Главные вкладки

    Формирование самостоятельной описательно-повествовательной работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

    Харченко Ирина Григорьевна

    Использование приемов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon buklet_rmo_rr.doc364 КБ

    Предварительный просмотр:

    МНЕМОТЕХНИКА

    Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс

    запоминания информации.

    Примером может служить всем знакомая фраза

    «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

         Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

         Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

    Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам.

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.

         В работе с мнемотаблицами можно выделить ряд этапов:

    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

    Структура мнемотехники

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №1  

    ст. Копанская МО Ейский район

    МАСТЕР - КЛАСС

    ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста

    «Использование приёмов мнемотехники

    для развития речи детей дошкольного возраста»

    старший воспитатель

    Харченко Ирина Григорьевна

    Февраль, 2014г.

    МНЕМОТЕХНИКА ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ И ПОТЕШЕК

         Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать.  Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов и потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек  в нашем ДОУ используют прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явления природы,т.е. можно изобразить все то считаете нужным, и так чтобы нарисованное было понятно детям.

         «ОВОЩИ»

    Хозяйка однажды

     с базара пришла,
    Хозяйка с базара

    домой принесла:
    Картошку, капусту,

    морковь и горох,
    Петрушку и свеклу, ох!
    Накрытые крышкой,

     в душном горшке

    Кипели, кипели в

     крутом кипятке:
    Картошка, капуста,

    морковь и горох
    Петрушка и свекла, ох!
    И суп овощной

     оказался неплох!
    (Ю. Тувим)
     

    Использование модельных схем при заучивании стихотворений облегает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ В ПЕРЕСКАЗЕ

    ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

         Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроиз-ношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Например, мнемотаблицы можно использовать при пересказе сказок. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи.

     

    СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАСКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

    Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.

    Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (опыт работы)

    Использование в работе методики  Глухова для выявлени уровня знаний детей самостоятельной описательной речи...

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

    Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...

    План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».

    Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...

    «Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи с использованием мнемотехники»

    Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   О...

    Диагностика «Использование метода матриц в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для самостоятельного составления таблиц по ФЭМП».

    Диагностика«Использование метода матриц в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для самостоятельного составления таблиц по ФЭМП»....