Моя логопедическая пятиминутка
проект по логопедии (средняя группа)

Горохова Илюса Закирьяновна

Одной из форм по предупреждению и профилактике речевых нарушений у детей являются логопедические пятиминутки. Значение этих непродолжительных по времени игровых упражнений велико, они не только помогут в профилактике речевых нарушений у детей с нарушениями в развитии, но и создадут хорошие предпосылки к усовершенствованию речи  в целом. Логопедические пятиминутоки  в этом пригодятся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_npk_gorohovoy_i.z.docx59.85 КБ

Предварительный просмотр:



Введение

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: О! Как же ты красива!

        

Актуальность.  Хорошая речь - важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

 В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте заложено пять основных образовательных областей. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

Большое значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в младшем дошкольном возрасте. Именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. В общих чертах речевое развитие ребенка  должно быть следующим: к 1 году в словарном запасе ему следует около 30 слов, к 2.5 годам ребенок должен уметь строить фразу из 3-5 слов; к 3 годам обычно завершается формирование правильной структуры фраз и усвоения звуковой стороны языка.[5] И если в этом возрасте у него нарушены целые группы звуков, это должно послужить тревожным сигналом для родителей: пора обратиться к логопеду.

Первичное обследование каждого ребенка логопедом  начинается  с момента поступления в детский сад. И в дальнейшем на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду до выпуска его в школу. В течение года как минимум 2 раза проводим диагностику речи ребенка. И  следим  за речевым развитием детей. Как правило, до пяти лет речь ребенка продолжает формироваться, и на этом этапе логопед в основном  выступает как наблюдатель.

В условиях логопедического пункта массового дошкольного учреждения охватить всех детей, имеющих речевые нарушения или предпосылки к развитию последних, на практике почти невозможно. Поэтому появляется острая необходимость осуществления профилактической работы со всеми детьми, с целью предупреждения и профилактики нарушений речи, как на более ранних возрастных этапах, так и используя эту работу с детьми уже имеющими речевые проблемы.  Без помощи родителей, воспитателей эта работа сводится к нулю.. Таким образом, возникла потребность в организации взаимодействия и взаимопомощи между логопедом, воспитателями и родителями.  

После проведения обследования речи детей младших групп нашего сада выявилось, что у детей младшего дошкольного  возраста наиболее типичными ошибками оказались: пропуск и замена звуков, перестановка слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение, выявились неговорящие дети, которые были даны направления для консультации на ПМПК г.Нефтекамска.

При опросе воспитателей выяснилось, что основные трудности у педагогов возникают при выработке правильного произношения у детей: зачастую развитие звуковой культуры речи происходит самотеком.

Анализируя ответы  родителей  на вопросы в анкетах, я  пришла  к выводу, что проблема речевого развития детей очень актуальна и волнует родителей.

Передо  мной  встала проблема организации системы работы по профилактике речевых нарушений с детьми младшего дошкольного возраста. Обоснование необходимости проекта. Проект направлен на обеспечение доступности логопедической помощи детям младшего дошкольного возраста  в сензитивный период развития и формирования речи.

Объект проекта: речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет проекта: профилактика речевых нарушений и повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития младших дошкольников посредством использования системы методических мероприятий для педагогов и родителей.

Цель проекта: обеспечение благоприятных условий для полноценного речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством реализации специально- разработанной  системы мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития.

Гипотеза: специальная разработанная система методических мероприятий для педагогов и родителей будет способствовать профилактике и повышению потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников 3-4 лет.

Задачи проекта:

  1. Изучить научно-методическую  литературу по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.
  2. Объединить усилия логопеда, воспитателей и родителей в совместной деятельности по предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Повысить  компетентность педагогов и родителей  в вопросах речевого развития детей 3-4 лет посредством специально разработанной системы мероприятий.
  4. Разработать практический  комплекс специально подобранных логопедических упражнений "Логопедические пятиминутки", направленного на развитие артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха, речевого дыхания и систематически его использовать  во время досуговой деятельности в детском саду и дома.
  5. Проанализировать эффективность:

- реализации системы мероприятий по повышению компетентности педагогов и родителей в речевом развитии младших дошкольников,

- практического использования комплекса логопедических упражнений  "Логопедические пятиминутки"  в профилактике речевых нарушений и повышения потенциальных возможностей детей младшего дошкольного возраста .

Тип проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: дети II младших групп, учителя-логопеды,  воспитатели, родители.

Срок исполнения проекта: сентябрь 2015г. - май 2016г.

Методы и способы проекта: анализ научно-методической литературы, наблюдение, анкетирование, экспериментальное исследование.

Продукт проекта:

- методическая разработка "Логопедические пятиминутки";

- картотеки: "Сказка о веселом язычке", "Послушный ветерок", "Умелые пальчики", "Чуткие ушки",

- разработка семинара-практикума  для родителей  "Поговори со мною, мама",

- домашняя игротека,

-  оформление  стенда "По дороге домой",

- консультации и памятки для родителей и воспитателей,

- пособия для развития мелкой моторики, речевого дыхания, фонематического слуха,  

- пальчиковый театр "Кто как голос подаёт",

- логопедическая игрушка Лягушка,

- разработка "Рекомендуемый перечень материалов и пособий для логоуголка",

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с нарушением речи, с одной стороны, и разработку логопедического воздействия, с другой стороны ;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей.. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;    
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Методы проекта:

  • словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
  • практический (проведение семинаров-практикумов, мастер-классов);
  • наглядный (подборка речевого материала для логопедических минуток, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей);
  • игровой (игры,  артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики)

1. Содержание проекта

Проект реализовался   в три этапа:

I этап – подготовительный: сентябрь 2015 года.

II этап –  основной (практический): октябрь 2015 - апрель 2016 года.

III этап – заключительный(аналитический) : май 2016 года

I этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический)

Задачи:

- Изучить  психолого - педагогическую, методическую литературу по  развитию речи детей младшего дошкольного возраста;

- Провести мониторинг развития речи детей 3-4лет.

- Выяснить образовательные потребности педагогов, провести анкетирование  родителей, с целью изучения уровня их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.

- Изучить  развивающую предметно-пространственную среду в группах;

- Провести  анализ полученных результатов.

Работы, посвященные по профилактике нарушений речи у детей дошкольного возраста, достаточно изучены в литературе.

Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др. [11].

Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения М.Е. Хватцева, Р.Е. [9] Левиной, М.Ф. Фомичевой, [8] К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других.

Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о необходимости  реализации разработки  практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ.

 В ходе проведения обследования речи детей с 1.09.15г.  2 младших групп мы изучали состояния звукопроизношения, . фонематического восприятия, артикуляционной и мелкой моторики. Обследование проводится по общепринятой методике [3] (см. Приложение №1).На основании данных индивидуального обследования в сентябре 2015 года была составлена таблица состояния речи детей группы.(см. таблицу №1).

Таблица №1.

Сводная таблица состояния речи детей II мл. групп

Уровни

Звукопроизношение

Артикуляционная

моторика

Мелкая

моторика

Фонематическое восприятие

Достаточный

17%(8)

15%(7)

15%(7)

37%(17)

Средний

22% (10)

28%(13)

30%(14)

46%(21)

Ниже среднего

30%(14)

13%(6)

11%(5)

7%(3)

Низкий

30%(14)

43%(20)

43%(20)

11%(5)

Анкетирование родителей показало, что 100 %  беседуют детьми дома  и считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что, 72% - должны заниматься развитием речи ребенка родители и детский сад;  68% - видят в своем ребенке нарушения в речевом развитии; 13% опрошенных знают что такое артикуляционный аппарат и как его развивать; 35% - знают способы развития мелкой моторики и используют их дома; 18% родителей имеют представление о средствах развития и активизации речи детей. (см. Приложение №2).

В ходе опроса воспитателей я выяснила, что основные трудности они испытывают при подборе артикуляционных комплексов упражнений на заданную  группу звуков, подборе упражнений на развитие фонематического  слуха и речевого дыхания.  (см. Приложение №3).

Также нами было   изучено  состояние предметно-развивающей среды в группах  . В результате которого было выявлено недостаточное оснащение логоуголков пособиями и дидактическими играми по развитию фонематического слуха, артикуляционной моторики, речевого дыхания.

II этап – основной (практический)

Задачи:

- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 3-4лет через организацию и проведение мероприятий.

 План мероприятий  для воспитателей:

Мероприятия

Содержание

Сроки

I. Просветительский блок

Выставка

"Пособия для логоуголка  на развитие артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха, речевого дыхания"

Октябрь

Медико-педагогическое совещание

"Взаимосвязь детского сада и семьи в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Октябрь

Письменные консультации и памятки

Памятка "Рекомендации по проведению логопедических пятиминуток"

«Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка»

"Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики"

"О дыхании"

"Играем с прищепками развиваем речь"

"Логопедические игры для дошкольников"

"Социальные причины нарушения звукопроизношения"

"Роль книги в речевом развитии детей"

""

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

II.

Практический блок

Мастер-класс

"Логопедическая пятиминутка"

Сентябрь

Оформление картотек

"Сказка о веселом язычке", "Послушный ветерок", "Умелые пальчики", "Чуткие ушки"

Ноябрь

Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Для этого нами  были подобраны и разработаны «Логопедические пятиминутки».   

Такие игры полезны не только детям с речевыми нарушениями, по и детям с нормой речевого развития. . Этот процесс выполняется посредством небольших по времени, но насыщенных по содержанию логопедических пятиминуток, группы речевых игр и упражнений с детьми дошкольного возраста, как на занятиях, так и во время досуговой деятельности в детском саду и дома.

Логопедические   пятиминутки –комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. Важным моментом при проведении “логопедических пятиминуток” является краткосрочность по времени и “плотность” материала.

Структура логопедической пятиминутки

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Упражнения на развитие речевого дыхания.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Развитие фонематического слуха.

 «Логопедические пятиминутки» составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. Длительность от 5 до 10 минут. Проводятся ежедневно, время проведения определяется самим воспитателем. (см. приложение № 4).

Комплексы "Речевых  пятиминуток "направлены на: 

-  развитие  артикуляционного аппарата, и над правильным звукопроизношением;

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

— работа над общей и мелкой моторикой (пальчиковая гимнастика);

Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. 

— развитие правильного речевого дыхания;

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Как выполнять упражнения:

- воздух набирать через нос   плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению;

- развитие фонематического слуха;

Умение сосредотачиваться на звуке — слуховое внимание — очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом.

План мероприятий  для родителей

Мероприятия

Содержание

Сроки

I. Просветительский блок

Родительские собрания

«Развитие речи ребёнка 3–4 лет»

Сентябрь

Индивидуальные  встречи (по запросу)

по вопросам речевого развития

В течении года

Письменные консультации и памятки

 "Во сколько лет обращаться к логопеду"

"Последовательность появления звуков в онтогенезе"

«Ребенок не говорит. Почему? Что делать?»

"Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития  в условиях семьи "

«Делаем язычок послушным»

"Шаг за шагом"

«Создание речевой среды в семье"

"Правила для

 родителей"

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Оформление стенда

"По дороге домой"

Ноябрь

Домашняя игротека

Картотека игр и упражнений

ежемесячно

II.

Практический блок

Семинар-практикум

Мамина школа "Поговори со мною, мама"

Ноябрь

Практикум

"Игровая артикуляционная гимнастика"

Октябрь

Открытые индивидуальные занятия

демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи

По запросу

III  этап – заключительный

Задачи:

-  проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 3-4 лет.

На этом этапе планируется провести логопедическое обследование речи детей, анкетирование родителей, опрос воспитателей.

2.Ожидаемые результаты

Результат проекта – успешно функционирующая система  мероприятий для педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста по вопросам речевого развития, и, как следствие снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к среднему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ).

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

- положительная динамика речевого развития; 

 - успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

   

- увеличение доли детей с нормальным речевым развитием.

- положительная оценка деятельности ДОУ; 

 - готовность и желание помогать своим детям; 

 - активизация педагогического потенциала родителей, 

 - приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; 

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; 

 - заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 

 - удовлетворенность собственной деятельностью; 

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы; 

- Создание банка методических материалов. 

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.

-Обогащенная  предметно-развивающая среда  групп ДОУ;

- Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.

-

3.Возможные риски

  • Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка (выход: организовать  консультации  для родителей с целью их педагогического просвещения)
  • Трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ (выход: подключение социального педагога и психолога).

4. Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые: в настоящий момент младшие  группы  укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей, в  штате ДОУ -2 учителя-логопеда , 1 педагог – психолог, 1 социальный педагог,  3 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физическому воспитанию.

Информационные: кабинеты логопедов, старших воспитателей оснащены большим количеством современной методической литературы (нормативно-правовая документация, методическая литература, программы), компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Временные: проект рассчитан на 1 год, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

Материально – технические: в ДОУ кабинет коррекции: логопеда и психолога; ИЗО студия, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей (пособия для обследования речи, материал для развития общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики;

речевого дыхания, фонематического слуха) , компьютерное и мультимедийное оборудование.

5.Ценность проекта

  • Создание благоприятных условий для полноценного речевого  развития детей младшего дошкольного возраста посредством  организации взаимодействия и взаимопомощи между логопедом, воспитателями и родителями, а также создания предметно-развивающей среды дома и группе.
  • Получение родителями своевременной консультации и практической помощи в вопросах речевого развития детей на ранних этапах.

6.Перспективы развития проекта

  • Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет).
  • Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями ДОУ .
  • Публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе.

Выступления на семинарах, конференциях различного уровня (Презентация опыта на ГМО учителей-логопедов).

Заключение

Предупредить речевое нарушение не только возможно, но и необходимо, и осуществить это родителям и педагогам значительно проще, заручившись  поддержкой и советами учителя-логопеда.  Чтобы добиться этого педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.  Педагоги и родители должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).

        Разработанная нами  система методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам развития речи дошкольников 3-4 лет, позволит повысить их компетентность и вооружить практическим материалом.

 Одной из технологий развития речевых психических функций являются речевые пятиминутки. Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях  развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, артикуляционная , мелкая моторика, речевое дыхание, голос.

Используя  систему таких простых “логопедических пятиминуток”, усвоив принцип построения и методику использования этих простых игр-упражнений и родители, и педагоги могут “играть” со своим детьми в той речевой плоскости, над которой нужно немножечко поработать.

Мы ожидаем, что реализуемая система профилактических мероприятий  будет способствовать положительной динамике в работе с детьми.

И с уверенностью  предлагаем использовать «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений, как логопедами, так и воспитателями детских садов. Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

Список использованной литературы:

1.  Краузе Е.Н. “Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения” М., 2013. 

2.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с

3. Речевые пятиминутки для дошкольников. Опыт работы педагогов образовательных организаций. Часть 1. / Составители: Назарова О.С., Матыкина И.А., – Владимир: МАОУ ДПО «ГИМЦ», 2015. – 51 с.

3.

Дополнительная литература:

1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.

2.  Гризик Т. И. Развитие речи у детей 3-4 лет, - М., Просвещение, 2004 г.

3.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.

4.  Комарова Н. Г., Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет, - М.; ТЦ Сфера, 2004год.

5. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье пособие для родителей и воспитателей., - 2-е издание, - М.; «Мозаика – Синтез»,2005 год.

6. Смирнова Л. Н. Логопедия. – Играем со звуками. – М.; «Мозаика-Синтез», 2006 год.

7. Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.

9. Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.

Интернет ресурсы:

10. Логопедический сайт «Болтунишка»,

11. Источник: http://logoportal.ru/proekt-strana-krasivoy-rechi/.html,

12. Информационные ресурсы http://www.boltun-spb.ru,

13. Логопедический сайт для заботливых родителей http://www.allwomens.ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с использованием ИКТ «Профилактика речевых нарушений. Логопедические пятиминутки»

Автор:Кузнецова Светлана Александровна, учитель – логопед высшей категории.Место работы:МДОУ детский сад № 1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района, Саратовской области.Мастер-класс с использ...

"Логопедические пятиминутки"

Картотека игр и упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста по лексическим темам....

Логопедическая пятиминутка

Примерное содержание работы по коррекции артикуляционной мотории, мелкой и дыхательная гимнастика...

Логопедические пятиминутки

Представленный материал может использоваться учителем - логопедом на подгрупповых занятиях по лексическим темам, а также  применяться в работе воспитателей в качестве логопедических пятиминуток....

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, нетороплива.И ты готов внимать ее потокИ восклицать: О! Как же ты красива!  Хорошая речь — важное условие всестороннего ...

Логопедические пятиминутки для детей с нарушением зрения.

Логопедические пятиминутки по речевому развитию детей в помощь воспитателям для работы с детьми с нарушеним зрения....