Проект: по развитию связной речи «Составление описательных рассказов».
проект по логопедии (старшая группа)

 Проект: по развитию связной речи «Составление описательных рассказов».
 

Сведения об участниках:

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.
Продолжительность: краткосрочный.

Место реализации: групповая комната, музыкальный зал, семья.

Актуальность: Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
     Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного возраста, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
     Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
     На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

     Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Цель проекта: обучить составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.

Задачи проекта:

- Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т.д.

- Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

- Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему.

- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

- Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

- Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.

- Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

- Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

- Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.

- Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет

(иллюстрацию).

- Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.

Ожидаемый результат: Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.

Развитие речи дошкольников.

В обучении детей рассказыванию большое значение имеет подбор интересных, ярких предметов, игрушек, картин. Ребенок должен заинтересоваться темой. С детьми необходимо заниматься большой работой по развитию словаря, выразительности речи. Для этого используются различные игры и упражнения. От правильного понимания слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению. В играх одновременно решаются разные задачи, которые тесно переплетаются между собой: подбор определений, закрепление правил согласования слов в роде, числе, падеже, определение значения слова или подбор синонимов и антонимов. Если слово имеет много значений, то игры заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).
     Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.
Развивающая среда в группе ДОУ
     Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогощенной предметно – развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разноообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка. Развивающая среда – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая развивающая среда – не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного позновательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.
     Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Роль взрослого: фильтрация вредных воздействий речевой среды на маленького ребенка, организация воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Составляющие речевой развивающей среды в ДОУ:

- речь педагога дошкольного;

- методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

- специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога, которая имеет обучающую и воспитывающую направленность; главное – качество ее языкового содержания.

Качество речи педагога:

- правильность (соответствие речи языковым нормам),

- точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе),

- логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли),

- чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку),

- выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания),

- богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального вражения информации),

- уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).

Этапы проведения проекта:

1 – подготовительный:
 

- Составление картотек загадок, поговорок.

- Подбор народных пословиц.

- Подборка стихов.

 -Подборка книг.

-Изготовление атрибутов для театрализации сказок.

сроки

Этапы

 

сентябрь

подготовительный

Знакомство с детьми, сплочение детского коллектива;

Знакомство детей с детским садом, с группой;

Анкетирование родителей.

Октябрь

Основной

НОД Составление рассказов «Моя любимая игрушка»
 Составление картотек загадок, поговорок.

 Подбор народных пословиц.

Подборка стихов.

Изготовление мнемотаблиц для составления рассказа. 

 

Ноябрь

Итог

Выставка в группе мнемотаблиц.

Проведение мастер класса по составлению мнемотаблиц совместно с родителями.

 

Перспективный план проекта

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проект: по развитию связной речи «Составление описательных рассказов».

Сведения об участниках:

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.
Продолжительность: краткосрочный.

Место реализации: групповая комната, музыкальный зал, семья.

Актуальность: Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
   
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного возраста, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
   
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. 
   
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. 

     Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. 

Цель проекта: обучить составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.

Задачи проекта:

- Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т.д.

- Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

- Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему.

- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

- Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

- Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.

- Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

- Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

- Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.

- Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет

(иллюстрацию).

- Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.

Ожидаемый результат: Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.

Развитие речи дошкольников.

В обучении детей рассказыванию большое значение имеет подбор интересных, ярких предметов, игрушек, картин. Ребенок должен заинтересоваться темой. С детьми необходимо заниматься большой работой по развитию словаря, выразительности речи. Для этого используются различные игры и упражнения. От правильного понимания слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению. В играх одновременно решаются разные задачи, которые тесно переплетаются между собой: подбор определений, закрепление правил согласования слов в роде, числе, падеже, определение значения слова или подбор синонимов и антонимов. Если слово имеет много значений, то игры заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).
    Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.
Развивающая среда в группе ДОУ
    Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогощенной предметно – развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разноообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка. Развивающая среда – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая развивающая среда – не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного позновательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.
    Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Роль взрослого: фильтрация вредных воздействий речевой среды на маленького ребенка, организация воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Составляющие речевой развивающей среды в ДОУ:

- речь педагога дошкольного;

- методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

- специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога, которая имеет обучающую и воспитывающую направленность; главное – качество ее языкового содержания.

Качество речи педагога:

- правильность (соответствие речи языковым нормам),

- точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе),

- логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли),

- чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку),

- выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания),

- богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального вражения информации),

- уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).

Этапы проведения проекта:

1 – подготовительный:

- Составление картотек загадок, поговорок.

- Подбор народных пословиц.

- Подборка стихов.

 -Подборка книг.

-Изготовление атрибутов для театрализации сказок.

сроки

Этапы

сентябрь

подготовительный

Знакомство с детьми, сплочение детского коллектива;

Знакомство детей с детским садом, с группой;

Анкетирование родителей.

Октябрь

Основной

НОД Составление рассказов «Моя любимая игрушка»
 Составление картотек загадок, поговорок.

 Подбор народных пословиц.

Подборка стихов.

Изготовление мнемотаблиц для составления рассказа.  

Ноябрь

Итог

Выставка в группе мнемотаблиц.

Проведение мастер класса по составлению мнемотаблиц совместно с родителями.

Перспективный план проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа об одежде"

Занятие в старшей логопедической группе на тему "Составление описательного рассказа о платье"...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи "Составление творческого рассказа о лесных обитателях"

В конспекте раскрывается интеграция продуктивной деятельности и коррекционно-расзвивающей работы в процессе составления творческих рассказов. Использование коллективной работы, поделок, сенсорно...

Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР).

Конспект НОД  по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР)....

КОНСПЕКТ коррекционной образовательной деятельности по развитию связной речи «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» по картинно-графическим схемам

Тема: «Составление описательного рассказа по мнемо – дорожкам «Зимние забавы». Программное содержание: Учить составлять описательный рассказ по картине, вопросам лог...