"В гостях у Федоры" лексическая тема "Посуда"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Фронтальное занятие в старшей логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_sredney_gruppe.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексики в старшей группе

Тема:  «Посуда»

Цель: расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

 Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширение словарного запаса за счет имен существительных (молочник, сахарница, конфетница);
  • закрепление в речи обобщающих понятий значений( кухонная, столовая, чайная).
  • употребление предлогов –на, - в

Словообразование:

  • уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • относительных прилагательных ( из  стекла- стеклянный);
  • многозначные слова;

Коррекционно - развивающие задачи: развитие диалогической речи, тонкой и общей моторики; развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи.

Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участии в занятии. Воспитание бережного отношения к вещам.

Словарь предметный: тарелка, чашка, бокал, чайник, ложка, вилка, нож, сковорода, кувшин, ковш, половник

 Словарь глагольный : мыть, чистить, полоскать, вытирать, сушить, убирать, расставлять, беречь

Словарь признаков: красивая, чистая, большая, маленькая, чайная, столовая, кухонная  

Оборудование: предметные картинки,  разрезанные картинки, посуда, настоящие продукты (чай, сахар, конфеты, хлеб, сухари), игра «Наведем порядок», мяч, костюм для Федоры, ширма, звучащие предметы, трафареты чашек (для вводной структуры).

Ход занятия.

  1. –Дети, отгадайте загадку:

Я  рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь-разобьюсь.

  • (Посуда)
  • В какой сказке Корнея Ивановича Чуковского посуда убежала от своей хозяйки? («Федорино горе»)
  • Почему посуда убежала от Федоры? (Федора не мыла посуду, била, запылила, закоптила, плохо ухаживала за ней)

  1. – (Кукла Федора  плачет из-за ширмы):

Ой, болит голова!

Да, наверно, я больна!

Что-то очень плохо мне.

Я посуду бы помыла, только ручек не поднять.

Я бы щей себе сварила, только хочется поспать!

Л: Ах, Федора. Что же ты такая плохая хозяйка. Не хозяйка, а горе луковое.

Ф: Да я не умею ничего. Кто же мне поможет?

  1. Л: Дети, поможем Федоре? Расскажите как нужно ухаживать за посудой? (Мыть, чистить, полоскать, вытирать, сушить, ухаживать, бережно обращаться, любить, ласково её называть).

Ф: А я не знаю как.

  1. Игра «Назови ласково»
  • Дети, давайте назовем посуду ласково.

В колокольчик позвони - слово ласково назови.

чашка- чашечка

тарелка-

кастрюля-

сковорода-

чайник-

ложка-

вилка-

нож-

бокал-

кувшин-

ваза-

ковш-

половник-

-Молодцы, правильно назвали.

Ф:

  1. Послушайте загадки:
  • На столе стоит

Чай горячий в ней налит.

Что это? (Чашка)

Л:

-Для чего нужна чашка? (Чтобы пить чай)- Посуда для чая- чайная

  1. Упражнение «Подумаем на чай» (развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи).

Дети стоя дуют на чашки ( с кусочком ваты)

Л. – Я предлагаю вам выпить чай, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так. (2-3 раза)

Федора:

Загадка:

Варю я пищу вашу

К обеду суп да кашу. (кастрюля)

Л:

-Для чего нужна кастрюля? (Чтобы в ней готовить)

-Как называется посуда для приготовления пищи на кухне? (кухонная)

Ф:

Загадка:

Бывает глубокой, бывает и мелкой,

а называется… (тарелкой)

Л:

-Посуда в которую раскладывают готовую пищу и ставят на стол, называется ? (столовая посуда)

  • Дети, давайте мы наведем порядок и расставим посуду по местам.

7. Д/И «Наведем порядок»

На плиту поставим кухонную посуду,

В шкаф на полки - чайную,

На стол- столовую посуду.

(Дети раскладывают картинки и проговаривают: «Я поставлю тарелку на стол. Я поставлю кастрюлю на плиту).

-Молодцы. Теперь посуда стоит на своем месте.

8. Пальчиковая гимнастика:

Ложки, вилки и ножи – нам всегда они нужны.

как называются? – столовые приборы.

 А мы можем и поиграть.

9. Игра «Услышь посуду»

(на развитие слухового внимания)

-дети, закройте глаза и хлопните в ладоши , если услышите звук посуды

(За ширмой звенит колокольчик, шуршание пакета, звук погремушки, стук ложки о стакан, стук крышки о кастрюлю)

(дети открывают глаза)

  • Что вы услышали? (звук посуды)

10. Физкультминутка

Уж как наша-то Федора

смотрит влево

смотрит вправо,

смотрит вверх,

смотрит вниз,

чуть присела на карниз,

а с него свалилась вниз.

  • Федора появляется : Я  пока посуду переставляла, нечаянно что-то разбила. Дети, помогите мне склеить части посуды.

11. Соберите части посуды и скажите «Что без чего?»

(Чайник без носика, кастрюля без ручек, тарелка без краешка, вилка без зубцов, стакан без донышка, ваза без стеночек и др.).

Спасибо ребята, помогли мне. Ох, не буду! Ох, не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду любить и уважать.

12. Многозначные слова

На фланелеграфе чайник без ручки, без носика, без донышка)

У кого или у чего еще есть предметы, которые называются словом «ручка»?

 Теперь можно и отдохнуть и позвать гостей на

13. «Веселое чаепитие»

(Дети встают вокруг стола, на столе чайная посуда)

(Показываю чай) Куда положить чай? (в чайник)

чайник как называется ? (заварочный)

Посуда для чая? (чайная)

Поставим чашки на блюдца.

В сахарницу сахар насыпаем,

хлеб и булку в хлебницу кладем,

молоко в молочник наливаем,

сухари в сухарницу кладем.

-Куда положили конфеты? (в конфетницу)

Сухари? (в сухарницу)

хлеб? (в хлебницу)

сахар? ( в сахарницу)

салфетки? (в салфетницу)

Итог: Дети, вы все сегодня молодцы! Правильно называли посуду, расставили её на свои места. Помогли  бабушке Федоре. Выбирайте себе красивые наклейки и наклейте их на свои тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») «КАК ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ И КАК САМИМ БЫТЬ ГОСТЕМ? ОБ ЭТОМ ОБО ВСЕМ У ЗНАТОКОВ МЫ СПРОСИМ»

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Тренинг для детей старшей и подготовительной групп "Мы в гости, к нам гости"

Данный тренинг поможет в игровой форме познакомить детей с правилами поведения в гостях, закрепить эти знания на практике....

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...