конспект игры-путешествия "Там лес и дол видений полны..."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мержиевская Юлия Владимировна

Игра-путешествие является итоговым мероприятием в рамках реализации проекта «Удивительный мир сказок А.С.Пушкина» с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igry-puteshestviya_tam_les_i_dol_videniy_polny.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ

 «ТАМ ЛЕС И ДОЛ ВИДЕНИЙ ПОЛНЫ»

Логопедическая тема: «Совершенствование грамматического строя речи».

Цель: Совершенствование навыка словообразования на материале сказок А.С.Пушкина

Задачи: Закреплять навыки словообразования; совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза; создавать условия для пополнения экспрессивной речи прилагательными; совершенствовать представления о значении устаревших слов; способствовать развитию общих речевых навыков, координации речи с движением, тонкой и общей моторики; автоматизировать  и дифференцировать поставленные звуки на материале стихов; закреплять выразительность речи: четкость дикции, правильность интонационного оформления фраз, правильности постановки пауз, неторопливый ритм речи; создавать условия для дальнейшего развития интереса к чтению художественной литературы; создавать условия для развития навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности; создать психологически комфортную атмосферу для работы  детей.

Педагогические технологии: игровые технологии, здоровье-сберегающие технологии; личностно-ориентированные технологии; технология развития критического мышления; информационно-коммуникационные технологии.

 Образовательная область: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Предварительная работа: чтение сказок А.С.Пушкина, разучивание отрывков из сказок; просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина; разучивание движений под музыку; совместное с детьми и родителями составление этимологического словаря устаревших слов.

Оборудование: 2 ряда стульев по 7 в каждом; музыкальный центр; экран; мультимедийная презентация, слайд шоу: №1 «Лукоморье с золотой рыбкой», №2 «Волшебный дуб», №3 «Деревянное корыто», №4 «Хрустальный дом», №5 «Парчовая кичка», №6 «Железный меч», №7 «Золотой перстень», №8 «Ржаной хлеб», №9 «Жемчужные бусы», №10 «Каменное крыльцо»; элементы оформления  музыкального зала («сказочные ворота», «ель», «белка в хрустальном дворце», «дорожки»); карточки с изображением следов животных и самих животных с обратной стороны; контейнеры от «киндер яиц» с заданиями-«шифровками» (прочти слово по первым звукам).

Музыкальный репертуар: музыка к песне «Спор Маши и Вити о сказках»;  вступления ко второй картине четвертого действия "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане"  Н.А.Римского-Корсакова.

Ход занятия

I Организационный момент. 

Л: - Здравствуйте, ребята. (Дети занимают места напротив экрана)

II Сообщение темы занятия.  Приглашение в сказку.

Л- Как вы думаете, существует мир, описанный в сказках? Послушаем  отрывок из песни. (Двое детей  поют по ролям первые два куплета из песни «Спор Маши и Вити о сказках»)

Л- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказкам величайшего русского поэта А.С.Пушкина. Для этого надо пройти через эти сказочные ворота.

Л- Вот мы и очутились в сказке. Но не просто в сказке, а у лукоморья.

Дети встают полукругом напротив экрана.

Л- Что такое лукоморье? (Слайд №1)

Р- Морской залив, бухта, изгиб морского берега.

III Основной этап занятия. 1. Упражнение «Семейка слов» (совершенствование навыка образования однокоренных слов)

Л- Посмотрите, кто это плывет? Из какой сказки?  

Р- Золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Л- Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом «рыба».

(Дети образуют слова рыбища, рыбка,  рыбалка, рыбак, рыболов, рыбачка,  рыбачил, рыбный)

Л- Молодцы! Давайте повторим все слова из одной семейки.

III Основной этап занятия. 2. Упражнение «У лукоморья дуб зеленый» (совершенствование навыка образования прилагательных от существительных (Слайд №2). Дети встают полукругом напротив экрана

Л- Какое дерево росло у Лукоморья? Этот дуб вырос в сказке, поэтому на нем можно увидеть  разные листочки. Скажите, какой листочек вы видите?

Р- Я вижу кленовый (дубовый, березовый,  липовый, рябиновый, осиновый, каштановый) листочек.

Л- Молодцы! Вы правильно назвали листочки.

III Основной этап занятия. 3. Упражнение «Чей след?» (совершенствование навыка  образование притяжательных прилагательных)

Оборудование: «дорожки», карточки с изображением следов животных.

Р-  «У лукоморья дуб зелёный…Следы невиданных зверей…»

Л- Возьмите с «дорожки» «след» и скажите, чей он.

Р- Это медвежий (лисий, волчий, заячий, беличий, рысий, олений, барсучий, гусиный, вороний) след.

Л- Вы отлично справились с заданием!

III Основной этап занятия. 4.Подвижное упражнение  «Во саду ли, в огороде» под музыку.  (Развитие общей и тонкой моторики, координации движений).

Оборудование: «ель», «белка в хрустальном дворце».

Дети встают полукругом около ели.

Л- Что это за дерево? Из какой сказки это дерево?

Р- Это ель из «Сказки о царе Салтане…»

Л- «Белка песенки поет Да орешки все грызет…» Какую песенку пела белка?

Р-  Во саду ли, в огороде.

Дети вместе с логопедом выполняют движения под музыку.

Руки согнуты в локтях, ладони направлены вперед и находятся на уровни груди. 1-4 счет:1,3-правая ладонь сжимается в кулак, левая-«открыта», 2,4- левая ладонь сжимается в кулак, правая-«открыта»;5-8 счет: ладони сжать в кулаки и совершать ими вращательные движения на каждый счет; 9-12 счет: последовательно соединять все пальцы обеих рук с большими, начиная с указательных; 13-15 счет: последовательно соединять все пальцы обеих рук с большими, начиная с безымянных; 16 счет: хлопок в ладоши; 17-20 счет: 17,19 – кулаком правой руки ударяем об открытую ладонь  левой руки; 18,20 -  кулаком левой руки ударяем об  открытую ладонь  правой руки; 21-24 счет: 21,23 – соединяем кулачки друг с другом; 22,24 – соединять локоточки; 25 счет: хлопок в ладоши; 26 счет: удар ладошками по коленям; 27-30 счет: 27, 29 – хлопок в ладоши; 28,30 – удар перекрещенными руками по плечам; 31 счет: хлопок в ладоши; 32 счет: удар ладошками по коленям.

III Основной этап занятия. 5 Упражнение «Шифровки». (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов).

Оборудование: контейнеры от «киндер яиц» с заданиями-«шифровками» (прочти слово по первым звукам).

Л- Достаньте из орешка от белочки задание, «расшифруйте» загаданное слово.

Дети разгадывают слова: очи, перст, диво, молвить, алый, рать, невод.

Л- Задание белочки вам «оказалось по зубам». Вы справились!

III Основной этап занятия. 6. Совершенствование представлений о значении устаревших слов.   Дети располагаются на ковре.

Л- Давайте вспомним отрывки из сказок А.С.Пушкина, в которых встречаются устаревшие слова и объясним их значение.

Р1- «И царица хохотать,… Гордо в зеркальце глядясь.» «Перст» - это палец.

От этого слово получилось слово «перстень».

Р2- «Тут соседи беспокоить… Но никак не успевали.» «Рать» - это войско, отряд воинов.  Слово «Воевода» получилось от слов «войско водит».

Р3-« Чуду царь Салтан дивится… Старой бабушки своей». «Очи» - глаза.

От этого слова получилось слово «очки».

Р4- «Царь Салтан дивится чуду;… У Гвидона погощу.» «Молвить» - говорить.

Р5- «Жил старик со своею старухой… Ровно тридцать лет и три года.» «Землянка»- углублённое в землю жилище, слово произошло от слова «земля».

Р6- «В свете ж вот какое чудо:… В чешуе златой горя.» «Диво» - чудо.

От слова «диво» получаются слова «дивный», «удивительный».

Л- Вы дали полные и правильные ответы!

III Основной этап занятия. 7. Упражнение «Что из чего?» (совершенствование навыка образования прилагательных от существительных).

(Слайд №3-10) Дети встают полукругом напротив экрана.

Л- На картинках изображены предметы, встречающиеся в сказках А.С.Пушкина. Подумайте: из каких материалов они сделаны?

Р- Корыто из дерева - деревянное; дом из хрусталя - хрустальный; кичка из парчи - парчовая; меч из железа - железный; перстень из золота - золотой; хлеб изо ржи - ржаной; бусы из жемчуга - жемчужные; крыльцо из камня - каменное.

IV Итог занятия.

Л- Вы отлично справились со всеми заданиями. Наше путешествие по сказкам подошло к концу, выйти мы должны так же через сказочные ворота. Снова попасть в удивительный мир сказок мы сможем тогда, когда возьмем в руки книжку и перечитаем свои любимые сказки или прочтем новые сказочные истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного открытого занятия "Моя Россия талантами полна" познание-социализация-коммуникация

Инегрированное занятие по ознакомлению с народно-прикладным творчеством, искусством, с элементами театрализации, с включениями речевых компонентов....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Улица полна неожиданностей»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, формировать навыки безопасного поведения на дорогах....

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию "Улица полна неожиданностей"

Для развития у детей способности воспринимать реальный мир улицы, правильного поведения и речевого общения воспитатель вместе с детьми обыгрывает различные ситуации: "Встреча с собакой", &qu...

Конспект семейного клуба «Затейники» на тему: «Семья полна своими традициями»

Конспектсемейного клуба «Затейники»на тему: «Семья полна своими традициями»...

Конспект развлечения с детьми на тему : «Дорога полна неожиданностей»

Данное занятие имеет следующие цели: закрепить знания детей о пдд, дорожных знаках, о правилах поведения на дорогах и в автотранспорте. Развивать речь, внимание, память. Воспитывать умение договариват...

Конспект занятия :«Путешествие в волшебный зимний лес, полный чудес и приключений.»

Совершенствовать представления детей о зимних явлениях в природе.Воспитывать  у детей умение наблюдать за красотой природных явлений....

Конспект занятия "Там лес и дол видений полны"

Представленное занятие является итоговым мероприятием в рамках реализации проекта "Удивительный мир сказок А.С.Пушкина" с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности...