Статья на тему: "Использование дидактических игр для развития речемыслительной деятельности у детей с ЗПР".
статья по логопедии (старшая группа)

Ефимова Елена Сергеевна

Данный материал собран для стендового доклада на IX  Городском Логопедическом марафоне "Познание. Творчество. Развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc798.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр для развития речемыслительной деятельности у детей с ЗПР.

Учитель-логопед  Ефимова Е.С.

ГБДОУ д/с  № 40

Кировского района. Г. С-Петербурга.

Речемыслительная деятельность – это особый вид деятельности, направленный на познание мира, обеспечение в процессе накопления знаний единства мысли и слова, мышления и речи. Развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. Включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Речемыслительная деятельность – это важный компонент подготовки дошкольника к школе. От уровня развития речемыслительных способностей ребёнка зависит не только его школьное обучение, но и социализация в обществе.

Особенности мыслительной деятельности у детей с ЗПР:  

  • Трудности в формировании сферы образов – представлений и оперировании ими;
  • Сложности создания целого из частей и выделение частей из целого;
  • Трудности в пространственном оперировании образами;
  • Несформированость способности к творческому созданию новых образов;
  • Замедлен процесс формирования мыслительных операций;
  • Дети не выделяют существенных признаков при обобщении.  Обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.

        Актуальность:

Предлагаемая система занятий направлена на формирование предпосылок полноценной учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Реализация этой системы предполагает развитие и совершенствование культуры устной речи и формирования навыков творческого мышления, произвольности поведения и деятельности в целом.

В результате использования игр для развития речемыслительной деятельности у детей значительно улучшается связная речь, дети осмысливают причинно-следственные отношения, подробно с детализацией рассказывают содержание сюжетной картинки, самостоятельно программируют речевое высказывание.

        

 

        Приведем примеры некоторых игр для развития речемыслительной деятельности, которые, на наш взгляд, не только показывают свою эффективность в активизации процессов мышления и речи, но и вызывают эмоциональный отклик наших воспитанников.

                                             

«Что сначала, что потом»  Цель: Расположение сюжетных картинок в соответствии с логикой развития

действия.

«Собери бусы по образцу» Цель: Систематизировать, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.

«Расскажи по картинкам»  Цель: Формирование умения нахождения замысла и реализация его в речевом сообщении.

«Скажи наоборот»  Цель: Развитие мышления, внимания, подбирать слова-антонимы.

«Найди ошибку» Цель: Развитие поисковой деятельности дошкольников.

«Придумай» Цель:  Придумывание небольшого сюжета и последующего его оречевления с опорой на наглядный материал.

«Четвертый лишний» Цель: Развитие анализа и синтеза.

       

«Цепочка слов» (Ассоциации). Цель: Актуализация процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющего у ребенка словаря.

В работе по данному направлению  используем эффективные приемы :

-Мнемотаблицы.  Цель: Грамотное построение фразы, планирование высказывания.

           

-Картинно-графические схемы предложений  и картинно-графические планы рассказов с использованием символов(предлогов, слов-действий, слов-признаков). Цель: Грамотное построение фразы, планирование высказывания.

                           

Составление предложений по схеме.

   

Пересказ рассказа про осень.

Пересказ рассказа про зимнюю прогулку.

Описательный рассказ про фрукты.

Список используемой литературы:

  1. Ротенберг В.С, Бондаренко С.М. Трудности детского мышления // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательство  «Академия», 2003. – С. 158 – 159.
  2. Василенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Издательство «Педагогика»,1990. – С.152.
  3. Шпицына Л.М, Хилько А.А, Галлямова Ю.С, Демьянчук Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. ред. проф. Шпицыной Л.М. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – С. 240.
  4. Шпицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. – Спб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2002. – С. 219.
  5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: Издательство «Аркти», 2001. – С. 3-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия конспектов по развитию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Мы предлагаем серию конспектов занятий по формированию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Развитие речемыслительной деятельности у детей с ОНР

В данном материале представлены два занятия, которые успешно решают задачу по развитию речемыслительной деятельности с опорой на динамическую наглядность (серию картин, объединенных одним сюжетом)....

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....

Статья на тему: Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.

Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вид...

Статья на тему "Использование музыкально-дидактических игр для развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются компоненты музыкального слуха и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для дошкольников...

«Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста».

Материал семинара-практикума по наглядному моделированию построен на сказке В.Г.Сутеева “Под грибом”. Идея создания этого материала возникла в ходе работы над темой “Технологии нагля...