Конспект лексико-грамматического занятия"Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гусева Марина Владимировна

Лексико-грамматическое занятие для детей с нарушениями речи по теме "Осень".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

лексико-грамматического

подгруппового занятия

в старшей группе

компенсирующей направленности

по теме: «Путешествие в осенний лес»

                                                                 

                                                 Учитель-логопед        Гусева М.В. 

г.Ногинск

Методическая цель: Показать методы и приемы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Цель: формировать у детей познавательный интерес к  занятиям.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.
  2. Точно выполнять инструкции логопеда.
  3. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
  4. Расширять словарный запас.
  5. Совершенствовать грамматический строй речи:

- учить образовать относительные прилагательные;

- учить правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже;

- учить делить слова на слоги.

  1.  Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.
  2.  Учить отгадывать загадки.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать  внимание, слуховую и зрительную память

2. Развивать длительный плавный выдох .

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения.

4.Развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью

2. Воспитывать усидчивость, самоконтроль.

3. Воспитывать уважительное отношение к ответу других детей.

Ход занятия:

  1. Здравствуйте, мои друзья!

Сегодня наше занятие пройдет в этом зале.  И мы с вами будем не одни.

 Давайте поздороваемся с гостями.

А теперь пожелаем друг другу доброго утра.

(дети передают мячик и желают друг другу доброго утра, называя соседа ласково)

 В лес осенний на прогулку

 Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем.

 (дети, взявшись за руки, проходят по тропинке и останавливаются на полянке)

Мы с вами оказались в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво!

  1. Логопед: -Ребята, а вы знаете, как называются осенние месяцы?

 Что происходит(меняется) в природе с приходом осени?

Дети:

- становится холодней,

- дни становятся короче,

- чаще идут дожди,

- солнце греет меньше (слабее),

- с деревьев опадают  листья,

- трава  и цветы желтеют,

- птицы улетают в теплые края,

- люди надевают теплую одежду.

Молодцы, вы  правильно назвали все признаки осени.

  1. Логопед: - Ребята вы правильно заметили, что осенью бывает холодно, идут дожди, дует ветер, на небе собираются тучи. Давайте поиграем в Игру «Назови, какая погода?» А поможет нам Солнышко.

 

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер – ветренная,

Если на улице холодно, какая погода? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если  хмуро – хмурая,

Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.

Если  солнечно – солнечная,

Если  ясно – ясная.

  1. А сейчас, попробуйте отгадать мою загадку:

Закружился надо мною дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош, где такой еще найдешь –

Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья – дождь из листиков и я.

(Автор: Разводова Л.)

Логопед: Что это за дождь из листиков?

ДЕТИ: Это листопад.

  1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Логопед: Давайте и мы с вами устроим листопад,

(осень рассыпает листья сверху на детей) у нас настоящая осень в лесу!

 А сейчас, давайте встанем в круг. Каждый возьмет себе листочек и  положит его на ровную ладошку.                                    

     Сделайте вдох носом и, на счет три, подуйте на  листок через вытянутые вперед губы, щеки при этом не раздуваются! (повторить 2 раза).

  1. Логопед: Какой чудесный ковер получился из осенних листьев. Посмотрите и на ветки елочек тоже упали листики. Давайте их соберем в мой кузовок.

Сейчас, каждый из вас возьмет себе листочек и по очереди принесет его в мой кузовок, со словами: «Березовый листок летит в ваш кузовок…»

Вы все правильно справились!

  1. Логопед: Мы с вами устали, давайте присядем на нашу полянку

(Звучит музыка «пение птиц»)

Как хорошо в нашем осеннем лесу. Ребята скажите, а….

Кто на ветке шишки грыз

И бросал скорлупки вниз?

 Кто по елкам ловко скачет

 И взлетает на дубы?

 Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

           Вот на елочке сидит белка, а у нее шишки (корзина с шишками).

Давайте с ними поиграем. (Логопед раздает детям по одной сосновой шишке из корзинки, одну оставляет себе).

- Дети, что у вас в руках? (сосновые шишки). Давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. (Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью):

Сосновую шишку в ладонях катаю.

С сосновою шишкой сейчас  поиграю.

Вы, сосновые шишки,

Дайте всем ребятишкам

Силу и здоровье,

Ловкость, красоту,

Радость и веселье,

Ум и доброту!

Шишку я в руке держу
То сожму, то разожму
Поиграю с нею –
Ладони разогрею.

Вот сжимаю правою
Вот сжимаю левою.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки укреплять

Мы закончили катать,                        

Будем пальчики считать!

Раз, два, три, четыре, пять!                

На другой руке считаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять! 

Мы закончили играть.

  1. Логопед: Тихо! Слышен шорох за кустом,

                Кто там с рыженьким хвостом?

                Это рыжая …(лисичка), под кусточком лисий дом!

Посмотрите, лисичка тоже собрала урожай, фруктов и ягод. Давайте посмотрим, какие фрукты и ягоды у нее есть. Попробуем с вами поделить слова на части. (ви-но-град – 3 части, ба-нан, гру-ша, клуб-ни-ка, ли-мон, ар-буз, яб-ло-ко, пер-сик)

  1. Молодцы, ребята.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

(Пяточка-носочек..)

  1.  Логопед: Вы знаете, что осень – волшебница. И с ее приходом все вокруг становится осенним.  

— Кому я брошу мяч ,тот  отвечает на вопрос и возвращает мне  мяч.

Как мы назовем траву? (осенняя трава)

Деревья? (осенние деревья)

Погода? (осенняя погода)

Лес? (осенний лес)

Солнышко? (осеннее солнышко)

Небо? (осеннее небо)

Деньки? (осенние деньки)

Настроение? (осеннее настроение)

  1. Релаксационная минутка.

— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на  осеннюю полянку, закройте глазки, расслабьтесь.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь»

Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

  1.   Логопед: Тихо стало на опушке, и кукушку не слыхать

                   Все готовятся зверушки зиму долгую встречать.

                   Да и мы с вами долго по лесу гуляли

                   И немножечко устали.

Ребята, вам понравилось наше путешествие по осеннему лесу?

Что вам запомнилось?

В группу вам уже пора,

До свидания, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Путешествие в весенний лес».

Аннотация: Данный материал поможет обогатить словарь дошкольников, совершенствовать грамматический строй речи, учить детей не допускать ошибок при словоизменении и словообразовании, развивать пс...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

Тема: «Путешествие в осенний лес».Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.Задачи:•...

Конспекты лексико-грамматических занятий по теме: "Осень. Уборка урожая"

Развитие лексико-грамматического строя речи по темам: "Овощи", "Фрукты", "Урожай", "Деревья и кустарники осенью". Образование относительных прилагательных, приставочных глаголов, и т.д. Задания на раз...

Конспект открытого тематического занятия "Путешествие в осенний лес"

Сценарий тематического занятия для средней группы...

Конспект итогового фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи. "Путешествие по космическим просторам"

Цель: Систематизация знаний детей о космосеКоррекционно-образовательные задача: Систематизировать и обобщить знания детей о космосе.Коррекционно-развивающие задачи:-Развивать слуховое и зрительное вни...

Конспект группового логопедического занятия "Путешествие в осенний лес".

Цель занятия: расширять и систематизировать знания детей об осени, расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, учить составлять описательный рассказ с опорой на схему, разви...

конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"

Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...