Познавательно-творческий образовательный проект "Интерактивные игры в логопедической работе"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Алексеева Елена Романовна

В проекте описывается как успешно использовать интерактивные игры в работе логопеда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_interak.igr_.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 72 «Аленушка» 670034, г. Улан – Удэ, ул. Пестеля,37А, тел. 446500, т/факс 446510,

E-mail: UUCadik72@yandex.ru

Познавательно-творческий образовательный проект

«Использование интерактивных игр в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Выполнила:

учитель-логопед

Алексеева Елена Романовна

Улан-Удэ, 2019

Познавательно-творческий образовательный проект «Интерактивные игры в работе логопеда»

Автор проекта: Е.Р. Алексеева - учитель-логопед МБДОУ детский сад №72 «Аленушка»

Тема: Использование интерактивных игр  в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Актуальность.

 Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и  успешного обучения его в школе.  Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного работы занимают логопедические занятия, способствующие постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Для этого имеются различные методы и приемы.

В настоящее время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение фронтальных,  подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий с использованием интерактивных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи.

Компьютерные технологии позволяют учителю-логопеду использовать на занятиях интерактивные игры с учетом возраста, индивидуальных особенностей и санитарно-гигиенических требований. И имеют такие преимущества: компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам.

Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-логопедический и образовательный процесс  специальных интерактивных игр помогает развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Использование интерактивных игр в работе учителя-логопеда дает возможность обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

Цель проекта: повышение эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  1. Создавать условия в логопедической группе для зоны ближайшего развития ребенка;
  2. Активизировать познавательную деятельности детей;
  3. Повышать мотивационную активность детей;
  4. Формировать и развивать звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматическую стороны речи и связную речь;
  5. Повысить ИКТ компетентность воспитателей логопедических групп;
  6. Формировать позитивный, эмоциональный контакт родителей с детьми;
  7. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам использования интерактивных игр.

Участники проекта: дети с ОНР, учитель-логопед, воспитатели и родители.

Задача проекта для детей:

  1. Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи и связной речи.
  2. Активизация познавательной деятельности детей
  3. Повышение мотивационной активности детей

Задачи проекта для педагогов:

  1. Создание условий в логопедической группе для зоны ближайшего развития ребенка
  2. Повышение педагогической культуры.

Задачи проекта для родителей:

  1. Формирование позитивного, эмоционального контакта родителей с детьми;
  2. Повышение педагогической культуры родителей.

Продолжительность: долгосрочный 1 год.

Условия реализации проекта: 

- заинтересованность участников проекта в положительных результатах коррекционно-логопедической работы;

- соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС;

Гипотеза проекта: овладение самостоятельной, связной, грамматически правильной речью будет эффективней, если в коррекционно-логопедической работе использовать интерактивные игры.

Ожидаемые результаты: 

  1. Оптимальные условия  в логопедической группе для зоны ближайшего развития ребенка
  2. Активизация познавательной и речевой деятельности детей
  3. Повышение мотивационной активности детей
  4. Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи и связной речи.
  5. Формирование позитивного, эмоционального контакта родителей с детьми;
  6. Повышение ИКТ компетентности воспитателей логопедических групп;
  7. Формирование позитивного, эмоционального контакта родителей с детьми;
  8. Повышение педагогической компетентности родителей и педагогов ДОУ по вопросам использования интерактивных игр.

Риски проекта:

- недостаток времени у родителей для взаимодействия с детьми;

- технические затруднения ДОУ в проведении высокоскоростного интернета; (устранили в процессе проекта).

- материальные затруднения ДОУ в приобретении интерактивной доски; (устранили в процессе проекта).

Этапы реализация проекта:

1 этап – подготовительный этап (сентябрь)

  • Изучение специальной методической литературы по теме проекта;
  • Изучение интернет - ресурсов по данной теме;
  • Подбор диагностического материала по изучению интереса детей к логопедическим занятиям; (наблюдение, опрос детей, беседа с воспитателями и родителями детей)
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды согласно санитарно-гигиеническим требованиям;
  • Подбор интерактивных игр, игровых упражнений и речевого материала;
  • Проведение родительского собрания

2 этап – основной (октябрь-апрель).

  • Создание мультимедийных презентаций с учетом календарно-тематического плана;
  • Использование интерактивных игр на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
  • Оформление подписки на сайт https://mersibo.ru/ или приобретение дисков (флешек) с развивающими играми;
  • Организация коррекционно-логопедического процесса, вовлечение в работу детей, родителей и воспитателей;
  • Анализ промежуточных  результатов реализации поставленных задач;
  • Корректировка содержания деятельности.

3 этап – заключительный (май).

  • Итоговое обследование детей, анализ результатов работы и формулирование выводов;
  • Разработка рекомендаций по использованию интерактивных игр в работе ДОУ;
  • Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Перспективный план реализации 2 этапа проекта:

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Ответственный

2 этап - основной

Октябрь

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в логопедической  работе». Приложение 1.

Рекомендации по созданию и использованию ИКТ в коррекционно-логопедическом процессе

Учитель-логопед

Ноябрь

Родительское собрание  с использованием мультимедийной презентации «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе». Приложение 2.

Сообщение родителям об особенностях детей с речевыми нарушениями.

Повысить ответственность родителей в преодолении речевых нарушений детей.

Учитель-логопед

Декабрь

Наблюдение, опрос детей, беседа с воспитателями и родителями. Корректировка содержания деятельности.

Подведение промежуточных результатов по степени эффективности использования мультимедийных презентаций на логопедических занятиях

Учитель-логопед

Январь

Консультация для воспитателей/педагогов на тему «Мультимедийные презентации в образовательном процессе ДОУ».

Работа по созданию буклета для воспитателей/педагогов ДОУ по использованию мультимедийных презентаций в образовательном процессе

Учитель-логопед

Февраль

День открытых дверей для родителей. Занятие на тему «Дикие животные». Приложение 3.

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются

Учитель-логопед

Март

Выступление на родительском собрании «???»  детей 4-5 лет (средний возраст)

Мультимедийная презентация

Учитель-логопед

Апрель

Мини-проект

Создание мультимедийной презентации на основе детских рисунков «Весна - красна»

Учитель-логопед, воспитатели

Еженедельно

Проведение логопедических занятий с использованием мультимедийных презентаций

Учитель-логопед

Еженедельно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Учитель-логопед

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Учитель-логопед

3.Заключительный этап

Май

Итоговое обследование детей

Результаты проектной деятельности.

Благодаря проделанной работе по использованию интерактивных игр в логопедической работе результаты обследования детей показали, что интерес воспитанников к занятиям стал выше. Дети на логопедических занятиях получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть и вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

 Использованная литература:

  1. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР – М.: ТЦ Сфера, 2012
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2008
  3. http:/www.viki.rdf.ru презентации познавательного характера
  4. http:/www.volchki.ru логопедические презентации

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию...

Познавательный, творческий проект образовательной деятельности в условиях ДОУ 2 младшей группы . «Здравствуй, праздник Новогодний, Праздник ёлки и зимы!»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранен...

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, ИГРОВОЙ ПРОЕКТ: «ЗИМНИЕ ИГРЫ, ИГРУШКИ И ЗАБАВЫ»

Содержание:1.      Визитная карточка проекта «ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ»2.      Презентация проекта.3.      Описание п...

Технология "Сказочные лабиринты игры" в логопедической работе. Презентация. Опыт работы

В данной презентации представлены некоторые варианты использования игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе....

Фотоотчёт «Познавательно-творческая встреча «Писанки и крашенки» в рамках работы родительского клуба» 2022г

В рамках работы "Родительского клуба" в группе "Лисята" образовательной площадки Д-8 ГБОУ "Школа № 2065" была проведена познавательно - творческая встреча "Писанки и...

Консультация для родителей «Игры в логопедической работе. Обучаем детей в игре»»

Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.Игров...