Главные вкладки

    Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «Рассказывание сказки «Теремок»
    учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

    Силантьева Олеся Даниловна

    Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную форму обучения рассказыванию.» Автор: Силантьева Олеся Даниловна воспитатель МБДОУ Д/С №14 «Ромашка»

    Слайд 2

    Условия возникновения, становления опыта работы Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников . Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей . Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

    Слайд 3

    Актуальность опыта работы Среди умений и навыков, которые необходимо развивать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

    Слайд 4

    Главная цель Развивать связную речь детей дошкольного возраста.

    Слайд 5

    Задачи: Развивать коммуникативные навыки; Развивать познавательные и творческие способности; Продолжать формировать связную речь детей, через развитие различных видов памяти; Формировать учебную мотивацию путём увеличения интереса к предложенной деятельности.

    Слайд 6

    Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций .

    Слайд 7

    Мнемотехника Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы Мнемотехника

    Слайд 8

    Перекодирование информации. У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки. Воспроизведение таблицы по памяти.

    Слайд 9

    Три этапа работы по мнемотехнике: 1 этап: Р ассматривание таблицы и разбор того , что на ней изображено. 2 этап: Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: Осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.

    Слайд 10

    Мнемотаблицы: «Времена года»

    Слайд 11

    Дидактические таблицы по сказкам.

    Слайд 12

    Пересказ . Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

    Слайд 13

    ХЛЕБ Вот он хлебушек душистый, вот он круглый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел. В нем здоровье, сила наша. В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

    Слайд 14

    Дидактический материал «Стихи в картинках»

    Слайд 15

    Дидактический материал «Загадки в картинках» Травка зелёная, Солнышко весёлое, Птицы прилетели, Громко запели. Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

    Слайд 16

    В связи с введением Федеральных государственных требований актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования, она является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста. А использование метода мнемотехники в занятиях приносит очень хороший результат: - связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам; - словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный. - ребята активнее работают на занятиях. - дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составляют рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции; - активизировался интерес к заучиванию стихов.

    Слайд 17

    На начало средней группы

    Слайд 18

    На конец средней группы

    Слайд 19

    Работа с родителями 1 .Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей. 2. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. 3. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

    Слайд 20

    Планы на будущее Работу с мнемотаблицами я буду продолжать и дальше. Мне хотелось бы уделить больше внимания творческому рассказыванию, систематизировать работу по развитию у детей познавательных интересов. Постепенно осуществлять переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Таким образом дети будут проявлять творческую самостоятельность, т.е. мнемотаблицы создавать, придумывать - вместе, сообща.

    Слайд 21

    Результативность опыта Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты . Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста.

    Слайд 22

    Методическая литература

    Слайд 23

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



    Предварительный просмотр:

    «Рассказывание сказки «Теремок»»

    Задачи:

    Обучающие:

    Называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу.  Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.  Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий. Закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности. Закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.

    Развивающие:

    Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление. Умение соотносить звуковые символы с образами.

    Воспитательные:

    Воспитывать доброе отношение к животным. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

    Наглядный материал:

    Мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц»); персонажи настольного театра по сказке «Теремок»; на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; круги разного цвета (маленький серый будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, белый зайчика, оранжевый – лисичку, большой серый – волка, большой коричневый – медведя)).

    Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок»; рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблицам; показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр); пение песен про животных; чтение стихотворений про животных; дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог в центре, перед ними. Рядом стоит маленький столик и мольберт с магнитной доской. Раздаётся стук и появляются герои настольного театра (зайчик и волк).

    Педагог. Здравствуйте ребятки!
    Дети. Здравствуйте 
    Педагог. Ребята кто пришёл к нам в гости?
    Дети. Зайчик и волк.
    Педагог. Ребята, а как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
    Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу
    Педагог. Правильно, молодцы!
    А давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой он?

    Рассказывание по мнемотаблице «Заяц» <Рисунок 1>.

    http://festival.1september.ru/articles/594284/img2.jpg

    (Рис.1)

    Заяц

    Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

    Педагог. Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.

    Рассказывание по мнемотаблице «Волк» <Рисунок 2>.

    http://festival.1september.ru/articles/594284/img4.jpg

    (Рис.2)

    Волк

    Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

    Снова раздаётся стук, и появляются герои настольного театра (мышка, лягушка, лисичка и медведь). Здороваются с детьми.

    Педагог. Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло!? Много!..
    Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка? 
    Дети. В норке, 
    Педагог. А лягушка? 
    Дети. На болоте. 
    Педагог. Зайчик живёт… 
    Дети. Под кустом. 
    Педагог. А лиса где живёт? 
    Дети. В норе. 
    Педагог. Как называется дом волка?? 
    Дети. 
    Педагог. Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом медведя? 
    Дети. Берлога. 
    Педагог. Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали. А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике? 
    Дети. «Теремок»
    Педагог. Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?
    Дети. Жили-были, однажды…
    Педагог. А заканчиваются сказки какими словами?
    Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…
    Педагог. А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
    Дети. Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
    Педагог. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:

    Мышка… (норушка),
    Лягушка… (квакушка),
    Зайчик… (побегайчик),
    Лисичка… (сестричка),
    Волк… (зубами щёлк),
    Медведь…(косолапый).

    Педагог. А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Зеркало», я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной.

    После игры дети садятся на свои места.

    Педагог. Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

    Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок» <Рисунок 3>.

    http://festival.1september.ru/articles/594284/img6.jpg

    (Рис.3)

    Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить.
    Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик.
    Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. 
    Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

    Педагог. Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл первым?
    Дети. Мышка.
    Педагог. Мышка какая?  Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая?
    Дети. Весёлая.
    Педагог показывает, как обозначить на рисунках каждого из персонажей <Рисунок 4>.

    http://festival.1september.ru/articles/594284/img8.jpg

    http://festival.1september.ru/articles/594284/img10.jpg

    (Рис.4)

    Если дети не устали, и у них сохранился интерес, педагог предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного театра. Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Тема: "Запутанные сказки"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Цели: развитие связной речи, пополнение словаря.  воспитание  интереса к художественной литературе, развитие внимания...

    Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием элементов мнемотехники "Путешествие в страну Загадок"

    В течении двух лет я работала над методической темой "Развитие речи у детей через использование элементов мнемотехники". Тема очень интересная, элементы мнемотехники использую, как в непосредственно о...

    Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «По следу жадных медвежат»

    Это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ....

    Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием дидактических игр "Путешествие в сказочную страну"

    Цель занятия  состояла в том, чтобы научить детей составлять предложения,рассказывать сказку последовательно, используя картинки.Повторить названия животных и их детенышей, жилища животных и птиц...

    Конспект занятия для средней группы по развитию речи с использованием «космического песка»

    Целью занятия является создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в совместной деятельности....

    Открытое занятие в средней группе по развитию речи с использованием ИКТ на тему: «Увлекательное путешествие с Феей сказок»

    Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приобщения к устному народному творчеству: сказке, формирование эмоционального отношения к сказкам. Задачи:1....