Формирование самостоятельной описательно-повествовательной работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Харченко Ирина Григорьевна

Использование приемов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_rmo_rr.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс

запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

     Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

     Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.

     В работе с мнемотаблицами можно выделить ряд этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Структура мнемотехники

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1  

ст. Копанская МО Ейский район

МАСТЕР - КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста

«Использование приёмов мнемотехники

для развития речи детей дошкольного возраста»

старший воспитатель

Харченко Ирина Григорьевна

Февраль, 2014г.

МНЕМОТЕХНИКА ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ И ПОТЕШЕК

     Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать.  Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов и потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек  в нашем ДОУ используют прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явления природы,т.е. можно изобразить все то считаете нужным, и так чтобы нарисованное было понятно детям.

     «ОВОЩИ»

Хозяйка однажды

 с базара пришла,
Хозяйка с базара

домой принесла:
Картошку, капусту,

морковь и горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой,

 в душном горшке

Кипели, кипели в

 крутом кипятке:
Картошка, капуста,

морковь и горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной

 оказался неплох!
(Ю. Тувим)
 

Использование модельных схем при заучивании стихотворений облегает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ В ПЕРЕСКАЗЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

     Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроиз-ношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Например, мнемотаблицы можно использовать при пересказе сказок. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАСКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (опыт работы)

Использование в работе методики  Глухова для выявлени уровня знаний детей самостоятельной описательной речи...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».

Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...

«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи с использованием мнемотехники»

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   О...

Диагностика «Использование метода матриц в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для самостоятельного составления таблиц по ФЭМП».

Диагностика«Использование метода матриц в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для самостоятельного составления таблиц по ФЭМП»....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...