Логопедический проект " Артикуляционные сказки"
проект по логопедии

Абрамова Елена Анатольевна

проектная днятельность в работе учителя- логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_artikulyatsionnye_skazki.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Логопедический проект

«Артикуляционные сказки»

                                                                                                            Подготовил:

                                                                                                            учитель- логопед Абрамова Е.А.

                                                                                                            Стаж: 19 лет

                                                                                                            Категория:  высшая

                           

г. Туймазы, 2019г

Актуальность проекта

   Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика. Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты.

   Проект «Артикуляционные сказки» призван вызвать интерес дошкольников  к занятиям по развитию речи и речевому общению, и подготовить артикуляционный аппарат детей к проведению занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков,  познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой и правилами её проведения.

Проблема

Как- то дети, посещающие занятия логопедического кружка, заметили, что некоторые их товарищи неправильно произносят какие- либо звуки. Таким образом, возникла проблема: как дети, которые уже занимались у логопеда,  могут помочь тем, кто еще не посещал эти занятия. Дети предложили научить их выполнять упражнения для языка.

Цель проекта:  Профилактика и коррекция нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения специальных артикуляционных логопедических сказок и упражнений направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата.

Задачи проекта:

1.Развитие  мышц речевого аппарата.

2.Формирование артикуляционных укладов, необходимых для постановки звуков.

3.Создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.

4.Повысить уровень знаний об артикуляционной гимнастике среди родителей и педагогов.                                                                                                                              5. Создание сборника артикуляционных сказок для занятий с детьми  дошкольного возраста.

Направленность: коррекция нарушений звукопроизношения.

Предпосылки: необходимость подготовки артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков.

Используемые технологии: игровые технологии , здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Тип проекта: практико- ориентированный, творческий

Продолжительность: 2 недели (03.06.2019-17.06.2019)

Практическое применение проекта:  для педагогов, учителей – логопедов,  родителей.

Участники проекта: дети старшего  дошкольного возраста, родители, воспитатели, учитель-логопед.

Предполагаемый результат: регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек, научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить напряженность органов артикуляции. Родители получат знания о артикуляционной гимнастике.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: настенное зеркало,  демонстрационные карточки с изображением органов артикуляции, индивидуальные зеркала, комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики,  игрушки « лягушка Говоруша» и «лягушонок Кваки»,  сборник артикуляционных сказок.

Содержание проектной деятельности

I. Организационный  этап (информационно-аналитический): 
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом возможностей детей. 

Задачи: 
1. Изучение состояние  проблемы в теории и практике

2. Выявление проблемы – диагностика состояния артикуляционной моторики,  звукопроизношения детей.

II. Основной (практический) этап.

Задачи:

разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам развития артикуляционной моторики;

полученные во время артикуляционных тренингов  с логопедом знания и умения детей закрепить в  художественно- творческой, игровой форме;  обогатить предметно-развивающую среду.

III. Заключительный этап реализации проекта: 

Задачи: 
1. Анализ и оценка результатов эффективности применения проекта «Артикуляционные сказки ». 
2. Подведение итогов  результатов проектной деятельности детей ( презентация самостоятельно придуманных и иллюстрированных артикуляционных сказок, составление сборника сказок).

План- график реализации проекта:

Этапы

Цель

Средства

Способы деятельности

1.Подготовитель-ный этап  ( 3-4июня

2019 г.)

Изучение состояние  проблемы в теории и практике.

Выявление проблемы.

Определение  цели и задач проектной деятельности.

Методическая литература по теме:

1.Буденая Т.В. Логопедическая гимнастика –С-Пб., 2000 г.

2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения – С-Пб. , 2010 г.

3. Косинова Е.М. Уроки логопеда –

М., 2011 г.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс- обследование состояния звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста  - М. , 2000г.

Изучение методической литературы.

Экспресс- диагностика состояния артикуляционной моторики, звукопроизношения.

Составление плана основного этапа

2.Основной этап

( 6-16 июня 2019 г.)

Разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам развития артикуляционной моторики.

Знания и умения детей закрепить в  художественно- творческой игровой форме.  

Обогатить предметно-развивающую среду

Артикуляционная гимнастика в картинках и стишках ( набор карточек), сборник артикуляционных сказок ( сост. Матыкина И. А. – сазки № 3-10) , артикуляционные упражнений с использованием биоэнергопластики ( Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – М., 2011 г. - сказки № 1-4), средства ИКТ ( программный комплекс

«Логомер»),  игрушки « лягушка Говоруша» и

«лягушонок Кваки»; настенное зеркало,  демонстрационные карточки с изображением органов артикуляции, индивидуальные зеркала

бумага, цветные карандаши.

Информационные буклеты для педагогов «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»

Материал для информационного стенда по теме: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика  и как  ее делать» (информационно- деловое оснащение ДОУ « Логопед советует» - СПб., 2010 г.)

Материал для консультации родителей по теме «Гимнастика для язычка – весело и полезно!»

Знакомство  со строением и движениями  органов речи в процессе индивидуальных и подгрупповых логопедических тренингов на основе артикуляционных сказок;

сочинение  артикуляционных сказок  детьми самостоятельно, их  иллюстрирование.

Консультации для родителей и педагогов ДОУ по теме; оформление информационного стенда для родителей.

3.Заключительный этап

( 17 июня 2019 г.)

Подведение итогов и анализ  результатов  проектной деятельности.

Презентация результатов проектной деятельности

Рассказывание детьми    придуманных артикуляционных сказок.

Составление сборника сочиненных детьми артикуляционных сказок.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Сказка о Веселом Язычке»

  • Жил-был Весёлый Язычок, проснулся он рано утром. Открыл окошко (рот открыт).
  • Дверь (открываем и закрываем рот, удерживая широкую Улыбку).
  • Закрыл окошко (закрыть рот).
  • И побежал язычок в ванную умываться (Движения руками и ногами, имитирующие бег.)
  • Умылся (круговые движения ладошкой вокруг губ).
  • Вытерся (проводим ладонями по лицу).
  • И побежал веселый язычок на кухню завтракать (движения, имитирующие бег).
  • Решил замесить тесто. Как мы месим тесто?

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять

Не пора ли вынимать?

  • Блинчик горячий, надо его остудить, подуть (дуем на ладошки). Намазал блинчик вареньем (поглаживания одной ладони о другую):

Блин мы ели с наслажденьем,

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

  • Пошел язычок погулять, а вокруг дома длинный забор. Вот такой (упр. «Заборчик»)
  • А на крыше дома была вот такая труба (с напряжением вытянуть вперёд губы, упр «Трубочка»).
  • В трубе живёт весёлый ветер; «У-у-у-у…». поет он.
  • Пошел язычок погулять и увидел лошадку. «Здравствуй, лошадка»,— ласково сказал язычок. Как он сказал? (повторить с ласковой интонацией.) Лошадка обрадовалась. Заржала: «Иго-го!..» Как она обрадовалась. (Повторить голосом и подёргиванием головой.)
  • Вскочил Язычок на лошадку и поскакали они вместе(Цокаем языком).
  • И  по пути он встретили своих друзей:
  • Лягушек.  Поздоровались лягушки:                                                    Мы веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Ква-а, ква-а!
  • Важного сердитого индюка. И он поздоровался (упр. «Индюк»).
  • Ослика: «Иа-иа-иа!» — поздоровал-ся. Ослик.
  • Слоненка в зоопарке. Он набирает хоботом, водичку и моет себя, как из душа. Покажи, как набирает водичку слоник.(Вдох и выдох в «Трубочку», без надувания щек)
  • Язычок купил себе красивый шарик (Надуть щёки, задержать дыхание), но шарик сдулся: «Пф-ф-ф-ф!» (Ладошками прижимаем щёки).
  • Было очень жарко и  язычок купил себе мороженое — эскимо на палочке( Лакательное движение языка.). Съел Язычок мороженое. Очень вкусное мороженое!
  • Теперь пора домой возвращаться. Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой (цоканье языком). Вот мы и дома! (Хлопаем в ладоши)

  Артикуляционная гимнастика – это весело и  полезно!        

                             Консультация для родителей

                                                                    

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика проводится:

- в детском саду во время индивидуальной работы;

- в детском саду самостоятельно;

- с родителями дома.

В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить наиболее  значимые:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными

2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.

3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.

5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.

6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;

упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;

вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;

комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;

проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;

удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;

следить за качеством выполнения упражнений;

желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;

не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.

5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.

6. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.

7. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно - то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.

8. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

9. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз.

10. Грибок. Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.

Наши артикуляционные сказки

« Мячик»

У Маши был мячик (надуть щеки). Как- то раз покатился он по дорожке ( узкий,  напряженный язык). Навстречу ему скачет заяц ( поднять верхнюю губу к носу, обнажив верхние зубы). Мячик говорит: « Я тоже умею так прыгать». И поскакал, как зайчик:  вверх- вниз ( движения широким языком вверх- вниз). Покатился мячик дальше, а навстречу ему бельчата. Стали бельчата с мячиком играть - друг другу его кидать ( движения языка влево- вправо). Поиграл мячик с бельчатами и покатился дальше. И тут из- за куста вышел злой волк ( растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы: оскал). Испугался мячик , покатился прочь от волка и вернулся к своей хозяйке Маше.

                                                                                                           ( Риана)

« Путешествие машинки»

Жила- была машинка.  Как- то раз завела она мотор ( стучать напряженным кончиком языка в альвеолы за верхними зубами: д-д-д…) и выехала из гаража ( широко раскрыть рот – « ворота гаража»). Доехала она до горы ( упражнение « Горка»). Заехала на гору ( язык на верхней губе), съехала с горы ( опустить язык на нижнюю губу). Поехала дальше. Мимо озера проехала ( широкий язык на нижней губе), вокруг дерева объехала ( облизать губы языком по кругу), по мостику речку переехала ( рот открыт, кончик языка за нижними зубами), повернула направо, а потом налево ( движения языком вправо- влево), а потом вернулась в свой гараж ( закрыть рот).

                                                                                                          ( Салават)

«Ёжик»

Гулял по лесу ежик. На спине у  него были тонкие и колючие иголки ( рот открыт, язык напряженный, узкий). Ежик любил петь свою веселую песенку: ф-ф-ф… Нашел ежик большое яблоко ( надуть щеки) и нацепил на колючки. Под елкой нашел он грибок ( артикуляционное упражнение « Грибок»). Вернулся ежик домой веселый и довольный ( улыбнуться).

                                                                                                            (Илана)

« Веселый карандаш»

Жил да был веселый карандаш ( узкий, напряженный язык выдвинут вперед). Очень он любил рисовать. Однажды нарисовал он дом на полянке ( широкий язык на нижней губе),  а на крыше дома – большую трубу ( артикуляционное упражнение

« Трубочка»). Окошко в доме широко распахнуто ( широко открыть рот). На окошке кошка сидит , спинку выгибает ( кончик языка – за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам), хвостиком машет ( движения языка влево- вправо), молоко лакает ( широким языком облизывать верхнюю губу). Вот такая красивая картинка получилась.

                                                                                                          ( Ралина)

« Воздушный шарик»

Летел по небу воздушный шарик ( надуть щеки). Пролетал он над полями ( широкий  язык лежит на нижней губе), над горами ( артикуляционное упражнение « Горка»), над деревьями ( рот широко открыт, кончик языка за верхними зубами). Увидел шарик грустную девочку ( уголки губ опустить вниз). Шарик сказал ей: « Давай поиграем». Девочка стала подбрасывать шарик ( движения языка вверх- вниз), развеселилась и плакать перестала ( улыбнуться).

                                                                                                           ( Кирилл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Артикуляционные сказки"

Проект «Артикуляционные сказки» призван вызвать интерес младших дошкольников  к занятиям по развитию речи и речевому общению, и подготовить артикуляционный аппарат детей к проведению ...

Логопедический проект «Артикуляционные сказки или мой весёлый Язычок»

Логопедический проект «Артикуляционные сказки или мой весёлый Язычок»...

Конспект подгруппового логопедического занятия "Артикуляционная гимнастика по сказке "Колобок". Средняя группа

Занятие проведено в игровой форме. Кроме развития артикуляционной моторики на нем решалось еще много других коррекционных задач....

Логопедический проект "Как сказка учит говорить"

Путешествуем в мир сказок и увлекательных приключений вместе!...

Комплекс логопедических упражнений: "Артикуляционные сказки".

Комплекс логопедических упражнений для постановки свистящих и шипящих звуков для детей 4-5 лет....

ПРОЕКТ «Артикуляционные сказки для детей 5-7 лет»

ПРОЕКТ «Артикуляционные сказки для детей 5-7 лет»...

Логопедический проект "Цветные сказки"

Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по использованию логосказок – как одного из методов коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.Логосказки являются универсальным комплексным и результат...