Статья на тему: "Использование дидактических игр для развития речемыслительной деятельности у детей с ЗПР".
статья по логопедии (старшая группа)
Данный материал собран для стендового доклада на IX Городском Логопедическом марафоне "Познание. Творчество. Развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 798.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр для развития речемыслительной деятельности у детей с ЗПР.
Учитель-логопед Ефимова Е.С.
ГБДОУ д/с № 40
Кировского района. Г. С-Петербурга.
Речемыслительная деятельность – это особый вид деятельности, направленный на познание мира, обеспечение в процессе накопления знаний единства мысли и слова, мышления и речи. Развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. Включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Речемыслительная деятельность – это важный компонент подготовки дошкольника к школе. От уровня развития речемыслительных способностей ребёнка зависит не только его школьное обучение, но и социализация в обществе.
Особенности мыслительной деятельности у детей с ЗПР:
- Трудности в формировании сферы образов – представлений и оперировании ими;
- Сложности создания целого из частей и выделение частей из целого;
- Трудности в пространственном оперировании образами;
- Несформированость способности к творческому созданию новых образов;
- Замедлен процесс формирования мыслительных операций;
- Дети не выделяют существенных признаков при обобщении. Обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.
Актуальность:
Предлагаемая система занятий направлена на формирование предпосылок полноценной учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Реализация этой системы предполагает развитие и совершенствование культуры устной речи и формирования навыков творческого мышления, произвольности поведения и деятельности в целом.
В результате использования игр для развития речемыслительной деятельности у детей значительно улучшается связная речь, дети осмысливают причинно-следственные отношения, подробно с детализацией рассказывают содержание сюжетной картинки, самостоятельно программируют речевое высказывание.
Приведем примеры некоторых игр для развития речемыслительной деятельности, которые, на наш взгляд, не только показывают свою эффективность в активизации процессов мышления и речи, но и вызывают эмоциональный отклик наших воспитанников.
«Что сначала, что потом» Цель: Расположение сюжетных картинок в соответствии с логикой развития
действия.
«Собери бусы по образцу» Цель: Систематизировать, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.
«Расскажи по картинкам» Цель: Формирование умения нахождения замысла и реализация его в речевом сообщении.
«Скажи наоборот» Цель: Развитие мышления, внимания, подбирать слова-антонимы.
«Найди ошибку» Цель: Развитие поисковой деятельности дошкольников.
«Придумай» Цель: Придумывание небольшого сюжета и последующего его оречевления с опорой на наглядный материал.
«Четвертый лишний» Цель: Развитие анализа и синтеза.
«Цепочка слов» (Ассоциации). Цель: Актуализация процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющего у ребенка словаря.
В работе по данному направлению используем эффективные приемы :
-Мнемотаблицы. Цель: Грамотное построение фразы, планирование высказывания.
-Картинно-графические схемы предложений и картинно-графические планы рассказов с использованием символов(предлогов, слов-действий, слов-признаков). Цель: Грамотное построение фразы, планирование высказывания.
Составление предложений по схеме.
Пересказ рассказа про осень.
Пересказ рассказа про зимнюю прогулку.
Описательный рассказ про фрукты.
Список используемой литературы:
- Ротенберг В.С, Бондаренко С.М. Трудности детского мышления // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательство «Академия», 2003. – С. 158 – 159.
- Василенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Издательство «Педагогика»,1990. – С.152.
- Шпицына Л.М, Хилько А.А, Галлямова Ю.С, Демьянчук Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. ред. проф. Шпицыной Л.М. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – С. 240.
- Шпицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. – Спб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2002. – С. 219.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: Издательство «Аркти», 2001. – С. 3-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия конспектов по развитию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Мы предлагаем серию конспектов занятий по формированию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Развитие речемыслительной деятельности у детей с ОНР
В данном материале представлены два занятия, которые успешно решают задачу по развитию речемыслительной деятельности с опорой на динамическую наглядность (серию картин, объединенных одним сюжетом)....
Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."
Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития....
Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....
Статья на тему: Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.
Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вид...
Статья на тему "Использование музыкально-дидактических игр для развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста"
В статье раскрываются компоненты музыкального слуха и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для дошкольников...
«Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста».
Материал семинара-практикума по наглядному моделированию построен на сказке В.Г.Сутеева “Под грибом”. Идея создания этого материала возникла в ходе работы над темой “Технологии нагля...