Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков
материал по логопедии

Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков «Чудо-Юдо» Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо — Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо — Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не составился). К этапу постановки можно отнести и артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать сильнее и победить Чудо — Юдо. К тому же Чудо — Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха). Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо — Юдо его опять не украл». Автоматизация в слогах: «Строим заборчик»: са- са- са, су - су - со и т. д. «Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог): са — су — ба сы — ка — сы «Возводим стену»: ас — эс — ос — ус — ыс «Забиваем гвозди в забор»: ас — са — ос ус — сы — ыс «Строим дом»: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика. Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры. «Пузыри». Ты когда-нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились. «Я рисую». Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. (Аналогичная игра может отрабатываться на материале слов или словосочетаний) Теперь наш звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры. Автоматизация в словах: «Подбери слово» В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с]. Например: Мама купила ... (самовар, санки, сосну и т.д.) Грузовик привез ... (посуду, постели, косынки и т.д.) «Бабочки» Бабочки очень любят летать, но особенно они любят летать над «Свистящей поляной». Вот она. Бабочка должна опылить как можно больше цветком на этой поляне. Для этого она должна сесть на цветок, и назвать его. «Свистляндия» Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну — «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку. После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране. «Слова друзья» Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет собрать друзей, причем дружить могут только те слова, в которых совпадает число слогов. «Отличия» Ребёнку предлагаются картинки из серии «Найди отличия». Ребёнок их находит (это способствует развитию наблюдательности), считает, сколько отличий он нашёл, и на полученное число отличий он называет слова, в которых содержится звук [с], т.е., например, 5 отличий — 5 слов. «Лабиринт» Для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути. «Вагоновожатый» Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь. На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с]. Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха). В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом — в середине, в 3-ем — в конце. Автоматизация в словосочетаниях: «Что с чем» Назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с]. Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д. «Назови, кто это или что это?» Сейчас мы с тобой будем дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово-проверим, подружились ли слова. Например: Высокая — скала, быстроногий — страус, стильная — сумка. «Подбери друга» Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок-прилагательное. Например: Носок — полосатый, сосиски — вкусные и т.д. Автоматизация в предложениях: «Чего не бывает» Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку, называет её. А после придумывает с ней предложение, в котором объясняется, без чего не бывает слово на этой картинке, но в слове должен быть звук [с]. Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола. «Что рисуют дети» Смотри, вот две юные художницы — Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света. Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника. «Из чего сделан предмет?» Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение. Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д. «Вместе с ...» Перед ребенком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались вместе (способствует развитию знаний об окружающем). Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т.д. «Скороговорки» Перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с]. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_svistyashchih_zvukov.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков «Чудо-Юдо»

Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо — Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо — Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не составился). К этапу постановки можно отнести и артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать сильнее и победить Чудо — Юдо. К тому же Чудо — Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха).

        Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо — Юдо его опять не украл».

 Автоматизация в слогах:

«Строим заборчик»: са- са- са, су - су - со и т. д.

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

са — су — ба сы — ка — сы

«Возводим стену»: ас — эс — ос — ус — ыс

«Забиваем гвозди в забор»: ас — са — ос ус — сы — ыс

«Строим дом»: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Пузыри». Ты когда-нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.

«Я рисую». Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки.

Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги.

(Аналогичная игра может отрабатываться на материале слов или словосочетаний)

 Теперь наш звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.

 Автоматизация в словах:

«Подбери слово»

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например: Мама купила ... (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез ... (посуду, постели, косынки и т.д.)

«Бабочки»

Бабочки очень любят летать, но особенно они любят летать над «Свистящей поляной». Вот она. Бабочка должна опылить как можно больше цветком на этой поляне. Для этого она должна сесть на цветок, и назвать его.

 «Свистляндия»

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну — «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку.

После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране.

«Слова друзья»

 Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет собрать друзей, причем дружить могут только те слова, в которых совпадает число слогов.

«Отличия»

Ребёнку предлагаются картинки из серии «Найди отличия». Ребёнок их находит (это способствует развитию наблюдательности), считает, сколько отличий он нашёл, и на полученное число отличий он называет слова, в которых содержится звук [с], т.е., например, 5 отличий — 5 слов.

«Лабиринт»

 Для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.

«Вагоновожатый»

 Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь.

На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с].

Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха).

В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом — в середине, в 3-ем — в конце.

Автоматизация в словосочетаниях:

«Что с чем»

 Назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с].

Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д. «Назови, кто это или что это?»

Сейчас мы с тобой будем дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово-проверим, подружились ли слова.

Например: Высокая — скала, быстроногий — страус, стильная — сумка.

«Подбери друга»

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок-прилагательное.

Например: Носок — полосатый, сосиски — вкусные и т.д.

Автоматизация в предложениях:

«Чего не бывает»

Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку, называет её. А после придумывает с ней предложение, в котором объясняется, без чего не бывает слово на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].

Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола.

«Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы — Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.

Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.

«Из чего сделан предмет?»

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.

Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.

«Вместе с ...»

 Перед ребенком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались вместе (способствует развитию знаний об окружающем).

Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т.д.

 «Скороговорки»

Перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с].

Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков "Чудо-Юдо"

Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков "Чудо-Юдо"...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

ДОГОВОРКИ К «ТРУДНЫМ ЗВУКАМ» (АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ»)

Данный материал поможет родителям, воспитателям и логопедам закрепить произношение свистящих звуков в словах с различной позицией ( в начале,середине,конце слова)....

Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков

Данный материал  представляет собой систематизированный материал по проблемам коррекции произношения звуковПодробнее: https://www.labirint.ru/books/112171/...

КОМПЛЕКС ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

В данном документе содержатся задания для родителей по автоматизации свистящих звуков. Комплекс разработан на 6 дней....

Мастер-класс «Основные приёмы постановки и автоматизации свистящих звуков у детей с дизартрией. Трудности и пути решения».

Мастер-класс «Основные приёмы постановки и автоматизации свистящих звуков у детей с дизартрией. Трудности и пути решения»....