Куклотерапия в работе логопеда.
статья по логопедии

Горшечникова Елена Владимировна

Значительный интерес в работе с детьми с нарушениями речи представляет куклотерапия, с применением терапевтической куклы-марионетки, которая «оживает» в процессе взаимодействия с ребенком. Это взаимодействие мотивирует ребенка, формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае кукольную) жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya.docx174.4 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила

Учитель-логопед Горшечникова Е.В.

Куклотерапия в работе логопеда.

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями.

Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.

Все это требует более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции большее места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: куклотерапия, пескотерапия (sand-play), арт-терапия, сказкотерапия.

Значительный интерес в работе с детьми-логопатами с нарушениями речи представляет куклотерапия, с применением терапевтической куклы-марионетки, которая «оживает» в процессе взаимодействия с ребенком. Это взаимодействие мотивирует ребенка, формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае кукольную) жизнь. Терапевтические куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей куклы-марионетки становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры.

Работа детей с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами.

С помощью такой куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу: «Покажи, как кукла радуется, (сердится, злится, боится, удивляется)?». Проигрывание с марионеткой может сопровождаться работой с зеркалом: «А ты можешь сделать так же, как она? Покажи.» Параллельно у детей развивается фантазия, относительно тех или иных ситуаций, эмоциональных состояний: «Давайте подумаем, чему радуется кукла, что произошло с ней забавного (и т.д.)». Таким образом осуществляется связь эмоциональных состояний ребенка с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни.

«Проигрывая» состояния через терапевтическую куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства.

Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые мы преподносили в разных видах деятельности.

Куклатерапия способствует улучшению памяти, речи, расширяет познания. Посредством куклотерапии гасилась агрессивность.

Дети нуждаются в полноценном общении, особенно дети с речевыми нарушениями. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов и знаний.

Кукольный театр - это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащения словаря, развития логики мышления, воображения и творческих способностей.

Мы часто забываем о старых, проверенных временем развивающих играх в угоду новейшим изобретениям в мире игрушек. Но даже самый умный робот, компьютерная приставка или интерактивный коврик не подарят ребенку того главного, что может подарить кукольный театр – ощущение волшебства!

Уже полуторагодовалые малыши замирают от изумления при виде игрушки, которая «живет» вместе с ним, разговаривает, здоровается за ручку, кивает головой, смеется, плачет. Вы просто одеваете на руку куклу-перчатку – и сказка началась!

Как правило, основу игр-драматизаций составляют наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» он может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира.

Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного тетра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Ведь в большинстве случаев это конечно же добрые, умные, честные герои, вызывающие одобрение взрослых. А это немаловажный фактор для нравственного развития личности ребенка, его стремления контролировать свое поведение. Играя с куклой – перчаткой, ребенок психологически переживает свою роль. Он отвечает для себя на вопросы – каково быть добрым или злым, умным или глупым, смелым или трусом. И главное – он учится САМ делать выбор в пользу того или иного.

Перчаточная кукла, или «бибабо», может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей, укладывать спать, вместе смеяться, петь и танцевать. А дети постарше смогут посредством куклы, одетой на руку, сказать о своих переживаниях, тревогах и радостях от лица персонажа своего воображаемого мира.

Поскольку дети отождествляют себя с куклой, то прием кукольного театра часто используют в своей работе логопеды, воспитатели и психологи. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страхов путем решения конфликтной ситуации в игре с помощью куклы – перчатки. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становится и актером, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается речь, в том числе и диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля, логичность мышления.

Все эти аспекты имеют большое значение во всестороннем развитии ребенка и в дальнейшей учебной деятельности. Именно поэтому игры – драматизации очень полезны и необходимы ребенку на всех этапах его развития. И лучший помощник на этом пути – тряпичная кукла–перчатка, или, что еще эффективнее, набор кукол–перчаток – героев сказки, то есть, детский кукольный театр.

Существуют конструкции кукол, которые известны многим (пальчиковая, объемная, марионетка, перчаточная). Но к этому списку можно добавить еще 3 конструкции кукол (колпачковая, веревочная, плоскостная). Каждому виду кукол присуще нечто соответствующее стадиям развития ребенка. Детям до 3-3,5 лет особенно подходят пальчиковые куклы, затем добавляются простые куклы, которые могут стоять и управляются снаружи. Ребенок в этом возрасте ежедневно шаг за шагом познает окружающий его мир. Он ощупывает, хватает, вовлекает в свою игру все, до чего может дотянуться.

Все в окружающем мире живет для ребенка - так, как живет он сам, и все предметы действуют и говорят.

После того, как на 3-м году жизни ребенок проходит через первое переживание своего «Я» и вступает в новые отношения с окружающим миром, он оказывается в состоянии следить за развитием действий. К 4-м годам в работе с ребенком можно использовать стоячие куклы, марионетки, веревочные куклы.

Пальчиковые куклы выполняются из бумажных цилиндров (по размеру пальца) или лоскутка ткани треугольной формы в виде косынки, которая укрепляется на пальце с помощью резинового кольца.

Изготовление «пальчиковых кукол» и последующая театрализация позволяют исследовать глубинные проблемы, чувства, переживания личности.

Колпачковая кукла используется для работы с детьми 3-х лет, у которых наблюдается застенчивость, неуверенность, а также дети с большим количеством страхов, проблемами в общении и т.д. Этот вид куклы можно применять в свободной игре с детьми 5-ти лет.

Веревочная кукла - кукла многофункциональная, наиболее эффективна в работе с детьми 3-х лет у которых есть проблемы идентификации, общения, повышенная тревожность. В свободной игре применяется с детьми 5-ти лет. Особенность использования куклы состоит в том, что голова куклы за петельку пристегивается на рубашку ребенка, а в петлю на ладошке куклы продевается палец. Кукла может быть высотой до 1-го метра.

Плоскостная кукла используется педагогом для работы с детьми 3-х лет, у которых наблюдается проблема в общении, поведении, нарушенный образ «Я». В свободной игре данный вид куклы применяется с детьми с 4-х лет. Особенности конструкции куклы в том, что ее руки крепятся на кнопки, а также можно сделать набор из 6-ти «лиц», которые крепятся к голове куклы на "липучке".

Играйте вместе с детьми – и вы приобретете уникальную возможность наладить с ними теплые отношения, глубже узнать их внутренний мир, обеспечить необходимое внимание к их талантам и повысить собственный авторитет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Куклотерапия в работе с детьми ОНР

Педагогическая технология в ДОУ в логопедической группе с куклами-марионетками....

КУКЛОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игр...

Возможности куклотерапии в работе педагога-психолога в контексте взаимодействия с другими специалистами дошкольного учреждения

Вашему вниманию предлагается презентация, в которой представлены возможности куклотерапии, проводимой педагогом-психологом в детском дошкольном учреждении. Предлагаются приемы, которые могут в своей д...

"Использование приёма куклотерапии в работе учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР"

В статье говорится о том, что в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР хорошо использовать дидактическую куклу.  Какие коррекционные задачи решаются с помощью неё....

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратит...