Речевая среда в комбинированной группе.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Позднякова Светлана Андреевна

Консультация учителя-логопеда С.А. Поздняковой

 для воспитателей комбинированных групп

«Речевая среда в комбинированной группе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_sreda_v_kombinirovannoy_logogruppe.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда С.А. Поздняковой

 для воспитателей комбинированных групп

«Речевая среда в группе»

Педагог должен быть организатором режима речевой культуры в своей группе. Ему нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. 

Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателем. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на неё они ориентируются в произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации педагога в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о тех же событиях.

Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в более раннем возрасте, чем в более взрослом.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т.е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, Умеренно громким голосом.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Для воспитателя комбинированной группы владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Культурой речи называют её правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

Воспитателю необходимо организовать работу с родителями по качественному улучшению культуры речи в семье. Для этого можно использовать индивидуальное общение, наглядную пропаганду, индивидуальные консультации; организовывать для родителей кружки по технике речи и выразительному чтению; приглашать их на открытые занятия по развитию речи.

Особенности работы воспитателя в комбинированных группах.

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется, имеющимися у каждого такого дошкольника:

— речевыми недостатками;
— неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
— особенностями характера.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

  • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз.
  • Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
  • Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.
  • Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей,

содержание занятий определено программой: проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

  • повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
  • упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;
  • повторение лексико-грамматических упражнений;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
  • Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»

Цель проекта:Создание в группе образовательной развивающей среды, стимулирующей речевую активность и развитие речемыслительной деятельности детей....

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной группе детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокуль-турных условий, детские сады могут вполн...

Аналитическая справка организации развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной группе младшего дошкольного возраста»

Организация  развивающей предметно-пространственной  среды в комбинированной группе младшего дошкольного возрастаМБДОУ «Д/с № 47»...

Модель взаимодействия специалистов и педагогов по речевому развитию воспитанников комбинированных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ситуация, сложившаяся в сфере дошкольного образования, свидетельствует о возросшем количестве детей с особыми образовательными потребностями, отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие отклонен...

Развивающая предметно-пространственная среда в комбинированной группе детского сада в соответствие с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошко...