Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей с ОНР (старшая группа) Тема: "Звук [М]. Деление слов на слоги"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Лютая Тамара Валентиновна

конспект по подготовке к овладению элементами грамоты

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

658210, город Рубцовск, ул. Красная, 89

телефон 4-21-84, 4-45-45

E-mailds41-zr@yandex.ru

__________________________________________________________________

Конспект  ООД   по образовательной области

«Речевое развитие»  для детей с ОНР

 (старшая группа)

Тема: "Звук [М]. Деление слов на слоги"

 

                                                 Подготовила учитель-логопед

                                               Лютая Т. В.

                                                               МБДОУ «Детский сад

                                                                                  комбинированного вида № 41

                                                         «Золотая рыбка»

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие»

1. Лексическая тема: «Игрушки»

2. Грамматическая тема: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование частей речи

3. Логопедическая тема: автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей.

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Закрепить чёткое произнесение звука [м].

2. Закрепить умение давать характеристику звука [м].

3. Закрепить понятия: «звук», «слог», «слово».

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

1. Развивать слоговое внимание и память, фонематическое восприятие.

- выделение первого и последнего согласного звука [м].

- воспроизведение слоговых рядов типа ам – ом – ум.

- звуковой анализ и синтаксис слогов типа ам ,ма

- упражнение в делении двух- и трёх-сложных слов на слоги.

2. Развивать ритмическую сторону речи.

3. Закрепить точное сочетание речи и движения, темпа и ритма речи, подражательности движений.

4. Развивать мышление детей через отгадывание загадки, ответы на вопросы.

5. Автоматизировать и дифференцировать сонорные и шипящие звуки в спонтанной речи детей

6. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1.Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности

2. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности

3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий

4. Воспитание интереса в звучащему слову в сочетании с музыкой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

1. Словесные – беседа, вопросы, объяснения.

2. Наглядные – демонстрация картинок.

3. Игровые –игры: «Найди общий звук», «Живые звуки», «Ворон»

«Будь внимательным», «Положи в ладошку слоги», «Чудесная корзинка», «Машины подарки», «Весёлые  музыканты», «Какая шишка?»

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение сказки Л.Н. Толстого

«Три медведи», просмотр иллюстраций к ней, показ настольно-плоскостного театра, слушание сказки в аудиозаписи.

ОБОРУДОВАНИЕ: «Волшебная палочка»;  корзина с подарками (дом,гном,матрёшка,бегемот,мыло,масло,маска,машина, малина, муха, морковь, мышь); дудочка; маска, шапочка ворона ; избушка; пенёк; туесок с угощением;  настольный театр по сказке «Три медведя»; ёлки; костюмы Машеньки и Мишутки.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Мыло, малина, машина, молоко, мак, ком,

мышь, изюм, майка, масло, морковь, альбом, бегемот, матрёшка, гном.

Ход ООД:

    Дети с учителем-логопедом рассматривают настольный театр по сказке

     Л.Толстого «Три медведя».

Логопед: Послушайте загадку-стихотворение.

Маша в чаще к трём медведям в дом явилась.

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

Догадались какая это сказка?

Дети отвечают.

Под фонограмму «Звуки леса» входит Машенька, имитируя сбор грибов.

Логопед: А вот и Машенька. Она очень огорчилась, сломала у Мишутки- стульчик. Маша хочет отнести ему подарки и сейчас вам об этом расскажет.

Машенька:

Мишутка учится говорить, правильно звуки произносить.

Надоело спать в берлоге,

Делит он слова на слоги.

     Игра «Найди общий звук»

Логопед: Я буду называть слова, а вы найдите в них общий звук.

Логопед называет слова, интонируя звук [м].

Дым, гном, изюм, альбом, крем.

Дети называют нужный звук.

А в слове Маша тоже есть звук [м]. На каком месте находится этот звук?

Характеристика звука [м].

Логопед: Как вы думаете, этот звук гласный или согласный?

Дети: Звук [м] согласный.

Логопед: Почему звук [м] согласный?

Дети: Звук согласный, потому что есть преграда для прохождения воздуха.

Игра « Живые звуки » (звуковой анализ и синтез слов).

     Логопед:

Давайте с вами мы играть.

Гласные звуки [а], [о], [у]

Будут песни напевать,

А согласный подпевать.

Взмахнёт палочка моя – хором поём гласный звук ([а], [о], [у]), а закончит (начнёт) песенку звук [м].

Логопед дирижирует палочкой, беззвучно артикулируя нужный гласный звук, который пропевают дети: а-а-а-м!

Звуки подружились и получился слог. Какой?

Дети: Ам.

Логопед: Какой первый звук?

Дети: Звук [а].

Логопед: Какой это звук?

Дети: Звук [а] гласный.

Логопед: Какой второй звук?

Дети: Звук [м].

Аналогичная работа проводится со слогами ум, ма, му.

Логопед: Как называются дружные песенки гласного с согласным звуком?

Дети: Слоги.

Игра «Будь внимательным»

(воспроизведение слоговых рядов).

    Логопед: Я буду говорить слоги, а вы их будете запоминать.

     Я палочкой своей взмахну, все вместе будем повторять.

     Будьте внимательны!

ам – ом - ум        ма – мо – му         ма – ма – ама      аму – аму – ам

Дети выполняют упражнения.

Игра «Положи в ладошку слоги»

( выделение ударных слогов).

Логопед: Мы положим в ладошку слоги, Выделем хлопком ударный слог.

Дети: му - му,   му - му,   му – му - му.

Логопед: Дети, а слоги ма, мо, му что обозначают?

 Дети: Ничего не обозначают.

Логопед:  Если слоги начинают дружить, например, ма-ма, то  что получается?

Дети: Слово.

Логопед: Правильно, слова всегда что – то обозначают.

В них всегда есть ударный слог.

Сегодня мы будем называть слова, которые обозначают предметы.  Эти предметы лежат в Машиной корзинке. Маша будет доставать предметы из своей корзинки, а вы будете их называть, выделяя ударный слог.

Как назвать эти предметы одним словом? (игрушки), назовём каждую игрушку ласково.

Игра « Чудесная корзинка»

Корзина с предметами стоит на столе,дети по очереди подходят к столу, достают предмет, называют его, выделяя при этом ударный слог.

Логопед: А теперь отдохните и поиграйте в игру.

      Игра «Весёлые  музыканты»

 Быстро ложки в руки взяли

 И на ложках заиграли!

Дети берут ложки, вместе  произносят чистоговорки.

Дети:

ама – ама,         ма – ма;

ума – ума,         ду - ма;

ома – ома,         То - ма;

има – има,         Ди - ма;

Музыкальная минутка.

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Нужно нам в лесу Мишутку

Косолапого найти.

А дорогу нам покажет

Чёрный ворон на дубу.

Он сидит на нём, играет

В золочёную трубу.

Дети играют с в игру «Ворон»

Деление слов на слоги

Выходит Мишутка.

Мишутка:

Расплясался не на шутку,

А зовут меня Ми – шут – ка!  (каждый слог протопывая ногами.)

Логопед:

Дети, как зовут его?

Дети:  Ми – шут – ка!

Мишутка:

На поляне дом стоит,

Ну, а в домик путь закрыт.

Я ворота открываю,

В гости в домик приглашаю.

Имя по слогам скажи

И в ворота поспеши.

Двое детей делают «ворота», взявшись за руки, остальные поочерёдно проходят через них, произнося своё имя и протопывая слоги ногами. Затем садятся на стульчики.

      Игра « Машины подарки» (отбор слов с заданным количеством слогов)

Логопед: Мишутка, с нами у тебя в гостях будет  и Машенька, она нечаянно сломала твой стульчик. А ещё она приготовила тебе подарки. Дети, давайте вместе назовём подарки по слогам.

     Дети называют подарки, хлопая в ладоши.

Мишутка, сейчас дети будут дарить тебе подарки, слушая удары  музыкального молоточка. На один удар нужно взять подарок, в названии которого один слог, на два – два слога, на три – три слога. Складывая      подарок в корзину Мишутки, надо называть его по слогам.

  Дети выполняют задание.

Мы с вами называли подарки словами из одного, двух и трёх слогов.

Вот, Мишутка, тебе подарки от Машеньки.

Мишутка:

 Ох, спасибо вам, детишки!

Угошу всех вкусной шишкой.

Игра «Какая шишка?»

С ели – еловая, с сосны – сосновая, с кедра – кедровая, с пихты – пихтовая

Выносит корзину с угощеньем, отдаёт воспитателю, уходит.

Воспитатель:

Вот ушёл Мишутка в лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Мама Машеньку качает,

Тихо песню напевает.

Релаксационная пауза.

Дети ложатся на ковёр в удобной позе и закрывают глаза. Звучит               фонограмма песни «Колыбельная»

 Логопед. Дети легли на ковёр и, как Мишка, видят сны.

  Тише, тише, не шумите,

  Наших деток не будите.

            Фонограмма постепенно меняется на запись «Звуки леса».

Птички стали щебетать,

Будем глазки открывать

И подарки получать.

Дети встают с ковра.

Итог занятия

Логопед:   Дети, вы хорошо занимались, а Мишуткины подарки мы рассмотрим в группе.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с - с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.

Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука  в слове и в проведении  слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с ОВЗ (нарушение речи) «Деление слов на слоги»

Основная общеобразовательная программа ДОУ:«Детство», авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.Возрастная группа: подготовительная к школе группаТема: (в соответствии с к...

Сценарий НОД по речевому развитию в форме сюжетно-дидактической игры для детей старшей группы на тему: "Способы деления слов на слоги".

На протяжении нескольких в своей практике использую  ряд конспектов по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Автора указать не могу, но точно, что предложенный мною м...

План- конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Р], [P`]. Буква Р»

Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: "Звуки [Р], [Р`].Буква Р"...