Интегрированное занятие «Я родом из Донского края»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Закрепление знаний о казачестве, воспитание любви к Родине и своему краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kazaki.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ДС Тополёк

Интегрированное занятие

«Я родом из Донского края»

Учитель-логопед: Михайленко Н.И.

Педагог-психолог: Кинарейка О.А.

г. Волгодонск 2017

Цель:  Обобщение знаний по теме  «Я родом из Донского края».

     Коррекционно – образовательные задачи:  Закрепить знания детей о казачестве, характере, быте, обычаях казаков, полученные в музее, из сказок, презентаций. Формировать чувство преемственности поколений, уважения к мудрости предков.

     Коррекционно – развивающие задачи: Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, аналитические способности, словарный запас, связную речь. Развивать умение видеть и объяснять положительные и отрицательные стороны какого-либо явления. Развивать самоконтроль за звукопроизношением в связной речи.

  

 Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитывать любовь к Родине и своему краю. Формировать у воспитанников нравственно–патриотические чувства, воспитыва познавательные интересы и способности. Развивать у детей эмоциональное отношение и интерес к культуре родного края. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа. Воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию гражданина малой родины, воспитывать наследников культуры и истории прошедших поколений. Прививать бережное отношение к своей семье.

Оборудование: Картинный и фотоматериал по теме, две настенных доски, аудиозаписи, головной убор казака, ткань для моделирования реки, модули для строительства куреня, элементы казачьей одежды, быта (лавка, сундук,…) фотоаппарат, рисунки в рамках, картинки семьи, города, края, страны, планеты.

Предварительная работа:  Посещение выставок в музеях на темы: «Казаки», «Промслы и быт казаков». Прочтение сказок «Тётушки ложки» о казаках (быт, обычаи). Моделирование сказок, закомство и закрепление словаря  (курень, грубка, запон, парочка, и т.д.). Разучивание песни «Что мы Родиной зовём», игры «Плетень».

Приветствие.

Дети и педагоги стоят полукругом перед гостями.

1.Игра: «Хорошо-плохо»    (педагоги  начинает фразу, дети договаривают ёе)

Л - Друзья, на дворе зима – это хорошо, потому что….выпадает снег, можно играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.

П – Играть в снежки – это плохо, потому что … можно намочить одежду  и потом сидеть в группе или дома, заболеть и  т.д.

Л – Сидеть  дома  – это хорошо, потому что…к нам могут прийти гости.

Л - Сегодня к нам в группу пришли гости – это хорошо, потому что…будет что-то интересное и мы будем заниматься.

П – Заниматься, трудиться – это плохо, потому что… мы устанем  и не будем играть.

Л – Так давайте ! Мы будем заниматься и играть и с пользой проведём время.

П – Хорошо! Мы согласны.

Л. И П. - Кто труда не боиться, того лень сторониться!

2. Игра : «Угадай слово»

Л – Друзья, сегодня мы предлагаем  вам поговорить о (показывает  слово из недописанных букв на доске). Прочитайте. Не получается? Почему?

Дети ищут выход из ситуации, дописывают и читают слово «РОДИНА»

П – Ребята, а что мы Родиной зовём, что такое Родина?

Дети – Это я, моя семья,  наш  город  Волгодонск, наш  Донской край, наша страна Россия. Наша планета Земля.

Дети выкладывают картинки на той же доске в нужном  порядке.

(Общее фото, семья, город, область, карта России, планета Земля)

П -  Родина – это то место где мы родились, живем, где стоит наш дом, семья, где живут наши друзья, где нам тепло и уютно. Родственники в общей семье живут дружно, давайте покажем как…

3. Игра: «Плетень»

Дети беруться за руки, создавая «плетень» и идут под музыку со словами, крайняя пара образует «ворота», через которые дети проходят по одному, не размыкая рук.

Тень-тень, потетень, выше города плетень.

Вышли дети погулять и плетень большой связать.

Тень-тень, потетень, выше города плетень.

Если дружба велика – будет Родина крепка!

4. « О Родине»

 Л – Как можно рассказать о Родине?

Дети - Можно  в  песне.

Дети поют песню, указывают на картины, развешанные в  группе на стене

«Что мы Родиной зовём»

П – Ребята, а можно посвятить Родине стихи?

Дети  читают стихотворения.

Край родной, земля Донская, для меня ты всех родней.

Живу я здесь, и здесь родился, тобой любуюсь каждый день!

Ты цвети, наш край донской, становись всё краше.

Не уронит честь казачью поколенье наше!

3. Игра: « У Дона»

Л - Ребята, наша Родина очень большая, а мы с вами живём в краю около реки….

Дети – Дон. Мы живём в Донском краю.

П – Ребята, вот она наша река ( синяя ткань).

Дыхательная гимнастика. Воображение.

4. Игра: «Донские слова»

П – Много слов можно найти около реки. Найдите их.

Дети находят картинки под тканью и отдают педагогу-психологу.

П – Вот эти картинки помогут вам запомнить слова, которые я буду называть перед картинкой.

Дети знакомятся со словами, а потом называют эти слова, опираясь на картинку-ассоциацию.

По реке плывёт папаха

5. Игра: «Находка»

Л – Ой, что это?

Дети – Папаха – головной убор казака.

 Л - Откуда она здесь? Почему она в реке? Где казак? Что с ним случилось?

Дети – Казак раненый лежит где-то у реки, а папаха слетела с его головы.

( по мотивам сказки «Папаха»)

Звучит фрагмен песни

«Шёл казак на побывку домой, шел он лесом, дорогой прямой…»

Л – Дети, да мы же с вами попали в казачью сказку, а папаха нам что-то хочет расскзать,  достаёт конверт из папахи

Дети читают : «Помогите нам наладить житьё – бытьё».  Казак, казачка.

Л – ребята, тут картинки какие-то, предметы, вы знаете, что это? Для кого?

Л- Что нам делать с этими картинками? Вот казак, вот казачка… Как мы будем помогать нашим героям?

Дети- Надо распределить предметы между казаком и казчкой.

Дети называют предметы, объясняют их применение в казачьей жизни.

Картинки распределяют на доске.

Дети: Парочка – это одежда - кофта и юбка одного цвета, нужна казачке.

Шашка – это оружие необъходимое в бою, нужна казаку.

П.  и дети отбирают предметы для  казачки.

Л.  и дети отбирают предметы для казака.

Л – Ребята, мы уже смогли наладить житьё-бытьё казаку и казачке? Что мы ещё можем сделать?

Дети – Ещё нет, надо построить курень, а в центре него поставить печь, не забыть про сундук, стол, лавку, кровать,…

Дети моделируют курень из мягких модулей. Взрослые помогают выставить фон в виде картонной стены с окошком.

Л – Ребята, а какие комнаты есть в курене?

Дети – холдные сени, рабочая комната,  горница, зала, спальня.

Л – Ребята, мы помогли нашим знакомым? У нас всё получилось?

6. Фотография на память.

Л – Ребята, а как люди, которые живут сейчас, узанли о том, как жили казаки в давние времена?

Дети – Видели в музее предметы, которыми пользовались эти люди, фотографии, читали сказки, смотрели кино.

П – А вы хотите на память себе и другим ребятам оставить фотографию? Вы любите фотографироваться?

Дети – Да! Очень!

Л -  Кто в казачьей семье государь, старший, главный?

Дети – Казак.

Садится на лавку в центре куреня.

П. – Кто супружница казака?

Дети – Казачка.

Таким образом распределяются семейные роли детей, дедушки, бабушки.

Фото на память