Опыт работы на тему «Формирование творческих способностей детей с нарушениями речи посредством музыкально-ритмического движений»
опыты и эксперименты по логопедии (средняя группа)

Кабанцева Лидия Николаевна

Создание условий обеспечивающие развитие творческих способностей детей с нарушениями речи посредством музыкального движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yayayaya.docx43.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Опыт работы на тему «Формирование творческих способностей детей с нарушениями речи посредством музыкально-ритмического движения»

МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»

Музыкальный руководитель: Кабанцева Л.Н.

Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения.

  Актуальность темы.

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки, движения, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармоничной личности ребенка. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного общества - человек, способный к творческому созиданию.

 Диагностика показывает, что с каждым годом все больше детей приходит в детский сад с пониженной эмоциональностью, нарушением общей моторики и координации движения, недоразвитием самоконтроля, саморегуляции, творческого самовыражения при выполнении движения, напряжением мышечного аппарата, а скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в движении, танце. Поэтому процесс развития творческих способностей детей замедляется. Проблема изучения произвольности поведения в процессе развития двигательной активности, творческого самовыражения актуально на сегодняшний день. В настоящее время в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи коррекционно-развивающая работа по формированию ритма движений и речи осуществляется в разных формах – на логопедических, логоритмических, музыкальных и физкультурных занятиях. В связи с этим актуальной и важной является проблема изучения у детей с общим недоразвитием речи особенностей развития музыкально-ритмических способностей, разработка системы формирования у них музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи.  Перед музыкальным руководителем стоит задача формирования двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, посредством освоения ребенком музыкально- ритмических движений и, как следствие, развиваются творческие способности у ребенка, в виде раскрепощенности в движениях, ориентации в пространстве, координации движений.

  Педагогические исследования

По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Актуальность проблемы сделала необходимость поиск вида музыкальной деятельности оптимальных с точки зрения формирования творчества. Но творческий характер очевиден для всех видов музыкальной деятельности. Однако из всех видов   я выбрала тот, который бы в наибольшей степени способствовал развитию творчества, отвечал природе

детского воображения. В этом поиске я опиралась на положение, сформулированное Л. С. Выгодским. Первым основополагающим для меня стало

его высказывание об особенностях детского организма. Л. С. Выгодский подчеркивал двигательную основу воображения, действенность, воссоздания его образов детьми «при посредстве собственного тела»

Э. Ж. Далькроз - создатель и распространитель системы ритмического восприятия. Он отмечал важность ритмизирования себя на уровне подсознания, и в этом ведущую роль отдавал музыке. Суть его методики состоит в развитии у детей музыкального слуха, памяти, пластики с помощью специальных тренировочных упражнений.

К.Орф — в 1978голу создал систему тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов, хлопков, щелчков. Использовал музыкальную игру как основной вид музыкально-ритмического движения, рекомендовал частое включение речи для создания различных тембров.  

Создатели отечественной системы музыкально-ритмического воспитания (Александрова, Бабаджан, Метлов, Ветлугина, и др.) выделяли музыкально-ритмические движения как отдельный вид музыкальной деятельности, в процессе которой осуществляется целенаправленное развитие чувства ритма. Доказана значимость работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями речи (Г. А. Волкова, В .А. Гринер). Эти общепедагогические исследования позволили мне сделать вывод, что музыкально-ритмическое движение - один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

 

Цель и задачи.

Цель: Создание условий обеспечивающие развитие творческих способностей детей с нарушениями речи посредством музыкального движения.

Задачи: -

-  развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие

способности детей.

- учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении

- формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности у

детей с общим недоразвитием речи

 Музыкально-ритмические упражнения

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки и т.д.), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т.д ). Выполняя музыкально- ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах, играх.

В музыкальном воспитании детей с речевыми проблемами я использую ряд других упражнений, а именно: активизирующих внимание, развивающих мелкую моторику.

 

 Виды музыкально-ритмических движений.

Помимо упражнений, к музыкально- ритмическим движениям относятся танцы, пляски, хороводы, игры

Зафиксированные -  это те движения, которые имеют авторскую композицию

Свободные – движения, придуманные детьми

Характерные – танцы Петрушек, Снежинок, Звездочек и. т.д

Сюжетные – форма рассказа, где в движениях передается содержание

Парные – строятся на основе основных движений – ходьбы, бега и танцевальных движений – поскок, пружинка, ковырялочка и т.д.

Танцы с пением – помогают координировать пение с движением.

 Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников.  С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи. Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), игры с пением, словом, а также дидактические игры.

Сюжетно инструментальные отличаются яркими музыкальными образами.

В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающими событиями.

Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с помощью которых решаются двигательные задачи - ритмические и творческие.

Игры с пением -  формируют интерес к музыке, пению, развивают музыкальный слух, память, чувство ритма, чистоту интонирования, а также решают коррекционные задачи – нормализуют психические процессы и свойства, тренируют двигательный аппарат

Дидактические игры – основное назначение музыкально дидактических игр в формировании у детей музыкальных способностей, в доступной форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамических слух, побуждать к самостоятельной деятельности   

Парные, характерные танцы

Парные танцы использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с нарушением речи часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. И все же отказываться от них нельзя, так как правильно подобранный танец может многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувства ритма, координацию движений, а еще  - механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера.

Использование характерных, сюжетных танцев зависит от состава группы и двигательных умений. Эти танцы обычно исполняются небольшой группой детей или даже индивидуально, а значит легче решить, кому из детей удобнее их исполнять.

 

Слайд 9       Танцы с пением и хороводы

Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.

   Жесты, изобразительные, пантомимические движения.

  «Козырек» смотреть, вглядываться вдаль.

Кисть (ладонью вниз) приставить ко лбу так, чтобы касаться его большим пальцем, остальные пальцы сомкнуты и «козырьком» нависают над глазами. При этом можно сделать выпад на ногу вперед (в сторону); корпус прямой и выведен в направлении устремленного взгляда.

   «Перетягивать канат». «Тащить репку из земли». «Пилить дрова».

Сгибаясь в пояснице, наклонять корпус то вперед, то назад, переводя   тяжесть тела с ноги на ногу; ноги располагаются одна перед другой; при этом кисти рук сжать в кулаки, будто они что-то держат. Движение выполняется несколько раз подряд.   

 Методы обучения музыкально-ритмическим движениям.

 

Наглядный метод -  используется как взаимодействие слухового и наглядно-зрительного анализатора

Метод показа – разучивание новых движений

Словесный метод – должен быть кратким, точным, конкретным

Практический метод – многократное повторение музыкально-ритмических движений

Игровой метод – подбор игр отвечающая задачам занятия по возрасту

Импровизационный метод – придумывания движений вместе с детьми

  Этапы обучения музыкально-ритмическим  движениям

-Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнений (фото)

-Этап углубленного разучивания – совершенствование деталей техники  (фото)

-Этап закрепления, совершенствования – образование двигательного навыка,    перевод его в творческое самовыражение (фото)

  Проявление творческих способностей детей.

 Итогом всей работы является показательные выступления. Дети с удовольствием выступают на утренниках, концертах.   Выполняют творческие задания в небольших музыкальных этюдах, разыгрывают сценки, участвуют в представлениях.

  Значение музыкально-ритмических движений  

- совершенствуется работа нервных центров

- развивается мышечный аппарат

- музыкальные способности, в том числе ее главный компонент- отзывчивость на музыку

- творческие способности

-эмоционально-волевая сфера

- речь

-  развивается координация движений

   Методическое обеспечение

  • К.В. Тарасова «Гармония»
  • А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»
  • Е.В.Горшкова «От жеста к танцу»
  • Н.В.Щеголева « Танцецветик»
  • С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика»
  • Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»
  • Р.А.Захарова «Сочинение танца»
  • С.И.Бекина «Музыкальное развитие ребенка»
  • Ж.ЕФилирева « Са-фи –дансе»

   

 Интернет ресурсы

  • MP3 sort.com
  • FoRKIDS.ru
  • myzryk.forum.ru
  • Pedsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения" (из опыта работы)

В презентация обобщен опыт работы на тему "Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения". Актуальность темы обусловлена тем, что дети-дизар...

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Личный творческий план по теме : «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в соответствии с ФГОС»

laquo;Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»на 2018 – 2019 учебный год...

Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений и основ танцевального искусства «Если хочешь танцевать».

Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство  для успешного художественного и нравственного воспита...