"В гостях у Федоры" лексическая тема "Посуда"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Фронтальное занятие в старшей логопедической группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексики в старшей группе
Тема: «Посуда»
Цель: расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширение словарного запаса за счет имен существительных (молочник, сахарница, конфетница);
- закрепление в речи обобщающих понятий значений( кухонная, столовая, чайная).
- употребление предлогов –на, - в
Словообразование:
- уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
- относительных прилагательных ( из стекла- стеклянный);
- многозначные слова;
Коррекционно - развивающие задачи: развитие диалогической речи, тонкой и общей моторики; развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи.
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участии в занятии. Воспитание бережного отношения к вещам.
Словарь предметный: тарелка, чашка, бокал, чайник, ложка, вилка, нож, сковорода, кувшин, ковш, половник
Словарь глагольный : мыть, чистить, полоскать, вытирать, сушить, убирать, расставлять, беречь
Словарь признаков: красивая, чистая, большая, маленькая, чайная, столовая, кухонная
Оборудование: предметные картинки, разрезанные картинки, посуда, настоящие продукты (чай, сахар, конфеты, хлеб, сухари), игра «Наведем порядок», мяч, костюм для Федоры, ширма, звучащие предметы, трафареты чашек (для вводной структуры).
Ход занятия.
- –Дети, отгадайте загадку:
Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь-разобьюсь.
- (Посуда)
- В какой сказке Корнея Ивановича Чуковского посуда убежала от своей хозяйки? («Федорино горе»)
- Почему посуда убежала от Федоры? (Федора не мыла посуду, била, запылила, закоптила, плохо ухаживала за ней)
- – (Кукла Федора плачет из-за ширмы):
Ой, болит голова!
Да, наверно, я больна!
Что-то очень плохо мне.
Я посуду бы помыла, только ручек не поднять.
Я бы щей себе сварила, только хочется поспать!
Л: Ах, Федора. Что же ты такая плохая хозяйка. Не хозяйка, а горе луковое.
Ф: Да я не умею ничего. Кто же мне поможет?
- Л: Дети, поможем Федоре? Расскажите как нужно ухаживать за посудой? (Мыть, чистить, полоскать, вытирать, сушить, ухаживать, бережно обращаться, любить, ласково её называть).
Ф: А я не знаю как.
- Игра «Назови ласково»
- Дети, давайте назовем посуду ласково.
В колокольчик позвони - слово ласково назови.
чашка- чашечка
тарелка-
кастрюля-
сковорода-
чайник-
ложка-
вилка-
нож-
бокал-
кувшин-
ваза-
ковш-
половник-
-Молодцы, правильно назвали.
Ф:
- Послушайте загадки:
- На столе стоит
Чай горячий в ней налит.
Что это? (Чашка)
Л:
-Для чего нужна чашка? (Чтобы пить чай)- Посуда для чая- чайная
- Упражнение «Подумаем на чай» (развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи).
Дети стоя дуют на чашки ( с кусочком ваты)
Л. – Я предлагаю вам выпить чай, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так. (2-3 раза)
Федора:
Загадка:
Варю я пищу вашу
К обеду суп да кашу. (кастрюля)
Л:
-Для чего нужна кастрюля? (Чтобы в ней готовить)
-Как называется посуда для приготовления пищи на кухне? (кухонная)
Ф:
Загадка:
Бывает глубокой, бывает и мелкой,
а называется… (тарелкой)
Л:
-Посуда в которую раскладывают готовую пищу и ставят на стол, называется ? (столовая посуда)
- Дети, давайте мы наведем порядок и расставим посуду по местам.
7. Д/И «Наведем порядок»
На плиту поставим кухонную посуду,
В шкаф на полки - чайную,
На стол- столовую посуду.
(Дети раскладывают картинки и проговаривают: «Я поставлю тарелку на стол. Я поставлю кастрюлю на плиту).
-Молодцы. Теперь посуда стоит на своем месте.
8. Пальчиковая гимнастика:
Ложки, вилки и ножи – нам всегда они нужны.
как называются? – столовые приборы.
А мы можем и поиграть.
9. Игра «Услышь посуду»
(на развитие слухового внимания)
-дети, закройте глаза и хлопните в ладоши , если услышите звук посуды
(За ширмой звенит колокольчик, шуршание пакета, звук погремушки, стук ложки о стакан, стук крышки о кастрюлю)
(дети открывают глаза)
- Что вы услышали? (звук посуды)
10. Физкультминутка
Уж как наша-то Федора
смотрит влево
смотрит вправо,
смотрит вверх,
смотрит вниз,
чуть присела на карниз,
а с него свалилась вниз.
- Федора появляется : Я пока посуду переставляла, нечаянно что-то разбила. Дети, помогите мне склеить части посуды.
11. Соберите части посуды и скажите «Что без чего?»
(Чайник без носика, кастрюля без ручек, тарелка без краешка, вилка без зубцов, стакан без донышка, ваза без стеночек и др.).
Спасибо ребята, помогли мне. Ох, не буду! Ох, не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду любить и уважать.
12. Многозначные слова
На фланелеграфе чайник без ручки, без носика, без донышка)
У кого или у чего еще есть предметы, которые называются словом «ручка»?
Теперь можно и отдохнуть и позвать гостей на
13. «Веселое чаепитие»
(Дети встают вокруг стола, на столе чайная посуда)
(Показываю чай) Куда положить чай? (в чайник)
чайник как называется ? (заварочный)
Посуда для чая? (чайная)
Поставим чашки на блюдца.
В сахарницу сахар насыпаем,
хлеб и булку в хлебницу кладем,
молоко в молочник наливаем,
сухари в сухарницу кладем.
-Куда положили конфеты? (в конфетницу)
Сухари? (в сухарницу)
хлеб? (в хлебницу)
сахар? ( в сахарницу)
салфетки? (в салфетницу)
Итог: Дети, вы все сегодня молодцы! Правильно называли посуду, расставили её на свои места. Помогли бабушке Федоре. Выбирайте себе красивые наклейки и наклейте их на свои тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...
«В тереме расписном я живу. К себе в гости в избу всех гостей приглашу».
Фольклорное развлечение в русской избе....

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») «КАК ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ И КАК САМИМ БЫТЬ ГОСТЕМ? ОБ ЭТОМ ОБО ВСЕМ У ЗНАТОКОВ МЫ СПРОСИМ»
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Тренинг для детей старшей и подготовительной групп "Мы в гости, к нам гости"
Данный тренинг поможет в игровой форме познакомить детей с правилами поведения в гостях, закрепить эти знания на практике....
Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"
1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...
