мост, а автобус проезжает под мостом; грузовик выезжает из гаража; автобус едет по дороге…)

3. Игра «Выше, ниже, дальше, ближе»

Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

Автобус стоит выше, а легковая машина ….ниже.

Фургон стоит ближе, а грузовик стоит …дальше.

Грузовая машина больше, а легковая машина … меньше.

У грузовика кузов шире, а у фургона … уже.

4. Игра «Слоговое домино»

Вы получаете по две карточки, на каждой по две машины. Начнёт тот, у кого в названии машины два слога (так-си, фур-гон; у меня так-си и ав-то- бус…)

5. Игра «Виды транспорта»

Выберите по одной картинке и найдите ей место на игровом поле. Где едет ваш транспорт, почему?( Пассажирский самолёт летит высоко в небе, потому что это воздушный транспорт.   Грузовой корабль плывёт в море, потому что… . Пассажирский поезд несётся по рельсам, … . Легковой автомобиль едет по шоссе, … .)

Перечислите весь пассажирский транспорт, а теперь весь грузовой транспорт.

6. Подвижная игра «На шоссе»

По шоссе спешат машины.           Дети бегут по кругу, держат воображаемый руль.

      - Ш-Ш-Ш! –шуршат

                           спокойно шины.

И шипят со злом уже:                   Выполняют поворот и продолжают движение.

- Не спеши на вираже!

Ёж с мешком и посошком            Наклоняются и идут в полуприседе.

По шоссе идёт пешком.

Над ежом кружится стриж:          Бегут по кругу, взмахивая «крыльями».

-Ты куда же ёж спешишь?

-Прямо в город по шоссе              Вновь идут в полуприседе.

Тороплюсь я, как и все.

- Будь дружок настороже,            Бегут по кругу, взмахивая «крыльями».

Не спеши на вираже!

7. Игра «На заправочной станции»

У нас две автоматические заправочные станции. На первой станции заправляется транспорт в названии которых есть звуки [л] и [л’], на второй – транспорт со звуками [р] и [р’].

8. Игра «Что без чего?»

Посмотрите на машины и скажите без чего они? (Самосвал без колёс. Автобус без дверей. Грузовик без фар.)

9. Игра – соревнование «Кто лучше говорит?»

Повторите за мной:

Об коряги корабль

Все борта поцарапал.

10. Окончание занятия. Оценка детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие. Тема: «Транспорт». Младшая группа

Комплексное занятие в младшей группе. «Транспорт». Цели: Учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а так же основные части: кабину, руль,...

Интегрированное музыкально - логопедическое занятие. Тема "Транспорт"

Интегрированное музыкально –логопедическое занятиеТема «Транспорт».Дети под музыку входят в зал и становятся в круг.Ø  Музыкальное приветствие «Доброе утро солнце»Муз. рук Ребята, я предлагаю отг...

открытое занятие тема "Городской транспорт"(средняя группа)

Формирование грамматической компетенции у детей 4-5 лет с ОНР(второй уровень речевого развития, второй год обучения)....

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Транспорт» (Младшая группа)

Цели: 1. Коррекционно - образовательные:- Расширение и уточнение  словаря по теме «Транспорт». Формирование обобщающего понятия транспорт (на уровне понимания). Обучение пониманию про...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Транспорт»

Цель: способствовать развитию познавательно - исследовательской деятельности.Задачи: Образовательная: формировать элементарные знания о правилах поведения на дороге.Воспитательная: воспитывать у детей...

План-конспект логопедического занятия Тема занятия: “Транспорт”.

План-конспект логопедического занятияТема занятия: “Транспорт”. Цель: Вызвать у детей интерес  к окружающему миру, расширять знания и представления о транспорте.Задачи:-Учить дет...