Сказки
консультация по логопедии (старшая группа)

Чижова Светлана Геннадиевна

Нетрадиционные формы работы со сказкой

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx369.83 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы со сказкой

рыбка золотая

 

Что за прелесть, эти сказки!

А.С.Пушкин

 

Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Она зарождалась на основе непосредственной импровизации, в ней установилась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и воспроизведения композиция с ее приступами, концовками и троекратными повторами, ставшая для многих сказок традиционной. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной  речи с её рифмованными выражениями, проявившимися в присказках, присловиях, прибаутках, крылатых выражениях и поучительных изречениях.

Сказка—это радость мышления: и , создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому  мышлению.

Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится  детям.

В процессе слушания сказки происходит знакомство с родным языком.

Сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи: «Я и другие»,  “Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко близко») и о времени («давно сейчас»), «сначала потом», “вчера, сегодня, завтра»).

Традиционно начало сказки «жил был когда-то» ничем не отличается от «это было когда-то» подлинной истории, хотя мир сказки—и ребенок очень скоро это обнаруживает—иной, чем тот, в котором он живёт. Следовательно, сказка полезна и с этой точки зрения, она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.

        Сказка это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений, это колыбель мысли

        Мы предлагаем подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Нетрадиционно — это значит, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Мы хотим познакомить вас с некоторыми  формами работы со сказкой:

        «Сказка продолжается»

Цель: Путем изменения конца сказки, направить внимание ребенка  в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка, ломать установившиеся стереотипы. Ведь мы давно привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Пример. Репку вытащили, а как е делили—кто им мешал при этом, кто больше всего трудился для этого.

«Решение противоречий  в сказке»

Цель: Научить видеть, понимать и решать противоречия это значит научить детей думать и придумывать, т.е. оригинально творить. Пример. Сказка «Гуси-лебеди».Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке—чтобы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца? Сказка «Репка». Проблемный вопрос. А если бы не прибежала мышка?

«Сказки по комическим рисункам»

Цель:  Развивать навыки быстрого и четкого рисования используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т.д.)  все персонажи нарисованы с помощью избранной формы. Используется для создания комиксов  и  т.д., в результате получается смешная сказка.

«Моделирование сказок»

Предварительно необходимо освоить составление сказок предметно-схематичной модели.

Цель:  Продолжать учит детей  прятать знакомых сказочных  героев за геометрические фигуры, развивая образное мышление.                             Пример.                                            

Так мы показываем три одинаковых  (по величине и цвету) кружка: - значит, надо полагать, эти кружки  означают сказку «Три поросёнка». Дети предлагали использовать кружки одного размера, но разного цвета. Утверждая при этом, что поросята одинаковы внешне, но у них разные характеры.                 Или   три одинаковые по цвету , но разные по величине  кружка, естественно, они говорят о сказке «Три медведя».

Моделирование сказок — это нетрадиционные формы  работы  с ней, ломающие  привычные и уже сложившиеся стереотипы. Эти формы  способствуют развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной  для дошкольника.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость.

 

Курочка Ряба

Жили были дед (обведи руками воображаемую бороду)

и баба (изобразите как завязывают под подбородком уголки платка)  

И была у них курочка Ряба (для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу,  а детям постарше покажите

пальчиковое упражнение «Курочка»  C:\Users\user\Desktop\hello_html_4000b6dd.gif

Снесла курочка яичко (округлите  пальцы и соедините их кончики)

Да не простое, а золотое, Дед бил, бил  (постучите кулаком по «яичку»)

не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку»)

не разбила.

Мышка бежала (для детей  младшего возраста—пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям  постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»), C:\Users\user\Desktop\Без названия.jpg

Хвостиком махнула (помашите указательным пальцем)

яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет (закройте лицо руками)

Баба плачет (закройте лицо руками)

А курочка кудахчет:  «Не плачь, дед, не плачь,  баба, я снесу вам яичко Другое, не золотое, а простое (округлите пальцы и соедините их кончики).

УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...