Сказки
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы работы со сказкой
Что за прелесть, эти сказки!
А.С.Пушкин
Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Она зарождалась на основе непосредственной импровизации, в ней установилась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и воспроизведения композиция с ее приступами, концовками и троекратными повторами, ставшая для многих сказок традиционной. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной речи с её рифмованными выражениями, проявившимися в присказках, присловиях, прибаутках, крылатых выражениях и поучительных изречениях.
Сказка—это радость мышления: и , создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению.
Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям.
В процессе слушания сказки происходит знакомство с родным языком.
Сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи: «Я и другие», “Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко близко») и о времени («давно сейчас»), «сначала потом», “вчера, сегодня, завтра»).
Традиционно начало сказки «жил был когда-то» ничем не отличается от «это было когда-то» подлинной истории, хотя мир сказки—и ребенок очень скоро это обнаруживает—иной, чем тот, в котором он живёт. Следовательно, сказка полезна и с этой точки зрения, она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.
Сказка это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений, это колыбель мысли
Мы предлагаем подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Нетрадиционно — это значит, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Мы хотим познакомить вас с некоторыми формами работы со сказкой:
«Сказка продолжается»
Цель: Путем изменения конца сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка, ломать установившиеся стереотипы. Ведь мы давно привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Пример. Репку вытащили, а как е делили—кто им мешал при этом, кто больше всего трудился для этого.
«Решение противоречий в сказке»
Цель: Научить видеть, понимать и решать противоречия это значит научить детей думать и придумывать, т.е. оригинально творить. Пример. Сказка «Гуси-лебеди».Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке—чтобы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца? Сказка «Репка». Проблемный вопрос. А если бы не прибежала мышка?
«Сказки по комическим рисункам»
Цель: Развивать навыки быстрого и четкого рисования используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т.д.) все персонажи нарисованы с помощью избранной формы. Используется для создания комиксов и т.д., в результате получается смешная сказка.
«Моделирование сказок»
Предварительно необходимо освоить составление сказок предметно-схематичной модели.
Цель: Продолжать учит детей прятать знакомых сказочных героев за геометрические фигуры, развивая образное мышление. Пример.
Так мы показываем три одинаковых (по величине и цвету) кружка: - значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три поросёнка». Дети предлагали использовать кружки одного размера, но разного цвета. Утверждая при этом, что поросята одинаковы внешне, но у них разные характеры. Или три одинаковые по цвету , но разные по величине кружка, естественно, они говорят о сказке «Три медведя».
Моделирование сказок — это нетрадиционные формы работы с ней, ломающие привычные и уже сложившиеся стереотипы. Эти формы способствуют развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной для дошкольника.
Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость.
Курочка Ряба
Жили были дед (обведи руками воображаемую бороду)
и баба (изобразите как завязывают под подбородком уголки платка)
И была у них курочка Ряба (для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите
пальчиковое упражнение «Курочка»
Снесла курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики)
Да не простое, а золотое, Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку»)
не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку»)
не разбила.
Мышка бежала (для детей младшего возраста—пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),
Хвостиком махнула (помашите указательным пальцем)
яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет (закройте лицо руками)
Баба плачет (закройте лицо руками)
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко Другое, не золотое, а простое (округлите пальцы и соедините их кончики).
УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...