Главные вкладки

    Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки Н-Нь. Буква Н"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Голубничая  Оксана Сергеевна     (Каргина)

    Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на закрепление навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с использованием инновационных технологий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад  №27 «Искорка»  города Белово»

    Конспект непосредственно-организованной

     деятельности по обучению грамоте  в подготовительной группе

     «На дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа

     и  Ниф-Нифа»

                                                                                        Составитель:

                                                                                                Голубничая О.С.

                                                                                               учитель-логопед

    Беловский городской округ Кемеровской области-Кузбасса, 2019

    Конспект непосредственно-организованной

     деятельности по обучению грамоте  в подготовительной группе «На дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и  Ниф-Нифа».

    Цель: закрепление навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с использованием инновационных технологий.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    • учить детей различать звуки [н] и [н'] по артикуляционным и акустическим  признакам;
    • Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;
    • Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;
    • Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
    • Упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие);
    • Закреплять умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
    • Закрепить графический образ букв.

    Коррекционно-развивающие:

    • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
    • Развивать слуховое внимание;
    • Развивать фонематическое внимание и восприятие;
    • Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;
    • Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;

    Коррекционно-воспитательные:

    • Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.
    • Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.

    Методы и приемы:

    - наглядный (пособия, картинки);

    - словесный (совместная речевая деятельность);

    - игровой (сюрпризный момент, речевые игры и упражнения, игра с мячом, динамическая пауза);

    - практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

    Материал и оборудование:  ноутбук, телевизор Ж\К, видеопрезентация, презентация с гостями (конь, кабан, слон, носорог, Нина) картинки «три поросенка»,  три шапочки (красная, синяя, зеленая), магнитно-маркерная доска, столы, тарелочки с раздаточным материалом для звукового анализа, книга со сказками, предметные картинки  со  звуком  Н(Нь), цветные карандаши, магниты.

    Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    1. Оргмомент: 

    Л: - Сегодня Книга сказок приготовила для вас  загадку, отгадав ее, вы узнаете, с героями какой сказки мы сегодня будем играть.

    Носик круглый, пятачком, 
    Им в земле удобно рыться, 
    Хвостик маленький крючком, 
    Вместо туфелек — копытца. 
    Трое их — и до чего же 
    Братья дружные похожи. 
    Отгадайте без подсказки, 
    Кто герои? Что за сказка?
     (Три поросенка и серый волк») Л. открывает книгу (муз. волш.)

    - Действительно, это 3 веселых братца, 3 поросенка. И клички у них похожие! Как зовут поросят?(Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.) (на слайде картинка)

    2. Сообщение темы занятия. Поросята любят играть, резвиться. Вот и сегодня они приготовили для вас игру «Добавлялки» (сл.)

    • На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
    • На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
    • На! На! На! Россия – любимая …(страна).
    • Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
    • Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
    • Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
    • Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
    • Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну)

    Слова: луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна. Какой общий звук во всех этих словах? – Н.

    (Звук Н) Одинаково ли звучит первый звук у Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(разные, звук Нь – мягкий согласный).Сегодня мы с вами поиграем со звуками Н и Нь.

    3. Характеристика звуков Н, Нь. Работа с буквой Н.

    - Сначала давайте расскажем про звук Н. Какой он? (согласный, зв, тв, обозн. на схеме син цв) Есть ли у него мягкая пара? (Есть, звук НЬ.) Какой звук НЬ? (согл, зв, мягк, обозн. зел цв) Какой буквой обозначаются звуки Н и Нь? (буквой Н) (дети находят среди карточек разрезной азбуки букву Н и выставляют ее на магнитную доску) На что похожа буква Н? (на кроватку, на лесенку и т.д.) Из каких элементов состоит буква Н? (из трех палочек) Как они расположены? Покажите эту букву с помощью товарища или своего тела. (Стоя дети выстраивают пальцами, руками и т.д. букву Н) «Напишите» букву Н рукой в воздухе.

    Чтение слогов на слайде. Какие гласные стоят рядом со звуком Н? (а, о, у, э, ы), а со звуком Нь? (е, ё, я, ю, и ) а что скажут друзья поросят? Просмотр видеоролика.

     4. Развитие фонематического слуха. «Будь внимателен»

    - Одна из любимых игр поросят «А ну-ка, повтори!». Дети  на Нь изображают, что спят (руки под щеку) на Н  стучат кулачком по ладони:

    - А, О, Н, М, П, Н, НЬ, И, Т, НЬ, Л, Й, Нь, Н

    - НА, ЛА, ОН, ТА, ПА, НО, НИ, ТУ, АНЬ, ОНЬ, ИЛ, ИН

    - СОЛЬ, НОЛЬ, ЛОПАТА, СОН, СОМ, МАЛИНА, НЕЗНАЙКА, НИТКА, МЕЛ, КОНЬКИ

    игра Живые слоги (с шапочками):

    встаньте, чтобы получился слог

    На, Ня, АН…Инь…НИ…НЭ

     5.  Определение места звуков Н-Нь в словах.

    - Сегодня у поросят особенный день - День рождения. Какие события происходят обычно в этот день? (поздравляют с Днем рождения, дарят подарки, приходят гости, делают чаепитие…)

    Д/и «Подарки для поросят» - подобрать слова со звуком Н (НЬ) к данной схеме места звука (САНКИ, НОСКИ,  ЧАЙНИК, БАНАН, АПЕЛЬСИН, КОНЬКИ, )

    Подарки со зв Н подарим Наф-Нафу и Нуф-Нуфу; подарки со зв Нь дарим Ниф-Нифу.

    Муз. пауза. Пяточка-носочек.

    7. Звуковой анализ слов. (работа за столами). А кто пришел на день рождение к поросятам?  Как зовут гостя вы узнаете, если выполните следующее задание: П Н И М П Н А М

    - На листочке зачеркните все буквы М

    - Обведите все буквы П

    -Соедините  оставшиеся буквы  и прочитайте их  - НИНА)

    Нина принесла подарок, шары, но они бесцветные. Давайте украсим их, чтобы они стали яркие. Сделайте звуковой анализ слова Нина (на заготовках дети раскрашивают схему).

    Сколько звуков в этом слове? (5) Сколько гласных звуков? (2) Сколько слогов? (2) (дети прохлопывают слово по слогам, уточняется правило: сколько гласных в слове, столько и слогов)

    8.  Итог: выходят к доске

    Как живешь? – Вот так.

    Как плывешь? – Вот так.

    Как бежишь? – Вот так.

    Вдаль глядишь? – Вот так.

    Ждешь обед? – Вот так.

    Машешь вслед? - Вот так.

    Утром спишь? – Вот так.

    Как шалишь? – Вот так.

    Праздник подходит к концу. Пора провожать гостей. Рассадите гостей по вагончикам. Логопед включает презентацию (на слайде: носорог, конь, слон, гусеница, кабан, Нина).

    В 1ый вагон – слон, конь, во 2й в – кабан, в 3й в – носорог.

    - С какими звуками мы сегодня играли на Дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(звуки Н и НЬ) Я желаю, чтобы у каждого из вас День рождения тоже проходил весело и поучительно!

    «Звуки Н - (Нь) и буква Н»

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    1. Оргмомент: 

    Л: - Сегодня Книга сказок приготовила для вас  загадку, отгадав ее, вы узнаете, с героями какой сказки мы сегодня будем играть.

    Носик круглый, пятачком, 
    Им в земле удобно рыться, 
    Хвостик маленький крючком, 
    Вместо туфелек — копытца. 
    Трое их — и до чего же 
    Братья дружные похожи. 
    Отгадайте без подсказки, 
    Кто герои? Что за сказка?
     (Три поросенка и серый волк») Л. открывает книгу (муз. волш.)

    - Действительно, это 3 веселых братца, 3 поросенка. И клички у них похожие! Как зовут поросят?(Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.) (на слайде картинка)

    2. Сообщение темы занятия. Поросята любят играть, резвиться. Вот и сегодня они приготовили для вас игру «Добавлялки» (сл.)

    • На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
    • На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
    • На! На! На! Россия – любимая …(страна).
    • Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
    • Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
    • Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
    • Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
    • Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну)

    Слова: луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна. Какой общий звук во всех этих словах? – Н.

    (Звук Н) Одинаково ли звучит первый звук у Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(разные, звук Нь – мягкий согласный).Сегодня мы с вами поиграем со звуками Н и Нь.

    3. Характеристика звуков Н, Нь. Работа с буквой Н.

    - Сначала давайте расскажем про звук Н. Какой он? (согласный, зв, тв, обозн. на схеме син цв) Есть ли у него мягкая пара? (Есть, звук НЬ.) Какой звук НЬ? (согл, зв, мягк, обозн. зел цв) Какой буквой обозначаются звуки Н и Нь? (буквой Н) (дети находят среди карточек разрезной азбуки букву Н и выставляют ее на магнитную доску) На что похожа буква Н? (на кроватку, на лесенку и т.д.) Из каких элементов состоит буква Н? (из трех палочек) Как они расположены? Покажите эту букву с помощью товарища или своего тела. (Стоя дети выстраивают пальцами, руками и т.д. букву Н) «Напишите» букву Н рукой в воздухе.

    Чтение слогов на слайде. Какие гласные стоят рядом со звуком Н? (а, о, у, э, ы), а со звуком Нь? (е, ё, я, ю, и ) а что скажут друзья поросят? Просмотр видеоролика.

     4. Развитие фонематического слуха. «Будь внимателен»

    - Одна из любимых игр поросят «А ну-ка, повтори!». Дети  на Нь изображают, что спят (руки под щеку) на Н  стучат кулачком по ладони:

    - А, О, Н, М, П, Н, НЬ, И, Т, НЬ, Л, Й, Нь, Н

    - НА, ЛА, ОН, ТА, ПА, НО, НИ, ТУ, АНЬ, ОНЬ, ИЛ, ИН

    - СОЛЬ, НОЛЬ, ЛОПАТА, СОН, СОМ, МАЛИНА, НЕЗНАЙКА, НИТКА, МЕЛ, КОНЬКИ

    игра Живые слоги (с шапочками):

    встаньте, чтобы получился слог

    На, Ня, АН…Инь…НИ…НЭ

     5.  Определение места звуков Н-Нь в словах.

    - Сегодня у поросят особенный день - День рождения. Какие события происходят обычно в этот день? (поздравляют с Днем рождения, дарят подарки, приходят гости, делают чаепитие…)

    Д/и «Подарки для поросят» - подобрать слова со звуком Н (НЬ) к данной схеме места звука (САНКИ, НОСКИ,  ЧАЙНИК, БАНАН, АПЕЛЬСИН, КОНЬКИ, )

    Подарки со зв Н подарим Наф-Нафу и Нуф-Нуфу; подарки со зв Нь дарим Ниф-Нифу.

    Муз. пауза. Пяточка-носочек.

    7. Звуковой анализ слов. (работа за столами). А кто пришел на день рождение к поросятам?  Как зовут гостя вы узнаете, если выполните следующее задание: П Н И М П Н А М

    - На листочке зачеркните все буквы М

    - Обведите все буквы П

    -Соедините  оставшиеся буквы  и прочитайте их  - НИНА)

    Нина принесла подарок, шары, но они бесцветные. Давайте украсим их, чтобы они стали яркие. Сделайте звуковой анализ слова Нина (на заготовках дети раскрашивают схему).

    Сколько звуков в этом слове? (5) Сколько гласных звуков? (2) Сколько слогов? (2) (дети прохлопывают слово по слогам, уточняется правило: сколько гласных в слове, столько и слогов)

    8.  Итог: выходят к доске

    Как живешь? – Вот так.

    Как плывешь? – Вот так.

    Как бежишь? – Вот так.

    Вдаль глядишь? – Вот так.

    Ждешь обед? – Вот так.

    Машешь вслед? - Вот так.

    Утром спишь? – Вот так.

    Как шалишь? – Вот так.

    Праздник подходит к концу. Пора провожать гостей. Рассадите гостей по вагончикам. Логопед включает презентацию (на слайде: носорог, конь, слон, гусеница, кабан, Нина).

    В 1ый вагон – слон, конь, во 2й в – кабан, в 3й в – носорог.

    - С какими звуками мы сегодня играли на Дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(звуки Н и НЬ) Я желаю, чтобы у каждого из вас День рождения тоже проходил весело и поучительно!

    Физминутка . Игра «Бывает – не бывает».

    -Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

    - Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.

    - В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.

    - Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.

    - Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.

    - Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.

    - Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.

    - У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.

    - Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Ч], буква Ч

    Данное занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, направлено на развитие звукослогового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия. Так как ведущая деятельнос...

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

    Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Щ"

    Данное занятие можно проводить в логопедической  группе для детей с ОНР....

    Конспект итогового занятия по обучению грамоте подготовительная группа

    Авторское итоговое занятие с детьми подготовительной группы и самоанализ данного вида деятельности....

    Конспект ООД по обучению грамоте подготовительная группа Тема: «Город Букв»

    закрепление знаний по обучению грамоте через различные виды познавательной деятельности с помощью развивающих игр Воскобовича....

    Конспект ООД по обучению грамоте подготовительная группа Тема: «Город Букв»

    Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.Создавать хорошее настроение. Поощрять акт...