Статья на тему "Использование музыкально-дидактических игр для развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста"
статья

Лега Екатерина Сергеевна

В статье раскрываются компоненты музыкального слуха и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_muzykalno-didakticheskih_igr.docx24.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование музыкально-дидактических игр для развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста

По определению психолога Б.М. Теплова главным компонентами музыкального слуха являются:

  • звуковысотный слух (мелодический и гармонический);
  • тембровый;
  • динамический;
  • ритмический.

По мнению Ю.Б. Алиева (1) звуковысотный слух – широкое понятие, включающее мелодический и гармонический слух.

Мелодический слух – это музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одного голосной мелодии. Гармонический слух – это музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к многоголосной мелодии.

Динамический слух – способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить полярные градации динамики (громко - тихо) и постепенный переход от громкого к тихому звучанию и наоборот.

Тембровый слух определяется в процессе прослушивания звучания русских народных инструментов, в музыкально-дидактических играх.

Ритмический слух – способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить эмоциональную выразительность музыкального ритма.

По определению Е.В. Назайкинского музыкальный ритм представляет собой: "…закономерное распределение во времени ритмических единиц (ритмический рисунок), подчиненное регулярному чередованию опорных и переходных долей времени (метр), которое совершается с определенной скоростью (темп) (32).

Как показывают исследования К. Тарасовой (43), дети дошкольного возраста решают музыкально ритмическую задачу согласно трем типам:

  • по адекватному типу, т.е. воспроизведение ритмического рисунка (отношение длительности звуков и пауз) произведения;
  • по равномерному типу, т.е. воспроизведение ритмической пульсации;
  • по беспорядочному типу.

Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеется (например, можно развивать у детей точность, а так же скорость реакции). Развитие слуха зависит и от многих музыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей, наличие больного или здорового голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка.

Мы рассмотрели понятие музыкального слуха с разных позиций и согласны с тем, что от того, как развит у детей музыкальный слух зависит чистота интонации в пении. Когда мы говорим о чистоте интонации в пении, мы говорим о певческих умениях, поэтому в своей работе мы обратили внимание не только на певческие умения детей, но и на особенности музыкального слуха.

Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационного точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). Прислушиваясь к манере пения и характеру звучания голоса у детей, нетрудно заметить, что одним из основных дефектов в пении детей является плохая вокальная дикция, т.е. неправильная артикуляция гласных и согласных звуков.

Из разных форм неправильной дикции у детей в пении особенно часто встречаются следующие:

1. Вялая дикция, при которой согласные произносятся очень нечетко, а гласные лишены свойственных им характерных звуковых очертаний: например: "а" звучит не совсем точно и ясно как "а".

Выражение лица поющего ребенка – безразличное: чувствуется, что пение не связано у ребенка ни с какими эмоциональными переживаниями. При вялой дикции многих слов разобрать вовсе невозможно, так что не редко требуется большое напряжение внимания, чтобы понять текст.

2. Другая форма неправильной дикции у детей при пении – это утрированная дикция – согласные звучат обычно достаточно четко, но гласные произносятся "плоско".

Такие исследования провел И.И. Левидов (28).

При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, ы, э, и) – протяжность пропевания их является основой пения. Четкое произношение согласных тоже является значимым в пении.

Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым.

Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания.

Вот как описывает работу над ансамблем А.Н. Зимина в своей книге "Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста" (21). В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно, начиная с младшей группы.

Для того, чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо, прежде всего, перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак – взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тот час же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню. В практической работе применяется и дирижирование детским хором. К дирижерскому жесту прибегают в тех случаях, когда пение проводится без инструментального сопровождения.

Все вышеперечисленные певческие умения (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, умения развиваются постепенно.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в ДОУ являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия – это художественно - педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимании, памяти, в воспитании коллектива, что способствует подготовке обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей. Содержание занятий ориентировано на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуществление этого процесса в единстве с воспитанием. Они выполняются в соответствии с требованиями раздела программы "Музыкальное воспитание".

Музыкальная педагогика определяет, в качестве основных, три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводится со всеми детьми группы.

По подгруппам, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени.

Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов. Проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, доминантные, тематические, комплексные.

Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей.

Первая часть – вводная, которая осуществляет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки. В этой части занятия совершенствуются основные движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, различные перестроения; танцевальные движения.

Вторая часть – основная, которая включает в себя: восприятие – слушание музыки; исполнительскую деятельность – пение и музыкально-ритмические движения.

Третья часть – заключительная, одной из задач которой является приведение возбужденного организма к нормальному состоянию, снижению физической нагрузки.

Очевидно, что работа над певческими умениями ведется во второй – основной части занятия. В старшей группе – три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок.

Анализ существующей литературы показал, что современными авторами предлагаются методики работы с детьми по развитию у них певческих умений, которые содержат большой спектр разработанных игр и упражнений – попевок, но как мы уже говорили, это не применяется в последовательной, систематичной форме.

Игра "Веселые матрешки"

Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрешка, у детей – маленькие. "Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит музыкальный руководитель и отстукивает своей матрешкой по столу не сложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Игра "Определим по ритму"

Игровой материал: Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

Ход игры: Музыкальный руководитель выступает в роли ведущего. Он исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится ребенок, который ни разу не ошибся.

Для различения ритмических рисунков использовались знакомые детям песни Е. Тиличеевой:

"Небо синее"

"Смелый пилот"

а также использовалась русская народная песня

"Андрей-воробей"

и русская народная прибаутка

"Барашеньки"

Игра "Прогулка"

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. "Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять по залу, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице", - музыкальный руководитель ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. "А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!", - передает бег. Дети повторяют "Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю", - музыкальный руководитель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. "Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок", - быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. "Но вдруг на небе появилась туча, закрыло солнышко, и пошел сильный дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень", - постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. "Испугались ребята и побежали в детский сад", -быстро и ритмично ударяет молоточком.

Кроме выполнения этих заданий дети должны передать ритмический рисунок, выложив на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Например: "Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю". Ребенок выкладывает широкие карточки.

                     

"Пошел частый, сильный дождь". Ребенок выкладывает узкие карточки.

Для развития звуковысотного слуха 

"Три поросенка"

"Ступеньки"

Игра "Три поросенка"

Игровой материал: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой "фа" первой октавы нарисовано мордочка поросенка в синей шапочке – Нуф-Нуфа; под пластинкой "ля" первой октавы – поросенок в красной шапочке – Наф-Наф; под пластинкой "до" второй октавы – поросенок в желтой шапочке – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. Каждому играющему по три картинки с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. "Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит музыкальный руководитель. – Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете кто поет. У Ниф-Нифа самый высокий голос: "Я Ниф-Ниф" (поет и играет на фортепиано "до" второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поет и играет "фа" первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше (поет и играет "ля" первой октавы). Затем музыкальный руководитель играет на фортепиано какой-либо из трех звуков и предлагает угадать кто это поет. Дети должны поднять картинку с изображением шапочки того поросенка, который спел песенку. Если большинство детей правильно угадали кто поет, то музыкальный работник вращает диск по планшете и в окошечке появляется поросенок. Если дети неверно угадали, то в окошечке никто не появляется, и тогда музыкальный руководитель играет опять этот же звук, а дети проверяют свои картинки.

Игра "Ступеньки"

Игровой материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик).

Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано мелодию, вызванный ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки, вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

Для развития тембрового слуха:

"Догадайся, кто поет?"

"Слушаем внимательно"

Игра "Догадайся, кто поет?"

Ход игры: Дети идут по кругу и поют первый куплет песни Е. Тилиечеевой. На второй куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет "жмурке", который стоит в центре круга. "Жмурка" должен отгадать, кто спел второй куплет.

Игра "Слушаем внимательно"

Игровой материал: Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведения, и найти их на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как  и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эс...

План работы по самообразованию на тему: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы всестороннего развития детей, а именно развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью ...

Статья "Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста"

Данная статья рассказывает, как можно развивать музыкальный слух у ребенка дошкольного возраста....

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. консультация для родителей...