ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НА ВОСПИТАННИКА
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Харитонова Ольга Анатольевна

Индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) – документ, определяющий специфику освоения содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, заключения психолого-медико-педагогической комиссии, психологического и логопедического исследования ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер»,  комплексной диагностики особенностей развития ребенка в ДОУ, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. ИОП составлена на ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ребенок-инвалид) посещающего детский сад в режиме полного дня. Посещает старшую группу компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

ИОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательной программе дошкольного образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

ИОП ребёнка-инвалида –  комплекс  специальных реабилитационных мер, включающих конкретные формы, способы, используемые средства, сроки и длительность проведения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, интеграцию инвалида в общество. ИОП ребенка-инвалида не статична по своему характеру и является открытой для внесения корректировок. Содержание работы и сроки реализации могут изменяться в зависимости от потребностей родителей (законных представителей), индивидуальных особенностей развития ребёнка-инвалида.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_obrazovatelnaya_programma.doc332 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14 «Дружба» г. Ярцева Смоленской области

ПРИНЯТА                                                                                                                      УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом                                                                     приказом МБДОУ «Детский сад № 14»

протокол от 30.08.2017 № 1                                                               от 31.08.2017    56_

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  

НА ВОСПИТАННИКА

 Руслана Б.

Срок реализации программы:   

1 учебный год (2017\2018)

СОГЛАСОВАНА

(родитель (законный представитель)

_____________________________

                                                                          Разработана:

педагог-психолог Мамлеева О.В.

учитель-логопед Харитонова О.А.

воспитатель Лапутина Н.А.

воспитатель Сорокина И.О.

музыкальный руководитель Евстафьева А.С.

инструктор по физической культуре Моторина А.В.

Пояснительная записка.

Индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) – документ, определяющий специфику освоения содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, заключения психолого-медико-педагогической комиссии, психологического и логопедического исследования ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер»,  комплексной диагностики особенностей развития ребенка в ДОУ, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. ИОП составлена на ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ребенок-инвалид) посещающего детский сад в режиме полного дня. Посещает старшую группу компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

ИОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательной программе дошкольного образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

ИОП ребёнка-инвалида –  комплекс  специальных реабилитационных мер, включающих конкретные формы, способы, используемые средства, сроки и длительность проведения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, интеграцию инвалида в общество. ИОП ребенка-инвалида не статична по своему характеру и является открытой для внесения корректировок. Содержание работы и сроки реализации могут изменяться в зависимости от потребностей родителей (законных представителей), индивидуальных особенностей развития ребёнка-инвалида.

 

Содержание.

Общие сведения о ребенке.

4

Психолого-педагогическая диагностика

4

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

7

Специалисты, участвующие в реализации программы

9

Цели и задачи ИПР

9

Индивидуальный  план  

12

График индивидуальной коррекционно-развивающей  работы

22

Содержание образования

23

План  сотрудничества специалистов с семьей  

26

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов

27

Средства мониторинга и оценки динамики.

28

Планируемые результаты освоения ИОП. Результаты освоения ИОП.

28

Список литературы.

36

  1. Общие сведения.

Фамилия, имя ребенка  Б. Руслан Александрович

Дата рождения         13.09.2012        

Домашний адрес                         Автозаводская 36-68                                        

Дата поступления в ДОУ/группу       01.09.2017                                        

Заключение ПМПК   ОНР-II  (уровень речевого развития)    РАС                        

Диагнозы специалистов

 (психиатр) 12.06.2018 ЗПР, Ранний детский  аутизм.F84.0        

Возраст (на момент обследования):   5 лет    

Дата составления ИОП_ сентябрь 2017 г.___

Дата обследования:  сентябрь 2017 г     

Срок реализации программы:   1 учебный год (2017\2018)

  1. Психолого-педагогическая диагностика
  1. Характеристика интеллектуальной деятельности

(диагностический инструментарий 3-4 года)

Восприятие

Цвет  

все цвета называет, но не соотносит

Форма

Тест «Найди одинаковые фигуры» (авт.А.Н.Смирнова)

(до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг)      

геометрические фигуры называет, находит одинаковые

Величина

- Предметные картинки с предметами различной величины (покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий)

показывает большой, маленький, остальное вызывает затруднение

- Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке:

 3 полоски

отказался выполнять

Внимание

(методика С.Лиепинь)

сконцентрироваться на задании не может, отворачивается, встает

Мышление

1.Наглядно-действенное

Уровень оценивается по таблицам Сегена – восприятие формы.

Пирамидка.

Соотносит простые вкладыши

собирает без учета величины

  1. Наглядно-образное

Классификация предметов

не справился

  1. Словестно-логическое

назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать:

не справился

4. «Четвертый лишний»

с заданием не справился

5. «Нелепицы»

на юмористическое изображение не реагирует

6. Понимание картин со здравым смыслом

перечисляет, что изображено на картинке

7. Разрезная картинка 

собирает картинку из двух частей

Память

1.Слуховая память

Запомни 10 слов (методика А Лурия)   4 года – до 5 слов:

называет 3 слова

  1. Зрительная память

«Чего не стало?»  4 года – до 5 игрушек:

из двух игрушек называет

Особенности эмоционально-волевой сферы

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования:

эмоциональное возбуждение

Характер деятельности:

а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса

б) целенаправленность деятельности

в) наличие самоконтроля в деятельности  

интереса к заданиям не проявляет

начатое задание до конца не доводит

отсутствует необходимо постоянно повторять инструкцию, сопровождая показом

2. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания

отсутствует

3. Критичность в оценке своей деятельности

отсутствует

4. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов

при чтении сказки и показе картинок эмоционального отклика не возникло

6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения

неустойчивое

7. Контактность в общении со взрослыми, детьми

на контакт со взрослыми идет, детей игнорирует

 Обследования речи (по речевой карте О.И.Крупенчук)

  1. Состояние речевого аппарата.

Анатомическое строение без аномалий. Отмечается повышенная саливация.

  1. Звукопроизношение.

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

-

-

-

-

-

-

6

-

-

-

-

-

-

4.Слоговая структура (повтори слова)

Пуговица +

Капуста +

 5. Фонематические процессы.  Фонематические процессы не сформированы.

6. Грамматический строй. Словоизменение.

Использует существительные и глаголы в форме инфинитива (говорить, попить). Не понимает  и не использует  в речи предлоги:  на, в и многие другие. Навыки словообразования, словоизменения и согласования отсутствуют.

7. Лексический запас

Уровень классификации. Назови одним словом Голубь, ворона, воробей — это  - не Атупно.

Назови животных  собачка, кошечка, лисичка. Назови игрушки мячик, машинка, пирамидка.

Назови детёнышей: -

Кто что делает? Рыба –

8. Обследование понимания речи.

   Пассивный словарь значительно шире активного. Обращенную речь понимают не в полном объеме (дай кубик, подойди сюда, поставь на место) Имеющиеся в активном словаре слова: односложные (дай, где, на), двусложные (мама, тетя, пока, осень). Пользуется простыми нераспространенными предложениями (Дай машинку.)

9. Связная речь. Не сформирована. 

10. Монологическая речь. Преобладает монологическая речь (набор стереотипных коротких фраз, просьб и обращений, в которых глагол используется в инфинитиве («Сок пить»)

Развитие элементарных математических представлений

1. Количество и счет   называет цифры до 5, количественный счет недоступен

2. Геометрические фигуры     узнавание геометрических фигур частично

3. Величина

Сравнение предметов разной длины, ширины, высоты: сравнивает не более 2-х предметов

4. Ориентировка в пространстве  определение направления от себя – не доступно

5. Ориентировка во времени

различение частей суток, времен года – не доступно понятие

Определение уровня музыкальных способностей

Для определения уровня музыкальных способностей проводится мониторинг, основанный на методике диагностики Ольги Радыновой. На основании мониторинг можно определить особенности музыкального развития:

1. У ребенка не сформирована способность к устойчивому эмоциональному контакту с избирательным партнёром (музыкальным руководителем).

2.  Не сформировано умение ориентироваться в пространстве (способность  ритмично двигаться под музыку (ходить, бегать, топать, хлопать, кружиться под музыку).

 3. Отсутствует слуховой опыт, произвольное слуховое внимания к звукам природы и быта.

4. Слабый интерес к музыке и к музыкальным инструментам. Отсутствует умение извлекать и различать звуки из простейших музыкальных инструментов.

5. Отсутствует умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать   музыкальные произведения.

6. Не умеет прислушиваться к мелодии, и словам песни, подпевать.

7. Не различает характер музыкального произведения (способность реагировать на музыку: весёлая (быстрая) – грустная (медленная)).

8. Не развита способность к голосовой реакции на основе зрительно – слухового восприятия, выражающейся в звукоподражаниях.

9. Не способен взаимодействовать и сотрудничать с другими детьми в процессе игры.

  1. Психолого-педагогическая характеристика

Ребенок посещает старшую группу компенсирующей направленности  с 01.09.2017г., значительно отстает от сверстников в группе в когнитивной, эмоционально – волевой и коммуникативной сфере.

        У ребенка отмечается беспомощность в элементарном быту. Задержка формирования навыков самообслуживания, трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих действий. Отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Руслан самостоятельно  держит ложку, сам ест, но не умеет намыливать руки, вытирать их полотенцем. У ребенка отмечается обильная саливация при этом он ее не замечает и попыток вытереть или устранить не предпринимает.  

Руслан быстро утомляется в результате переходит на стереотипные навязчивые действия (крутит веревочку, шнурок, размахивает листом бумаги и т.д.). О себе говорит во втором лице. Уровень общей осведомленности значительно снижен. Ребенок обращенную речь понимает избирательно на  бытовом уровне. Словарный запас ограничен отдельными простыми словами. Наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания, возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными. Ребенок инструкции принимает и усваивает частично, отмечаются протестные реакции (крик, негативизм, плач) отказ от деятельности. Руслан берет воспитателя за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.

        Руслан не смотрит на объект и не устанавливает зрительный контакт, взгляд ребенка направлен «сквозь» объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица.

        Восприятие размера, формы, цвета неравномерно снижено. Называет основные цвета (красный, желтый). Знает геометрические фигуры, но называет не произвольно (круг, овал, квадрат). Называет некоторых домашних животных (кошка, собака, цыплята). Механический счет до 5, порядковый и количественный счет не доступен.

Избирателен в общении,  с детьми не находит  общий язык, держится обособленно, не играет со сверстниками в сюжетные игры, не принимает социальных ролей и не воспроизводит в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и др. Интерес  и склонность к воспроизведению такого рода взаимоотношений у него отсутствует. Продуктивному контакту доступен формально. Визуальный контакт снижен, к тактильному контакту не стремится, но и не препятствует.

Аффективная сфера. Руслан склонен к эйфории с монотонным двигательным возбуждением. У ребенка проявляются дистимические расстройства с капризностью, невротические реакции на неудачу, смену обстановки,  легкое возникновение агрессии в аффекте.

Восприятие. Отсутствие слежения взглядом за предметом. Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте, завороженность таким созерцанием. Проявляет склонность к аутостимуляции напряжением тела.

Слабо реагирует на речь взрослого. Отсутствует фиксация взгляда на говорящем. Отсутствует речь о себе в первом лице (при хорошей фразовой речи). Неправильное употребление других личных местоимений.

Ребенок манипулирует с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (зрительный, звуковой, тактильный, обонятельный, проприоцептивный). Стереотипность манипуляций. Привлекают игры типа верчения, кружения, подбрасывания.

Руслан игнорирует других детей. Переносит лишь «малые дозы» прикосновения. Избирателен в ответных реакциях на речь.

Познавательные процессы. Руслан не умеет ориентироваться в Аеиях проблемной практической задачи, не анализируют эти условия.

Поэтому при попытках достичь цели он не отбрасывает ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Наблюдается слабая взаимосвязь

между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Преобладает интерес к форме, цвету, размеру над образом в целом.

Интеллектуальные умения – соотносит простые вкладыши (круг, квадрат), цвета соотносит неустойчиво. Пары предметов соотносит частично. Картинки не соотносит, показывает и узнает отдельные знакомые изображения. Классификацию не проводит. Пирамидку, мисочки собирает без учета величины. Внимание. Плохое сосредоточение внимания, его быстрая истощаемость. «Полевое» поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения, отсутствием отклика на обращение. Сверхизбирательность внимания.

У Руслана   отмечается недостаточность развития общей и мелкой моторики, наблюдаются неловкость и нарушения координации произвольных движений. Отмечается вычурность позы (иногда ходит на цыпочках), «деревянность» походки при движении. При этом у ребенка хорошо развит импульсивный бег и способность «ускользать» от взрослых, т. е. избегать дискомфортных для себя раздражителей и социальных контактов.

Несформированность целевого компонента игры (кидает мяч не ставя для себя никаких целей). Инструкции, объяснения педагога не понимает. Не проявляет интереса к подвижным и малоподвижным играм и к занятиям в общем.

Программный материал не усваивает. Задания самостоятельно не выполняет - не понимает инструкцию. Не проявляет интереса к занятиям.

На основании мониторинга можно определить особенности музыкального развития ребенка:

1. У ребенка не сформирована способность к устойчивому эмоциональному контакту с избирательным партнёром (музыкальным руководителем).

2.  Не сформировано умение ориентироваться в пространстве (способность     ритмично двигаться под музыку (ходить, бегать, топать, хлопать, кружиться под музыку).

 3. Отсутствует слуховой опыт, произвольное слуховое внимания к звукам природы и быта.

4. Слабый интерес к музыке и к музыкальным инструментам. Отсутствует умение извлекать и различать звуки из простейших музыкальных инструментов.

5. Отсутствует умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать   музыкальные произведения.

6. Не умеет прислушиваться к мелодии, и словам песни, подпевать.

7. Не различает характер музыкального произведения (способность реагировать на музыку: весёлая (быстрая) – грустная (медленная)).

8. Не развита способность к голосовой реакции на основе зрительно – слухового восприятия, выражающейся в звукоподражаниях.

9. Не способен взаимодействовать и сотрудничать с другими детьми в процессе игры.

  1. Специалисты, участвующие в реализации программы

педагог-психолог О.В. Мамлеева

учитель-логопед О.А. Харитонова

музыкальный руководитель А.С.Евстафьева

инструктор по ФК А.В. Моторина

воспитатель Н.А. Лапутина

воспитатель И.О. Сорокина

Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации программы. 

  1. Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.).
  2. Разработка интегрированного плана на основе комплексной диагностики.
  3. Интегрированная совместная деятельность с детьми.
  4. Совместное проведение родительских пятиминуток, индивидуальных консультаций и бесед.
  5. Взаимопосещение, консультативный диалог.
  6. Совместная стендовая информация.

  1. Цели и задачи ИПР

ИПР спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов Буняка Руслана.

Программа позволяет:  

  • предоставить ребенку образование в соответствии с его возможностями и потребностями;
  • предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и быть активным участником вместе с ребенком и педагогами осваивать адаптированную основную образовательную программу.

Цель: оказание комплексной помощи – организация специальной образовательной среды и социума для Буняка Руслана; содействие социализации ребенка и максимальное развитие его потенциала.

Задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы;
  • создание благоприятных условий для развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала девочки как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм работы с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья ребенка;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка;                                                                                  
  • обеспечение проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию психолого – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания Программы и коррекцию недостатков ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечение непрерывности специального сопровождения ребенка  и семьи по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий образования, коррекции, развития и социализации воспитанников.

  1. Индивидуальный план.

№ П/П

Выявленные

нарушения

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений.

Литература.

Рекомендации для родителей

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

1

Коррекция произносительной стороны речи

Затрудняется в переключении с одной артикуляционной  позы на другую.

Слабая подвижность губ, Лицевая мускулатура гипомимична.

Формировать навык подражания звукам и артикуляционным движениям.

Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для шипящих и сонорных звуков.

Развивать мимическую мускулатуру с помощью массажа лица – повысить тонус мышц.

Упражнения.

артикуляционная гимнастика.

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ) «Футбол» (развитие направленной воздушной струи). «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш). «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.В.Нищева.

(Наглядно – дидактическое пособие для подготовки артикуляционного аппарата).

Т.А Куликовская.

«Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

выполнение домашних заданий по выполнению артикуляционной гимнастики.

2

Звуки «Л», «Р», «РЬ» «Ш», «Ж», «Щ» - отсутствуют.

Вызвать шипящие звуки «Ш», «Ж», «Щ» сонорные «Л», «Р», «РЬ» изолированно в речи, закрепить их правильное произношение в речи.

«Повтори звуки», «Эхо», «Громко-тихо». «Сделай как я»

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж, звуков Л, Р.

Нищева Н. В. « Будем говорить правильно». Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения

выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала

Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Лексико-грамматические категории в основном недоступны для ребенка:

3

Затрудняется в подборе прилагательных к существительным

Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.

«Чего много в корзине?», «Что с чем рядом?»,  «Чего не хватает?», «Чей хвост,  чья голова?

Селивёрстов В.И. «Речевые игры с детьми». 

Выполнение домашних рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя.

4

Не согласует числительные «1», «2» с существительными.

Развивать умение употреблять правильную  форму образования числительных с существительными

«от 1 до 10» «Чудесный

мешочек», «Сосчитай» «Один и два»

Селивёрстов В.И. «Речевые игры с детьми». 

Выполнение домашних рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя.

5

Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

Развивать умение образовывать правильную форму уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

Упражнение «Позови ласково»,  « Назови ласково»

Селивёрстов В.И. «Речевые игры с детьми». 

Выполнение домашних рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя.

Развитие самостоятельной связной речи

6

Самостоятельный рассказ не составляет.

Формировать простую фразу.

Опора на схемы и мнемотаблицы

Электронный ресурс.

https://ru.pinterest.com/

Игры на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста. Сборник игр и упражнений. /Сост. Е.А.Рябухина. – Ревда, 2016.

Выполнение домашних рекомендаций по развитию связной речи.

Развитие мелкой моторики

7

Развита недостаточно.

 Стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук.

Игра «Апельсин» «Ежик» Руки сцепляем замочком и качаемся из стороны в сторону: «Ежик-ежик колкий, где твои иголки?» На последнем слове надо помочь ребенку растопырить пальчики-иголки.

«Шнуровка», «Нитяные узоры». Игры с крупами. Игры с водой.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. –доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.htmlРазвитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. Доступа:http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=30&Itemid=132

выполнение домашних рекомендаций по развитию мелкой моторики.

Развитие просодической стороны речи

8

Развита недостаточно.

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).

Дидактические игры:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

«Воздушный змей»

«Подуй на ватку», «Поиграй на дудочке», мыльные пузыри и др.) 

-игры с предметами

Артемова Е.Э. «Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями»: Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук. – М., 2005.

Выполнение домашних рекомендаций по развитию просодической стороны речи.

ВОСПИТАТЕЛЬ

№ п/п

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений.

Рекомендации для родителей

  1. Не имеет представления о  пространственных понятиях «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади», не  понимает зеркальное отображение.

2.  Знает цифры от 1-5

3.Не владеет счётом в пределах 5.

4. знает некоторые геометрические фигуры.

5.Не умеет сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие.

6.Не умеет классифицировать предметы по одному признаку.

7.Небрежно закрашивает, выходит за линии. Использует 1 цвет. 

8.Не умеет вырезать из бумаги.

9.Не владеет элементарными приёмами лепки. 

10.Не умеет рисовать кистью и красками.

11.Самостоятельно одежду не складывает, не поправляет и не заправляет.

  1. Формировать пространственные понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», «впереди-сзади».

2.Закреплять представления о числах от 1 до 5. 

3.Формировать навык прямого счёта в пределах 5.

4.Формировать представления о геометрических фигурах. 

 5.Формировать умение сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие.

6.Формировать умение классифицировать предметы.

7.Развивать умение закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш.

8.Формировать умение пользоваться ножницами при вырезывании простых геометрических фигур, полосок.

9.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

10. Формировать умение рисовать кистью и красками.

11. Продолжать развивать навыки самообслуживания: умение складывать одежду, следить за своим внешним видом.

«Муха», «Высоко-низко, далеко-близко», «Иди туда, куда скажу», «Зеркало».

«Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей».

«Считай дальше», «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке».

«Назови фигуру», «Какая форма».

 «Сравни предметы», «На что похоже», «Чем похоже», «Чем отличается»

«Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Птицы».

«Трафареты», «Раскраски».

«Фрукты», «Овощи», «Грибы».

«Морковь», «Мишка», «Козлёнок».

«Закрась платочек», «Морские волны», «Цветок», «Ветка рябины».

«Сложи красиво кофту», «Сверни колбаской колготки», «Помоги товарищу».

Закреплять понятия «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади».

Закреплять представления о числах от 1 до 5.

Закреплять навык прямого счёта в пределах 5.

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Закреплять умение сравнивать предметы.

Закреплять умение классифицировать предметы по одному признаку.

Закреплять умение аккуратно закрашивать, не выходя за контур, правильно пользоваться ножницами, развивать мелкую моторику рук.

Поощрять аккуратность, стремление помочь.

Закреплять умение рисовать кистью и красками.

Закреплять навыки самообслуживания.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений.

Рекомендации для родителей

Неустойчивое внимание,  концентрация внимания недостаточная – часто отвлекается.

Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти

Возникают трудности при выполнении мыслительных операций

Нарушения в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы (неустойчивое настроение – меняется от незначительных причин, плаксив, обидчив, часто непослушен, на замечания реагирует неадекватно, управлять поведением не умеет).

Развивать способность концентрировать произвольное внимание

Повышать объем произвольной памяти

Развивать способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы

Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.

«Найди отличия», лабиринты, зрительные диктанты, «Корректурные пробы»

«Где ошибка?»;

 «Как пройти к зайке?»;

 «Небылицы»;

 «Съедобное – несъедобное»

«Пары слов»;

«Мы ходили в зоопарк»

 «Посмотри и запомни»;

 «Послушай и запомни»

«Живое – не живое»

 «Отгадай предмет по Аесанию»;

 «Да, нет»;

 «Чей домик?»

 «Четвертый лишний»;

 «Что сначала, что потом?»

 «Загадки»

релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкатерапии

Закреплять навык при помощи игр: «Съедобное – несъедобное», «Найди отличия», лабиринты

Закреплять навык при помощи игр:

«Посмотри и запомни»;

 «Послушай и запомни»

Закреплять навык при помощи игр: «Да, нет»;

«Загадки»; «Отгадай предмет по описанию»

Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений.

Рекомендации для родителей

Не сформирована способность к устойчивому эмоциональному контакту с избирательным партнёром (музыкальным руководителем).

Не сформировано умение ориентироваться в пространстве (способность     ритмично двигаться под музыку (ходить, бегать, топать, хлопать, кружиться).

Отсутствует слуховой опыт, произвольное слуховое внимания к звукам природы и быта.

Слабый интерес к музыке и к музыкальным инструментам. Отсутствует умение извлекать и различать звуки из простейших музыкальных инструментов.

Отсутствует умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать   музыкальные произведения.

Не умеет прислушиваться к мелодии, и словам песни, подпевать.

Не различает характер музыкального произведения (способность реагировать на музыку: весёлая (быстрая) – грустная (медленная).

Нет способности к голосовой реакции на основе зрительно – слухового   восприятия, выражающейся в звукоподражаниях.

Не способен взаимодействовать и сотрудничать с другими детьми в процессе игры.

Формировать предпосылки   общения со сверстниками во время совместных музыкальных игр.

Знакомить с музыкальными инструментами: колокольчик, бубен, погремушка.

 

Приобщать к посильному участию в коллективной досуговой театрализованной деятельности.

Способствовать    эмоциональному общению ребенка с     музыкальным руководителем через средства музыкальной культуры.

Развивать способность ориентироваться в пространстве зала, ходить под музыку

 Развивать способность слышать и узнавать знакомые звуки окружающего мира (щебет птиц, шум прибоя, плеск ручейка, колокольный звон, шум дождя…)  

Вызывать интерес к музыке через действия с музыкальными инструментами

 

Развивать способность реагировать на музыку.

Развивать способность подпевать, подражая интонации взрослого, что способствует развитию речевой деятельности.

Развивать способность реагировать на музыку: весёлая (быстрая) – грустная (медленная), характер образа (медведь, птичка, кошечка)

Развивать способность к голосовой реакции на основе зрительно– слухового   восприятия, выражающейся в   звукоподражаниях.

  Развивать способность     ритмично двигаться    под музыку (ходить, бегать, топать, хлопать, кружиться).

Развивать способность    применять элементы коммуникативных умений и навыков в процессе совместных музыкально-дидактических игр.

Развивать умение извлекать и различать звуки знакомых музыкальных инструментов.

Вызывать интерес к играм с использованием кукольных персонажей, просмотру фрагментов сказок, театрализованных представлений

 Музыкальный репертуар младшей и средней группы

Д/и: «Гуляем – отдыхаем»

Д/и: «Узнавай-ка»

Д/и «Та-та-та» (Барабан бьёт)

Д/и «Мы – кошечки (собачки)» (Имитация движений умывающейся кошки и т. д.)    

Д/и «У-у-у» (Паровоз гудит) «Ладушки – ладушки» и другие простейшие детские песни.

Д/и: «К нам гости пришли»

Д/и «Птичка летает, клюёт зёрнышки» (пи-пи), «Колыбельная» (а-а), «Паровоз» (у-у)…

Д/и «Топ-топ» (как мишка), «Ножками затопали»

Д/и «Воздушный шарик» (в кругу).

Д/и «Наш оркестр»

«Колобок», «Курочка Ряба» и другие сказки.

Регулярно посещать детский сад.

Слушать дома спокойную классическую музыку.

Делать зарядку под музыку.

Слушать дома голоса птиц, зверей, звуки природы.

Приобрести комплект детских музыкальных инструментов, закреплять навык игры на них.

Наблюдение за животными

Играть в потешки.

Слушать короткие детские песенки

Петь ребенку знакомые песни, побуждать к звукоподражанию.

Приобрести комплект детских музыкальных инструментов, играть.

Посещать концерты в детской музыкальной школе.

Разыгрывать дома сказки с помощью игрушек, просмотр фрагментов сказок, кукольных мультфильмов.

ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений.

Рекомендации для родителей

Отмечается недостаточность развития общей и мелкой моторики, наблюдаются неловкость и нарушения координации произвольных движений.

Отмечается вычурность позы (иногда ходит на цыпочках), «деревянность» походки при движении.

Несформированность целевого компонента игры (кидает мяч не ставя для себя никаких целей). Инструкции, объяснения педагога не понимает. Не проявляет интереса к подвижным и малоподвижным играм и к занятиям в общем.

Установление и развитие эмоционального контакта

1. учить выполнять упражнения по подражанию взрослого.

2. учить ребенка выполнять по речевой инструкции движения с предметом и без него.

3. научить ходить стайкой за инструктором (взрослым)

4.научить спрыгивать в высоты 10-15см

5.научить ползать по гимнастической скамье, залезать на горку и сползать с нее.

6. Бросать и ловить мячи разного размера.

7. научить ребенка строиться по сигналу

8. научить ребенка ходить на носках, на пяках.

п/и «Беги ко мне», «Беги к флажку», «Поймай мяч», «Поезд», «По ровненькой дорожке»

п/и «Поймай комара», «Зайка», «С кочки на кочку», «Попади в круг», «Попади в цель», «Сбей кеглю» и др.

д/у «Иди за мной»

игра «Горка»

игры с мячом

Положительный эмоциональный фон способствуют расслаблению ребенка, уменьшению гиперкинезов, содружественных реакций.

Необходимо объяснять родителям, что игры являются важным компонентом лечения ребенка,

Проговаривать с ребенком все производимые действия, настойчиво вырабатывать ассоциации между действием и словом, стремиться к получению определенного результата и чувства удовлетворения.

Имитация в игре разнообразных жизненных ситуаций важна для дальнейшей социальной адаптации ребенка, ограниченного возможностями общения.

Легкий массаж кистей рук и стоп.

  1. График индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

2017/2018 учебный год

Специалисты

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

учитель-логопед

подгрупповые

(2 подгруппа)

9.30. -10.00

подгрупповые

 (2 подгруппа)

9.30. -10.00

индивидуальное

10-15 — 10-25

индивидуальное

9-00 – 9-10

инструктор по ФК

индивидуальное

11.00-11.20

индивидуальное

11.00-11.20

индивидуальное

11.00-11.20

педагог-психолог

индивидуальное

10.20-10.35

индивидуальное

10.20-10.35

музыкальный руководитель

групповое

16.00-16.20

групповое

10.10-10.35

индивидуальное

16.00-16.20

индивидуальное

16.00-16.20

  1. Содержание образования

 Область

Задача

Социально-коммуникативное развитие

1.Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение к окружающим, учить совершать действия по очереди (через настольные игры).

2. Формировать образ Я, уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в группе. Формировать гендерную, семейную принадлежность.

3. Развивать навыки самообслуживания.

4.Формировать саморегуляцию собственных действий.

5.Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

6.Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества, воспитывать положительное отношение к труду.

7. Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

8.Формировать умение работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Познавательное развитие

  1. Формировать элементарные математические представления:

изучить цифры 6 -10 и учить соотносить с количеством.

2.  Развивать познавательные интересы, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорном развитии.

3. Формировать познавательные действия, становление сознания; развивать воображение и творческую активность.

4. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность сравнивать, предметы окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи.

5.  Знакомить с природой и природными явлениями.

6. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

7. Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

8. Формирование сенсорного опыта: учить дифференцировать на слух звуки знакомых музыкальных инструментов, игрушек, бытовой техники; соотносить слово с соответствующим действием (пить, кушать, спать, рисовать, писать,  одевать, снимать); выделять отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; изображать по образцу геометрические фигуры; выполнять двойную просьбу.

Речевое развитие

1. Расширение степени понимания обращенной речи.

2. Стимуляция вербальной имитации.

3. Обучение умениям работать с картинным материалом.

4. Введение способов альтернативной коммуникации.

Художественно-эстетическое

1. Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их.

2. Развитие умения узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой.

3. Стимулировать позитивное настроение.

4. Учить подражать подпеванию гласных (пробуем использовать напевки, постепенно прячем свой рот, чтобы ребенок не считывал по губам, а слушал).

5. Учить видеть контур закрашиваемого предмета.

6. Учить рисовать карандашами, красками простые предметы (совместное рисование).

7.  Приклеивать, лепить из соленого теста и пластилина простые предметы.

8. Приобщать к конструированию; знакомить с различными видами конструкторов.

9. Удовлетворять потребности в самовыражении.

10. Развивать моторику рук.

Физическое развитие

1.Сохранять, укреплять и здоровье; предупреждать утомления.

2.Обеспечить гармоничное физическое развитие, учить выполнению основных видов движений, формировать правильную осанку.

3.Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

6.Управлять эмоциональной сферой ребёнка, развивать морально-волевые качества личности, формирующиеся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Структура психолого-педагогического процесса коррекции  включает следующие этапы:

  1. Психологическая коррекция:  

▪ установление контакта со взрослыми;  

▪ смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;  

▪ стимуляция      психической      активности, направленной      на взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;  

▪ формирование целенаправленного поведения;  

▪ преодоление отрицательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, негативизма, расторможенности влечений, стереотипий);

▪ формирование коммуникативных навыков и социализация в обществе.

  1. Педагогическая коррекция:  

▪ формирование навыков самообслуживания;  

▪ формирование навыков изобразительной и творческой деятельности;

▪ формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения;  

▪ реализация коррекционно-развивающих задач, расширение представлений об окружающем мире.

  1. План сотрудничества специалистов с семьей.

Цель работы с родителями – создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Работа с родителями включает несколько направлений:

- просветительский блок (информирование об особенностях ребенка, структуре нарушения, этиологии, возможностях психокоррекции,  лечебных центрах, куда можно обратиться за помощью и др.);

- консультативно-методический (разработка рекомендаций, методическое

обеспечение, консультативная поддержка семьи);

- психокоррекционный и психопрофилактический (оказание профилактической и психокоррекционной помощи самим родителям, у которых возникают психологические проблемы).

Работая с родителями, педагоги помогают им  

Преодолевать:

 отрицание реального состояния ребенка;

 искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;

 дезадаптивное защитное поведение;

 беспомощность;

 чувство вины, неполноценности;

 страхи.

Осознавать и понимать:

 актуальное состояние и развитие ребенка, его здоровья;

 работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение;

 других.

Разрешать себе:

 меняться;

 моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;

 непосредственно воспринимать реальность;

 выражать свои чувства и высказывать свои идеи;

 принимать ребенка и других членов семьи.

Психолого – педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии  включает в себя несколько форм работы:

 диагностика детско-родительских отношений;

 совместные занятия специалистов с детьми и их родителями, на которых

родители учатся взаимодействию со своим ребенком;

 индивидуальные консультации родителей;

 родительские собрания;

 тренинговые занятия

В целом задачами работы с родителями можно считать информирование их о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним, отказ от дезадаптивных идей и поведения, обучение навыкам эффективного взаимодействия с  ребенком и другими членами семьи.

  1. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов.

Организация пространства.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

-  доступной и безопасной.

В период адаптации, для установления доверительных отношений, педагоги и специалисты присоединяются к стереотипным играм ребенка. Логопедический кабинет, кабинеты психолога для занятий с ребенком организовать таким образом, чтобы была максимальная простота в обстановке, отсутствовали какие-либо отвлекающих факторов. Для установления зрительного контакта, педагогам и специалистам использовать предметы, которые интересуют ребенка (колокольчик, микрофон, звучащие игрушки). Подносить к своему лицу интересующий предмет и ждать от ребенка встречи взглядов. Встретившись глазами, улыбнуться и сказать слово «привет». Таким образом, можно установить зрительный контакт около тридцати четырех раз. В течение дня необходимо насыщать тело различными физическими движениями.

Параметр

исполнение

ресурс для исполнения

Организация предметно-развивающегося пространства

1.Центр речевого развития

  1. Центр логико – математического развития

  1. Центр художественно-эстетического развития  (театр, музыка, изо)
  2. Центр художественной литературы

  1. Центр сенсорного развития

  1. Центр конструктивной деятельности
  2. Центр настольно-дидактических игр

9. Центр сюжетно-ролевых игр

10.Центр физического развития и здоровья

Органайзер «Визуальных картинок», «Парные картинки», альбом звукоподражаний,

Счетный материал, геометрические фигуры. Перчаточные и пальчиковые театры. Бубен, колокольчик.

Карандаши, бумага, раскраски.

Альбом семейных фотографий.

Книги, иллюстрации.

Вклыдыши, пазлы, фасолевый бассейн, игры с крупой (песком).

Деревянный конструктор, конструктор «лего».

Игры: «Один – много», «Большой – Аленький», «Что из чего сделано», «Разрезные картинки»

Атрибуты к с-р игре «Семья», «больница».

Мячи, обручи.

  1.  Средства мониторинга и оценки динамики.

Специалистами и педагогами ДОУ проводится мониторинг через утвержденные методики диагностирования стартовых и итоговых результатов усвоения программного материала детей дошкольного возраста:

 Воспитатели  проводят обследование воспитанника по методике Ю. А. Афонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности.  Изучение индивидуального развития детей»

Учитель-логопед:

  1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. В альбоме представлен иллюстрированный материал для отслеживания устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка. 
  2. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: Пособие для логопедов// Приложение: Картинный материал Серия: В помощь логопеду.
  3. Речевая карта О.И.Крупенчук.

Диагностика физического развития и двигательных качеств  проводится инструктором по физической культуре с использованием диагностической методики автора М.А. Руновой «Двигательная активность ребенка в детском саду»

 Психологическая диагностика проводится педагогом –психологом по методикам, предложенным в пособии для специалистов «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Тесты. Методики. Опросники», составитель Е.В. Доценко.

Диагностика музыкального развития  проводится музыкальными руководителями с использованием диагностической методики автора О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».

  1.  Планируемые результаты освоения ИОП.

1. Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослыми в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание.

2. В плане речевого развития – активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимание некоторых грамматических форм слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции). Активное употребление (допускаются искажения звуко-слоговой структуры) существительных, обозначающих предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег). Активное участие в диалоге – ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.

3. Выполнение орудийных действий – использование бытовых предметов с учётом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности – практическими пробами и примериванием.

4. Практическая ориентировка в свойствах предметов. Подбор по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» и т. д.), величине (недифференцированные предметы: большой – маленький, идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве (один –много).

5. Воспроизведение темпа в движениях под музыку, простейших повторных» ритмических структур в дидактических играх.

6. Координационные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидкой) и предметами обихода (чашкой, ложкой, овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).

 Способы изучения результативности Программы:

  1. Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности
  2. Динамическая диагностика
  3. Самоанализ деятельности педагогов
  4. Адаптация в социуме

Результаты освоения индивидуальной образовательной программы

2017/2018 учебный год

Сводная карта педагогических воздействий

образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое  развитие

Общий показатель

н.уч.г.

к.уч.г.

н.уч.г.

к.уч.г.

н.уч.г.

к.уч.г.

н.уч.г.

к.уч.г.

н.уч.г.

к.уч.г.

н.уч.г.

к.уч.г.

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

направление реализации образовательной области

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе

Общий

показатель

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н.уч. г.

к. уч.г.

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

Примечание:       высокий,      средний,       низкий,   низший

 Ребенок начал участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, но нуждается в постоянном подкреплении со стороны взрослого. Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам может решить проблему, но в решении проблемы действенного участия не принимает. Преобладает ситуативно-личностная форма общения со взрослым: проявляется как ведущая потребность в доброжелательном внимании; непосредственно-эмоционален, в том числе в тактильных контактах; использует как ведущие следующие экспрессивно-мимические средства: улыбку, взгляд, прикосновения и пр. Проявляет неустойчивый интерес к сверстникам, не умеет взаимодействовать конструктивно, хотя к взаимодействию иногда стремится; отношение к сверстникам носит специфический характер: воспринимает их не как субъектов, а как интересные предметы; часто возникают конфликты. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий  находится на низком уровне.

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

образовательная область «Познавательное развитие»

направление реализации образовательной области

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, установление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, о других людях

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях

Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира

Формирование первичных представлений об особенностях природы

Общий

показатель

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. ч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

Примечание:       высокий   - +     средний –V      низкий

         Мальчик вопросы задает редко, они имеют преимущественно предметный характер (кто?что?), не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно. Попытки самостоятельно открыть предметные характеристики объектов наблюдаются редко, они малорезультативны; не проявляет яркого интереса к экспериментам, организумым взрослым.

          В совместной со взослым деятельности при ведущей роли взрослогоможет использовать элементы собственного опыта; освоил некоторые способы действий с хорошо знакомыми предметами, предметы-орудия использует редко; проблемно-практические задачи самостоятельно решить не может; затрудняется в выделении существенных признаков предметов, при сравнении различных предметов и выявлении различий в них нуждается в помощи взрослого; понимает некоторые часто повторяющиеся жизненные ситуации, с помощью взрослого проигрывает их отдельные эпизоды, а так же воспринимает отдельные эпизоды, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, с опорой на свой реальный опыт; не устанавливает элементарных причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями; выделяет некоторые сенсорные признаки, используетзнакомые перцептивные действия с помощью взрослого. С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения проблем в зависимости от ситуации.

Дата:  15.05 2018

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

образовательная область «Речевое развитие»

направление реализации образовательной области

Владение речью как средством общения

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие  звуковой и интонационной культурой речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Общий

показатель

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

Примечание:       высокий   - +     средний –V      низкий

         Ребенок затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб, намерений в обращении к ровеснику и взрослому.  Не использует некоторые вежливые слова. Не стремится принимать участие в групповой беседе, обычно отмалчивается или кратко, односложно отвечает на отдельные вопросы; не инициативен в диалогическом общении, редко задает вопросы взрослому или не задает совсем, в диалогическое общение со сверстниками вступает редко, в игре не использует элементы ролевого диалога. Преимущественно использует невербальные средства общения: мимику и пантомимику, предметные средства, с помощью речи обычно выражает ситуативные потребности, намерения или желания, речь не развернута; средства общения невыразительны. В речи использует существительные и глаголы, остальные части речи немногочисленны. Называет предметы, их свойства. Использует обобщающие слова, не обозначая родовые категории. Называет признаки объектов, преимущественно визуально воспринимаемые. В обозначении пространственно-временных категорий допускает ошибки. Многие называемые действия или признаки не дифференцированы в отношении объектов (например, лягушка бегает, заяц бегает). Не обозначает отдельные качества характера, эмоциональные состояния, называет некоторые свои особенности с помощью взрослого. Нечетко произносят звуки родного языка, допускает много ошибок. Затрудняется в подражании звукам, нуждается в помощи взрослого. Речь невыразительна.

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

направление реализации образовательной области

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки

Восприятие художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Общий

показатель

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

Примечание:       высокий   - +     средний –V      низкий

          Ребенок обращает внимание на произведения искусства, мир природы по предложению взрослого, внимание неустойчиво. С помощью взрослого эмоционально откликается при восприятии произведений изобразительного искусства, музыкальных и художественных произведений, природы, но эмоции выражены неярко и недлительно. С помощью взрослого замечает красивые объекты природы, но не сосредоточивает на них внимания. Не замечает отдельных средств выразительности, дает краткие эмоциональные оценки с помощью взрослого. Интересы не выражены.

Слушает тексты различных жанров детской литературы невнимательно. Имеет 1-2 любимых произведения, 1-2 любимых персонажей. С помощью взрослого устанавливает связь некоторых событий и отдельных действий персонажей. Не проявляет действенного восприятия. Дает персонажам недифференцированные нравственные оценки, не мотивирует. Различает добро и зло.

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

образовательная область «Физическое развитие»

направление реализации образовательной области

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений

Формирование начальных представлений  о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Общий показатель

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

н. уч. г.

к. уч.г.

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

низший

низкий

Примечание:       высокий   - +     средний –V      низкий

       Ребенок движения выполняет неуверенно. При помощи взрослого упражнения выполняются относительно более качественно.

Допускает существенные ошибки при выполнении как новых, так и знакомых движений; испытывает трудности в сохранении равновесия и координации движений тела, рук и ног; затрудняется в выполнении точных прицельных движений руками, неточно дифференцирует движения правой и левой руки, не всегда выделяет ведущую руку; неточно выполняет мелкомоторные движения, действуя с мелкими предметами, многие мелкомоторные движения вызывают существенные трудности.

Двигательная активность повышена или понижена; двигательная активность недостаточно целенаправленна, но в целом характерно положительное отношение к двигательной деятельности, хотя инициатива не проявляется; при появлении препятствий двигательная активность угасает или переориентируется ребенком, задача на двигательное подражание принимается, интерес к двигательному подражанию быстро угасает, с трудом принимает задачу научиться движению, при обучении движению чаще действует ситуативно, чем целенаправленно, нуждается в помощи взрослого, интерес повышается в игровой ситуации, но интерес неустойчив. Заданный темп и ритм движений соблюдает только при помощи взрослого; не проявляет элементов двигательного самоконтроля; выполняет знакомые движения по инструкции взрослого и образцу недостаточно точно, нечетко; затрудняется в изменении траектории движений, недостаточно успешно согласует свои движения с движениями других детей, нуждается в помощи взрослого; не стремится качественно выполнять движения.

  1. Список литературы.
  1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : [программно-методические материалы] / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.
  4. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  5. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  6. Забрамная  С.Д.психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.1995.
  7. Закрепина А.В.,  Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - № 2. – С. 9 -19.
  8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  9. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. МО РФ. Международный университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. С-Петербург "Образование", 1996. Под ред. Л.М. Шипициной.
  10. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  11. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007 – (Коррекционная педагогика).
  12. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста/ под ред. Е.А. Стребелевой.-М.,1998.
  13. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  14. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с воспитанником с ограниченными возможностями здоровья (с синдромом Дауна), фрагмент

В материале подобраны и адаптированы дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы с воспитанником с ОВЗ (с синдромом Дауна, психологический возраст 3 года).В представленном фрагменте план...

Карта обследования; перспективный план индивидуальной работы с воспитанником.

Карта обследования ребенка; перспективный план индивидуальной работы с воспитанниками...

Обеспечение индивидуального сопровождения (маршрута) воспитанника с ограниченными возможностями.

Пример заполнения индивидуального маршрута (карты индивидуального развития ребенка) врачом или старшей медицинской сестрой, психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по ф...