«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи с использованием мнемотехники»
консультация по логопедии (старшая группа)

Кононенко Людмила Васильевна

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

   Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной описательно-повествовательной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_prezentatsii.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1станицы Копанской

муниципального объединения Ейский район

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи с использованием мнемотехники»

 

Подготовила учитель-логопед:

Л.В.   Кононенко

                     

        2019 год

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

   Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной описательно-повествовательной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.

        В   своей работе по формированию самостоятельной описательно-повествовательной речи у дошкольников использую  метод мнемотехники.

Слайд 1Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза 

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Слайд 2Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Слайд 3

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. 

        Задачи:

  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

Слайд 4

Структура мнемотехники

Слайд 5

Этапы работы с мнемотаблицами

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Слайд 6

Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.

Она служит для  развития основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

Развивает речь, умение связно рассказывать.

Слайд 7

Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.

Слайд 8

Метод мнемотехники помогает педагогу научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы.

Слайд 9

Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.

Слайд 10

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме коллажей.

Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Коллаж – это учебное пособие.

Цели: - Закрепление различных методов запоминания;

- развитие фотографической памяти ребенка;

 - расширение словарного запаса, образного восприятия;

- развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Слайд 11

Этапы работы.

  1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
  2. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)
  3. Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т. п.
  4. Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации.

Слайд 12

Рассказ по коллажу на тему «Осень»

  1. Буква О потому что осень начинается на звук О (осенний месяц октябрь).
  2. Цифра 3 – три месяца осени.
  3. Буква С - сентябрь.
  4. Буква Н - ноябрь.
  5. Овощи и фрукты-люди осенью собирают урожай овощей и фруктов.
  6. Птицы улетают в теплые края.
  7. Зонт - часто идут дожди.
  8. Елка - в лесу звери готовятся к зиме, люди собирают грибы, ягоды.
  9. Дети 1 сентября идут в школу.
  10. Листья на деревьях меняют цвет.
  11. Солнце светит мало.
  12. Люди одевают теплую осеннюю одежду.
    Слайд 13

Таким образом, с помощью мнемотаблиц и коллажей можно достичь следующих результатов:

● Вызвать у детей желание пересказывать рассказы, заучивание стихов, составлению рассказов — как на занятии, так и в повседневной жизни.

● Расширить круг знаний об окружающем мире.

● Активизировать словарный запас.

● Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно- образное мышление детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Известно, что память детей носит непроизвольный характер, т.е. лучше запомина...

Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (опыт работы)

Использование в работе методики  Глухова для выявлени уровня знаний детей самостоятельной описательной речи...

Формирование самостоятельной описательно-повествовательной работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста....

Развитие связной речи с использованем мнемотехник

Материал содержит практическе рекомендации по развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению рассказыванию....

Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственной организационной  деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней  группыТема: «Путешествие по сказкам»...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.

В статье имеется описание использования мнемотехники, а именно пособия О.А. Романович "Запоминалочки"....