НОД по развитию речи с использованием мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Конспект НОД по  коммуникации  

                                  Тема: «Зима»  в подготовительной группе.

           

          Образовательные цели. Обобщение представлений о зиме. Актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка пересказа.

     Развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.

    Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения.

    Оборудование. Магнитофон, кассета с записью пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» из его «Детского альбома», кассета с записью звуков зимнего леса, мольберт, картина И. Грабаря «Роскошный иней», рассказ Д. Зуева «Зимний лес», мнемотаблица к рассказу «Зимний лес»; букет из веток выдержанных в перенасыщенном растворе поваренной соли, контейнеры с фишками для звукового анализа слов (по числу детей).

    Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке; за тем, как меняется цвет снега в зависимости от освещенности. Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки. Разучивание стихов: А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С, Есенина. Разучивание на физкультурном занятии подвижной игры «Медведь». Слушание и обсуждение на музыкальном занятии пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» из его «Детского альбома».Подготовка коллективной работы «Ветки в инее» в совместной деятельности.

                    НОД

    1. Организационный момент

Слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Зимнее утро». Создание эмоционального фона занятия. Сообщение темы занятия.

    Воспитатель приглашает детей в кабинет, где звучит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро». Дети проходят к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом. На мольберте стоит картина И. Грабаря «Роскошный иней». Рядом с мольбертом на полу находится ваза с букетом из «заснеженных» веток. Пьеса звучит 3—4 минуты, потом  воспитатель выключает магнитофон

    Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Вы расскажете мне все, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим картину И. Грабаря «Роскошный иней», будем пересказывать рассказ «Зимний лес». А сейчас расскажите о том, каким стало ваше настроение, когда вы вошли в музыкальный зал, услышали пьесу П. Чайковского «Зимнее утро», увидели картину И.Грабаря и букет из «заснеженных» веток.

   2.Рассказывание стихов русских поэтов о зимней природе Развитие эмоционального мира, общих речевых навыков, памяти.

     Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

    Воспитатель. Мы с вами выучили много стихов русских поэтов о зиме. Вспомните и расскажите те из них, которые, на ваш взгляд, созвучны настроению этой картины. Старайтесь рассказывать стихи громко, четко и выразительно,

1-й ребенок.

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл — и вот сама

    Идет волшебница зима.

    Пришла, рассыпалась, клоками

    Повисла на суках дубов:

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов;

    Брега с недвижною рекою

    Сравняла пухлой пеленою;

    Блеснул мороз. И рады мы

    Проказам матушки зимы.

(А. Пушкин)

    2-й         ребенок.

    Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит —

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит

(Ф. Тютчев)

    3-й         ребенок.

    Мама! Глянь-ка из окошка —

    Знать вчера недаром кошка

    Умывала нос:

    Грязи нет, весь двор одело,

    Посветлело, побелело —

    Видно, есть мороз.

    Не колючий, светло-синий

    По ветвям развешан иней...

(А. Фет)

    4-й         ребенок.

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

(С.Есенин)

          Воспитатель может не просто оценить рассказывание детьми стихов, а предложить совместно выбрать лучшего рассказчика.

      3.Рассматривание картины И. Грабаря «Роскошный иней» Развитие эмоционального мира и образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.

     Педагог берет в руку  указку и привлекает внимание детей к картине.

    Воспитатель. Что изобразил художник на картине, которую он назвал «Роскошный иней»? Постарайтесь описать деревья, землю, небо.

    Дети. Художник нарисовал зимний березовый лес, деревья, покрытые пушистым инеем. На земле в лесу лежит снег. Небо ясное и высокое. Видно, что это морозный день.

    Воспитатель. Какие тона преобладают на картине и почему?

    Дети. Картина написана в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой, и розовый, и сиреневый.

    Воспитатель. Мы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещения. На прогулке мы не раз видели, как меняется цвет снега. Расскажите о том, какой снег мы видели.

     Дети. Утром на прогулке мы видели серебристый снег, на котором лежали голубые тени. Днем из окна мы наблюдали золотистый, освещенный ярким солнцем снег. Вечером, под лучами заходящего солнца снег казался розовым. А когда мы идем домой из детского сада, в темноте он кажется синим.

    Воспитатель. Верно. Вот потому снег и иней на картине Игоря Грабаря не белые. На них играют оттенки всех цветов: голубого, розового, сиреневого. Какими еще словами можно охарактеризовать снег и иней на картине? Какой снег?

    Дети. Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный.

    Воспитатель. А иней какой?

    Дети. Пушистый, мохнатый, игольчатый, холодный.

        Воспитатель. Что вы можете сказать о березках, изображенных на картине?

    Дети. Березки нарядные, праздничные, опушенные инеем, мохнатые, кружевные.

    Воспитатель. Представьте, что мы с вами оказались на поляне перед березками. Что мы увидим, услышим, почувствуем в зимнем лесу? Послушайте звуки зимнего леса и подумайте одну минуту.

     Педагог вновь включает магнитофон (запись звуков зимнего леса) и ионизатор воздуха. Дети рассматривают картину и слушают звуки зимнего леса. Затем педагог выключает магнитофон и ионизатор.

    Воспитатель. Расскажите о своих ощущениях.

    Дети. Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щеки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега и инея. В лесу тихо. Только где-то вдалеке стучит дятел, изредка тенькают синицы.

     Воспитатель. А ветер есть?

     Дети. Ветра нет, поэтому мохнатый иней не осыпается с веток.

     Воспитатель. Какое у вас настроение при рассматривании этой картины?

     Дети. Настроение радостное. Нам приятно смотреть на картину

      4. Чтение воспитателем рассказа Д. Зуева «Зимний лес». Развитие речевого слуха.

       Воспитатель берет в руки книгу.

     Воспитатель. А теперь я прочитаю вам рассказ, который по настроению созвучен картине И. Грабаря. Послушайте его.

Зимний лес

        Пробушевала метель - и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

        На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи:

        Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу - ни сучка, а на макушке - пышная снежная шапка.

        Ясная береза распустила светлые косы, покрытых инеем ветвей, блестит

на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

         Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Хорош лес в зимнем уборе!

         5.Беседа по тексту рассказа с использованием мнемотаблиц. Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря.

         Воспитатель помещает на мольберт рядом с картиной мнемотаблицу и, задавая вопросы, привлекает внимание детей к соответствующим символам.

       Воспитатель. Давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Таблица поможет вам ответить на мои вопросы. С чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели?

           1й ребенок. Пробушевала метель, и лес преобразился.

               2й ребенок. Стало тихо.

       Воспитатель. Что значит «преобразился»? Как вы понимаете это слово?

       Дети. Стал другим, изменился.

       Воспитатель. Верно. И кого же напомнил автору зимний лес?

              3й ребенок. Стоит лес, словно витязь в хвойной кольчуге.

       Воспитатель. О ком дальше говорит автор?

              4й  ребенок. Синичка сядет на ветку, а ветка не дрогнет

       Воспитатель. Как описаны в рассказе крохотные елочки?

           1й ребенок. На поляне стоят крохотные елочки. Их занесло снегом. Как они хороши!

        Воспитатель. Автор говорит, что елочки стоят особняком. Что это значит? Как вы понимаете это слово?

        Дети. Стоят в стороне, особо.

        Воспитатель. Елочки хороши и пригожи. Как вы понимаете слово «пригожи»?

        Дети. Очень красивы.

        Воспитатель. О каких деревьях говорятся дальше? Какие прически у сосен? Что у них на макушках?

                Дети.  Вьюга украсила прически стройных сосен. На макушках у них пышные шапки снега.

        Воспитатель. Автор говорит, что вьюга посеребрила прически сосен. Что значит

        Дети. Сделала серебристыми, блестящими.

        Воспитатель. Как описаны в рассказе березка, светлые косы ее ветвей, ее тонкая кора?

                Дети. Березка распустила ветки, опушенные инеем.

                Дети. На солнце блестит ее розовая кора.

        Воспитатель. Как в рассказе описан глубокий сон зимней природы?

            Дети. Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне.

         Воспитатель. Что автор говорит о сверкании снега?

                 Дети. Сверкает снег, вспыхивают блестящие искры.

         Воспитатель. Как заканчивается рассказ?

                 Дети. Хорош лес в зимнем уборе!

         Воспитатель. Молодцы! Вы отлично ответили на мои вопросы. А теперь еще раз послушайте рассказ, потому что вы будете его пересказывать.

                  6.Повторное чтение рассказа Д. Зуева. Развитие речевого слуха.

             Перед тем как начать чтение, воспитатель рекомендует детям внимательно смотреть на мнемотаблицу.

                  7.Пересказ рассказа детьми Развитие связной речи и памяти.

             Воспитатель предлагает детям пересказать текст, используя миемотаболицу в качестве зрительной опоры. Пересказывают двое детей, затем воспитатель оценивает их работу или предлагает сделать это остальным детям.

                  8.Физкультурная пауза «Медведь». Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.

             Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и сделать знакомое упражнение.

             Как на горке — снег, снег.

            Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх.

             И под горкой — снег, снег.

            Медленно приседают, опускают руки.

             И на елке — снег, снег

             И под елкой — снег, снег.

            Приседают и опускают руки.

             А под снегом спит медведь.

             Тише, тише... Не шуметь!

(И.Токмакова)

             На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.

             9.Звуковой анализ слова «зима» Совершенствование навыков звукового анализа слов.

            Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и ставит перед каждым из них контейнер с фишками для звукового анализа.

        Воспитатель. Сегодня мы говорим о зиме. Давайте выложим схему слова «зима». {Дети выкладывают схемы.)

           Вы выполнили мое задание, составили схему слова «зима» правильно. Отвечайте на мои вопросы полными предложениями. Сколько звуков в слове «зима»?

           1й        ребенок. В этом слове четыре звука.

         Воспитатель. Принесите из по порядку

              2й ребенок. [3'], [и], [м], [а].

       Воспитатель. Сколько гласных звуков

в слове «зима»? Какие это звуки?

              3й ребенок. В слове «зима» два гласных звука: [и], [а].

       Воспитатель. Сколько согласных звуков в слове «зима»? Какие это звуки?

              4й ребенок. В слове «зима» два согласных звука: [з'], [м].

       Воспитатель. Расскажите о каждом из этих звуков.

           1й ребенок. Звук [з'] — согласный, мягкий, звонкий.

               2й ребенок. Звук [м] — согласный, твердый, звонкий.

        Воспитатель. Отлично! Вы справились с очень трудной задачей. Уложите фишки в контейнеры.

           10.Окончание занятия Оценка работы детей.

           Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, чем им понравилось заниматься, каким было их


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Известно, что память детей носит непроизвольный характер, т.е. лучше запомина...

Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственной организационной  деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней  группыТема: «Путешествие по сказкам»...

Методическое пособие по развитию речи с использованием мнемотехники

Пояснительная записка           Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, ...

Развитие речи с использованием мнемотехники.

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.По мере разви...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «Рассказывание сказки «Теремок»

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить ...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «По следу жадных медвежат»

Это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ....

Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста

Создание системы работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста.Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи у детей.Вовлечь родител...