Игры на слоговую структуру
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Лакова Татьяна Викторовна

Игры на слоговую структуру слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_slogovuyu_strukturu.docx105.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         Составила подборку игр

                                                                                        учитель-логопед Е.Н .Прокофьева

                                                                                        ГБОУ г. Москвы « Школа №2051»

Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.

Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика  моей логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.

Слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Дети старшего дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений. Для лучшего усвоения слоговой структуры я и разработала дидактические игры, на основе знакомых стихотворений и игр.

Цели:

  • Определение  наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;
  • Угадывание нормативного слова, содержащегося в искаженном, перевернутом  слове;
  • Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки.
  • развития речеслухового восприятия и речедвигательных  слоговых навыков.

Игры с мячом

resize

«Большой- маленький»  

Логопед называет предмет кидает мяч ребенку. В ответ, ребенок называет предмет в уменьшительно-ласкательной форме и возвращает мяч.

Дом- домик

Слон- слоник

Стол- столик

Нос- носик

Куст- кустик1

Шкаф- шкафчик

«Доскажи слово»

000476

Логопед говорит слово-  ребенок называет, заранее оговоренное окончание.

  …(ка) : кад-…, бан-…, гай-…, пап-…, юб-…, ут-…, дуд-…, кеп-…

…(ва) : тык-..,, бук-…, коф-…, ла-…, ай-…, хал-…, кан-…

… (ли) : туф-…, кег-…, ваф-…, пет-…, саб-…, кап-…

… (но) : вид-…, ок-…, пят-…, тем-…, дав-…, боль-…

«Чей детеныш?»

1464119122_kartinka-na-temu-zagadki-pro-domashnih-zhivotnyh

Логопед называет детеныша, ребенок кидает мяч и говорит его маму.

Волчонок- волчица

Зайчонок-  зайчиха

Жеребенок- лошадь

Теленок- корова 

«Мой веселый, звонкий мяч»40911

Ребенку предлагается отбивать по слогам стихотворение:

Мой- веселый- звонкий- мяч-

Ты- куда- пустился- вскачь?

Красный- синий- голубой

Выбирай- себе- любой!

Игры с движением

«Робот»

8ixKKy4ip

На полу разложена лестница из картона. Ребенку предлагается прошагать слово по слогам.

Ве-ло-си-пед

Ма-ши-на

Ско-во-род-ка

Ра-бо-та

Ве-ник  

Пе-тух

«Собираемся в детский сад»

kids-summer-clothes-clipart-1136352

В противоположных сторонах кабинета располагаются куклы мальчика и девочки.  Ребенку предлагается выбрать из предметных картинок одежду для мальчика и девочки. В движении, проговаривая  слова, отнести картинку к нужной кукле.

Да-ши-на  шап-ка

Да-ши-на  шу-ба

Да-ши-ны  сан-да-ли

Ми-ши-на  ру-баш-ка

Ми-ши-на  курт-ка

Ми-ши-ны са-по-ги

«Нехочуха»

2b3fbecbb9b57c5a7948df93547ad261

Логопед называет действие, ребенок его выполняет – но говорит, что не хочет это делать.

Федор, прыгай.   – не хочу прыгать

 Федор, ходи. – не хочу ходить.

 Федор, приседай.- не хочу приседать.

Федор, лети. – не хочу летать.

«Путаница»

img18

Логопед называет слово, переставляя слоги. Ребенок называет слово правильно.

Ло-та-па     лопата

Мо-то-лок   молоток

Жи-лы  лыжи

Ла-пи   пила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра-презентация "Слоговая структура"

Это пособие помогает провести как диагностику слоговой структуры слова, так и отрабатывать речевой материал по степени усложнения...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Дидактические игры на слоговую структуру

Это занимательные дидактические игры на формирование у детей слоговой структуры с помощью этих игр дети легче осваивают слоговую структуру....

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...