ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2019-2020 год
учебно-методический материал по логопедии

Злобина Анастасия Анатольевна

Цель: повысить свой профессиональный уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 4» пгт. Кокуй Сретенского района

                       

План по самообразованию учителя-логопеда первой квалификационной категории

Злобиной Анастасии Анатольевны

Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи» 

Кокуй 2019 г.

                                                    Обоснование выбранной темы.

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду. ИКТ Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом. Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.

Поэтому цель работы – повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий. Исходя из этой цели, выбрала тему самообразования «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи» Работу с применением информационно-компьютерных технологий провожу со всеми участниками образовательного процесса: дошкольниками, их родителями и педагогами. Взаимодействие с ними происходит в пяти направлениях, взаимосвязанных между собой:

  • Мониторинг
  • Совместно-практическая деятельность с детьми
  • Досуговая деятельность с детьми
  • Работа с родителями
  • Обмен опытом

Отслеживая результаты детей, проводя с ними занятия и развлечения, активно использую презентации, которые разрабатываю самостоятельно. Занятия в детском саду проводятся по лексическим темам, поэтому стараюсь к каждой теме создать презентацию, которая включает в себя различные задания по лексике, грамматике, а также видеофайлы с нужным материалом. Также использую презентации и на групповых занятиях по подготовке к обучению грамоте. Это очень удобно. Если раньше к каждому занятию нужно было искать материал, то сейчас все это содержится в одной презентации. Конечно, используя презентации на занятиях, не забываю про нормы СанПИНа, дозируя материал в нужном количестве и используя упражнения на расслабление глазных мышц, на снятие мышечного напряжения. Но особенно нравится в своей коррекционной работе использовать развивающие компьютерные игры и логопедические программы и игры по блокам:

  • Звукопроизношение
  • Просодика
  • Фонематика
  • Лексика

В своей работе частично использую такие компьютерные игры, как: Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой и предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием звукопроизношения.


       
План изучения темы.
1. Основы компьютерной грамотности.
2. Психолого - педагогические основы использования компьютерной техники в ДОУ.
3. Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в ДОУ
4. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
5. Занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
6. Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.
7. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.


     
Проработанная литература:

1. Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г

2. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
4. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
5. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.

6. Ходченкова О.А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.
7. Жукова Н. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. — 239 с.; ил.

8. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3–9.

9. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие/Изд. 2 доп. и перераб. – Пермь, 2013. – 60с.

10. Официальный сайт компьютерной игры для детей 4-7 лет «Играем и учимся» Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. — 191 с.

11. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. — №

 12. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), с. 283-285. 13. Интерактивные игры для проведения занятий детскими специалистами Мерсибо [Электронный ресурс]/ Е.А. Суслова. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры” //

Для реализации поставленных задач я овладела навыками работы с компьютерной техникой, накопила личный опыт по практическому использованию (ИКТ), научилась применять их в учебном процессе, регулярно знакомлюсь с материалами, помещенными на специальных сайтах в Интернете.

Коррекционно-развивающие игры с использованием компьютера делают обучение интересным, увлекательным, развивающим.

Позволяют:

повышать речевую мотивацию;
• повышать скорость запоминания и улучшать речевое продуцирование;
• активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
• автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

           В работе использую различные программы:
Мicrosoft Word. - работа с документами;
Мicrosoft Роint - работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint - презентации (педагогические советы, семинары, проекты)
Мicrosoft Оffice Publisher -информация для всех участников педагогического процесса.

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:
www. iteach . ru
http://www.solnet.ee
http://www.detsat.ru
http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm
http://
http://www.logopedia.ru
http:// festival .1 september. ru / articles

«Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи» 

№ п/п

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

1

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

систематически

Прочтение учебно-методической литературы, просмотр курса видео-уроков по созданию анимации, изучение опыта других педагогов, интернет-ресурсы.

2

Прогности

ческий

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Сентябрь 2019г.

Развивать свободное владение компьютерными и цифровыми технологиями.

3

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы

2019-2020 гг. учебный год

Декабрь 2019 г.

Февраль 2010 г.

Внедрение на занятиях элементов анимации, грамотное использование полученных материалов.

Работа с родителями:

Сообщение «Плюсы и минусы в общении с компьютером»

Памятка «Правильное использование компьютера ребенком»

4

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работ.

Май 2019 г.

Демонстрация анимационных презентаций, созданных для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий

5

Внедренческий

Распространение опыта работы

Январь-март 2020 г

2019-2020 г. учебный год

  1. Мастер-класс для педагогов по созданию мультфильма в powerpoint
  2. Участие в просмотрах, конкурсах, конференциях, фестивалях по плану ДОУ и др.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитателя по самообразованию 2019-2020 уч. год

Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.Цель:Изучить особенности формирования первичных экономических пр...

План по самообразованию 2019-2020 уч.год

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре посредством ознакомления с художес...

Самообразование 2019-2020 учебный год

laquo;Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию 2019-2020 уч.г.

Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности»....

План самообразования 2019-2020

План самообразования на тему "Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников"...