Логопедический проект "В страну правильной речи"
проект по логопедии (средняя группа)

Плотникова Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_stranu_pravilnoy_rechi.docx47.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

660130, г.Красноярск, ул. Гусарова 31,                                              тел. 246-47-79

Логопедический проект

«В страну правильной речи».

                                                                                    Разработала

                                                                                Учитель-логопед

                                                                                Плотникова

                                                                                Татьяна Николаевна

Красноярск 2018

Актуальность проекта: 

Одной из важнейших проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Очень часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.  Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников необходим постоянный творческий поиск педагога.

Проект «В страну правильной речи» это использование  новых интересных приемов в работе с детьми 4-5 лет, имеющих тяжелые речевые нарушения, которые позволят повысить интерес, мотивацию, познавательную активность дошкольников. Это различные направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, ведущие ребенка  к полноценной развитой речи: совершенствованию артикуляционной моторики, развитию правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико – грамматической стороны речи, связного высказывания. 

Включение элементов драматизации способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность.

       Одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи представляется способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя – логопеда, ребенка, родителей и воспитателей. 

Цель проекта:  создать условия для полноценного речевого  развития детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи проекта:

  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься.
  • Развивать речевые и творческие способности детей, различные стороны речи (просодическую, фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связную речь).
  • Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание).
  • Повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.  
  • Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. Привлечь родителей к сотрудничеству (создание перчаточных кукол).

Продолжительность проекта: 1 месяц (январь 2018 г.).

Участники проекта: учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Предполагаемые результаты:

  • Положительная динамика речевого развития детей.
  • Выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
  • Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

.

Этапы реализации.

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

1 этап: подготовительный.

  • Подбор информации о значимости театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда.
  • Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала.

2 этап: работа с педагогами:

  • Консультация «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений».
  • Разработка комплексного игрового занятия «В страну правильной речи».

2 этап: работа с детьми: 

  • Подбор стихов для детей, их заучивание.
  • Проведение Логопедических разминок (Артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры,  дыхательные упражнения).
  • Игры с Логопедической ромашкой.
  • Игры со Звуковыми улитками.

2 этап: работа с родителями: 

  • Консультация для родителей «Театрализованные игры в работе учителя-логопеда».
  • Привлечение родителей к изготовлению перчаточных кукол.

3 этап: заключительный.

  • Выставка «Моя перчатка-кукла».
  • Комплексное игровое занятие «В страну правильной речи».
  • Фото-коллаж «В страну правильной речи».

Достигнутые результаты:

Подводя итоги работы по реализации проекта «В страну правильной речи»», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит положительные результаты.  Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены.

Дети с большим интересом участвовали в логопедических разминках, выполняли артикуляционную и пальчиковую гимнастику в игре. Сильный положительный настрой был вызван использованием Логопедической ромашки и Звуковых улиток на логопедических занятиях. Занятия были насыщенные и разнообразные.

Большинство родителей в той или иной мере приняли активное участие в проекте. Постепенно родители из пассивных наблюдателей превратились в активных участников коррекционного процесса. Большинство родителей с готовностью откликались на предложения, серьезно воспринимали домашние задания, тщательно выполняли их.

Родителями были изготовлены перчаточные куклы для проведения театральных инсценировок. В группе была организована выставка «Моя перчатка-кукла».

Был создан фото-коллаж «В страну правильной речи»

Совместно с воспитателем было разработано и проведено комплексное игровое занятие «В страну правильной речи», в котором приняли участие дети и некоторые родители.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

Консультация для родителей «Театрализованные игры в работе учителя-логопеда».

У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности: 
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение проводятся игры для
развития речевого дыхания и фонематического восприятия. 
Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используя маски-шапочки, и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе. Сначала это гласные и согласные звуки, которые произносятся изолированно. Потом сочетание этих звуков, характеризующие звукоподражания животных, птиц, людей и неживых предметов.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи происходит при узнавании и различении неречевых звуков, различение правильно и дефектно произнесенного звука, различение близких по звуковому составу слов, дифференциация слогов, звуков. Для достижения поставленной цели используется любой вид театра в играх: "Подари подарки", "Собери яблоки", "Помоги Маше" и др.
Логопедическая работа по
формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения, например в игре «Барабанщик».

Логопедическая работа по
формированию темповой организации высказывания (устранение ускоренного или замедленного темпа речи) осуществляется путем использования инсценировок. Применение кукол-персонажей позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками. Для устранения замедленного темпа речи подбираются инсценировки, требующие быстрого произнесения слов.

Логопедическая работа по
формированию интонационной выразительности речи проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). В работу включаются следующие задания:
- Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз в играх: «Поезда», «Летят самолеты», «В лесу».
- Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при чтении чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким - Медведь, Волк, Тигр. Произнесение слов и фраз в инсценировках: «Три медведя», «Теремок», «Колобок».
2. Знакомство с повествовательной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по выделению повествовательной интонации.
3. Знакомство с вопросительной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по различению вопросительной интонации.
4. Знакомство с восклицательной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по выделению восклицательной интонации.
5. Развитие дифференциации различных видов интонации.
При знакомстве с различными видами интонации используются картинки с изображением знаков.
Развитие мелкой моторики включает пальчиковые игры, «театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика).
Пальчиковые упражнения с использованием перчатки зайчики или пальчиковых игрушек превращают их в настоящий маленький театр. Каждый пальчик – это зайчик, имеющий свое имя. Большой пальчик малыша - Коротышка, указательный пальчик - Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик) – Трусишка.


Просыпались зайки
Утром на лужайке
Просыпались зайки.
(Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз.)
– Здравствуй, солнце красное!
(Поднимается большой палец.)
– Здравствуй, небо ясное!
(Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.)
– Здравствуй, ёлка!
(Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.)
– Здравствуй, пень!
(Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.)
– Здравствуй, здравствуй,
Новый день!
(Поднимается мизинец. Все зайчики проснулись.)
(Олеся Емельянова)

Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика
(биоэнергопластика), когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата.
Упражнения объединяются простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры с пением, игры–драматизации, потешки, физминутки.

У инсценировок с помощью
пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки для изображения птиц, животных) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Упражнения по
развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий. Упражнения начинаются с элементарных заданий, затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения.
Психогимнастика позволяет решать следующие задачи:
- становление координации общих движений;
- развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
- воспитание чувства ритма и темпа;
- формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук;
- воспитание умения работать сообща.

Развитие двигательных способностей детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическая выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации) происходит при выполнении
ритмопластики, пластических этюдов, игр-имитаций. Выполнять эти упражнения удобнее с изображением, которое на небольшой тесёмке надевается на шею ребёнка. Делается это с тем, чтобы руки малыша оставались свободными, и в то же время, он имел возможность наблюдать картинку. Наличие картинки или маски помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче.
Ритмопластика позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления малыша. Например:
«Мороженое»
Цели: развитие умений владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентировка в пространстве; координация движения.
Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.

Игры-имитации постепенно усложняются:
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Осенние листочки»).
- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Три медведя»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Колобок»).
- Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Курочка Ряба», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над
спектаклем. Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений.

Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:
- формирует знания об окружающем мире;
- активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
- развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
- развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений».

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей нами была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Общее недоразвитие речи у детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения средств общения. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в детском саду привлекательна и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия.

Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей и синтезирующей в себе театрально – игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

В работе используем такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:

театрализованные игры – этюды;

речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;

игры – драматизации;

игры в кукольный театр;

занятия по сценической речи;

метод пантомимы;

инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;

обогащение зрительного театрального опыта;

изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

Одним из методов, которые применяем в работе с детьми, являются театрализованные игры. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная, фольклорная или художественная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из которых, в свою очередь, подразделяются на несколько видов).

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, кукольный (бибабо), пальчиковый, театр игрушек, кукол, картинок.

Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи, словарного запаса, грамматического строя и др.) с другой.

Поэтому считаем необходимым, использовать театрализованную деятельность в работе с детьми с ОНР.

Дети с удовольствием участвуют в играх – драматизациях. Стараемся находить индивидуальный подход к детям, учитывая их интересы, желания, умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

логопедический кружок " В стране правильной речи"

Дети с отклонением в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей. Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства ...

Логопедическая Квест- игра для старшей группы «Путешествие в страну Правильной речи»

Закрепления знаний полученных на занятиях по развитию речи и логопедических занятиях. Повышение интереса к познавательной деятельности....

Логопедическая неделя. "Путешествие в страну правильной речи"

Логопедический проект для общеобразовательных групп детского сада....

Квест-занятие "Путешествие в страну Правильной речи" (для детей старшей логопедической группы)

Итоговое занятие в форме квеста включает задания различной сложности из разных образовательных областей (с упором на развитие речи) для детей старшей группы.Дети совершенствуют артикуляционные навыки,...

«Путешествие в страну правильной речи». Cценарий логопедического праздника, зачисление детей на логопункт.

Сценарий развлечения, зачисления детей на логопункт, в стиле Пооп ит.Цель занятия:Формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку;Развитие ...