Консультация на тему: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ»
консультация по логопедии (старшая группа)

Духанина Татьяна Петровна

Использование в работе приёмов здоровьесберегающих технологий, способствует: комплексному развитию всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя; связной речи; сохранению физического и психического здоровья детей с нарушением речи; нормализации двигательной активности и профилактике гиподиномии; коррекции недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи; успешной социализации детей с дефектами речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ»

Цель. Комплексное развитие всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя, связной речи средствами игровых здоровьесберегающих технологий. Задачи. Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи. Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии. Коррекция недостатков произносительной стороны речи. Развитие словаря и связной речи. Коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики. Успешная социализации детей с дефектами речи. Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности. 

Методы и приёмы игровых здоровьесберегающих технологий используемые в работе. В своей практической деятельности я применяю: игровые комплексы артикуляционной гимнастики, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, игры со спичками или счётными палочками, физкультминутки, логоритмические упражнения, самомассаж, психогимнастику, упражнения на релаксацию. 

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие сила, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. У ребёнка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений. Правильное системное проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции. 


 При отборе материала для занятия следует соблюдать определенную последовательность, от простых упражнений к более сложным, проводя артикуляционную гимнастику в игровой форме.

 «Сказка о весёлом язычке».

 Утро с котиком Музиком 

 «Качели» 
 
Дыхательная гимнастика. Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём лёгких. В основном присутствует ротовой тип дыхания. Работа над речевым дыханием ребёнка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из лёгких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребёнок должен научится одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю. 


 Игровые комплексы дыхательной гимнастики. «Надуем шарик». «Подуем на снежинку, бабочку, пёрышко, пушок», «Пускаем мыльные пузыри», «Дышим ароматом цветочка», «Делаем газированную воду», «Дыхательная мини-гимнастика». Дыхательно-голосовые упражнения – «Заморозим подбородок», «Заморозим ладошку», «Погреем ладошки». Дыхательные упражнения для эмоциональной разгрузки и снятия напряжения – «Певец», «Веточка», «Воздушный шарик», «Геометрическая фигура», «Аист», «Сова», «Насос», «Баян», «Дровосек», комплекс дыхательной гимнастики «Весёлое лесное путешествие» - эти упражнения дети выполняют сопряжено с логопедом, по показу и самостоятельно после предварительного обучения. 


 
Пальчиковая гимнастика. Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом. Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, где отрабатываются статистические и динамические движения. В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр.

Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. При этом, на первом этапе, сначала говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. В дальнейшем, речь ребёнка и движения пальчиками, идёт сопряжено под руководством взрослого. 


Игровые комплексы пальчиковой гимнастики. Дети очень любят играть в игры:

 «Компот»,  «Осенние листья», «У Лариски – две редиски», «За ягодами», «Засолка капусты», «Цветки», «Сорока», «Ладушки», «Варежка», «Братцы», «Замок», «Моя семья», «Прятки», «Вышли пальчики гулять», «Капуста», «Четыре братца», «Дружба», «Мы рисовали», «Рыбки», «Лошадки», «Зайцы», «Дом и ворота», «Коза и козлёнок», «Руки в стороны», «Считаем пальчики» и др.


Игры со спичками или счётными палочками.
 Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия». Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребёнку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней группы), загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребёнка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. 

Игры со спичками или счётными палочками погружают детей в мир творчества и фантазии. 

Предлагаемые фигуры постепенно  усложняются: теперь они состоят из большого количества элементов, которые дошкольники могут объединять небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания
Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются более чёткие движения рук и пальцев. Обязательным условием остаётся анализ результатов деятельности. Возможности старших дошкольников расширяются: руки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными. Они могут выложить из палочек или из спичек первую букву своего имени, и даже полностью всё имя. Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. 


 
Физкультминутки. Обязательно на занятии присутствует физкультминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физкультминутки – это: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. 


На физкультминутках дети двигаются, играют и развиваются. Динамические упражнения: «Киска», «Котята», «Мишки», «Звериная зарядка», «Слепим кролика», «Пильщики» дают заряд бодрости и энергии.


Логоритмические упражнения. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Одной из важнейших характеристик речи является её темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

 Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико - интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движение и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободится от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечёткость звукопроизношения, заикание. 


Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком. Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка. Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируются с прямым участием речи . Поэтому логопед в своей работе использует самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребёнка. Одним из таких средств является развивающий самомассаж.

Как лечебное средство массаж был известен ещё в глубокой древности. Его благоприятное воздействие на организм человека (как местное, так и общее) отмечают многие авторы. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, а в результате чего повышается её регулирующая роль в работе всех систем и органов. 

Исследования учёных доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Самомассаж проводится, как правило, в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно - проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. 

Психогимнастика. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса. Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составлять грамматически оформленного речевого высказывания. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряжённые и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребёнка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности. 


 «Солнце и тучка» За тучку солнышко зашло.

                                Стало зябко и свежо. (Дети съёживаются, обнимая себя за плечи.)

                                Солнце вышло из-за тучки,

                                Мы теперь расслабим ручки. (Расправляют плечи, расслабляются.)

 «Ракушка».           В море мы нашли ракушку. (Дети складывают ладони          лодочкой.)              

                              Мы её приложим к ушку, (Прикладывают ладонь к правому уху, наклоняют голову к правому плечу.)                                                                          

                                И суровою зимой (Прикладывают ладонь к левому уху.)  

                                Будем слушать мы прибой (наклоняют голову к левому уху).                                                                                                                                                         «Черепаха».         Вот гуляет черепаха, (Дети опускают плечи, подбородок тянут вперёд и вверх.)

                              Прячет голову от страха. (С напряжением поднимают плечи, подбородок поднимают к груди.) 


 Упражнения на релаксацию
. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

Возрастная и коррекционно-развивающая направленность игровых здоровьесберегающих технологий. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизических особенностей детей.

Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия. Упражнения и игры помогают в работе с детьми, имеющими различные виды отклонений в развитии, нуждающимися в систематической педагогической коррекции речевых, двигательных нарушений. Данные игровые здоровьесберегающие технологии полностью или их фрагменты (отдельные упражнения) могут использовать в работе учителя – логопеды, психологи, руководители физического воспитания, воспитатели, музыкальные руководители на занятиях, как часть занятия, физминутки, сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях, в повседневной деятельности, а также в индивидуальной и коррекционной работе. Упражнения и игры используются в работе с детьми среднего старшего дошкольного возраста, но некоторые элементы могут использоваться в работе с детьми младшего возраста, а также с детьми младшего школьного возраста. 

Постепенное включение в каждое занятие различных видов самомассажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр, упражнений на релаксацию, создаёт необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать всё время занятия более эффективно. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Эмоциональное тепло и поддержка каждого ребёнка демонстрируют положительное отношение к детям. Некоторые здоровьесберегающие технологии направлены на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей. 


 Вывод
: Использование в работе приёмов здоровьесберегающих технологий, способствует: комплексному развитию всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя; связной речи; сохранению физического и психического здоровья детей с нарушением речи; нормализации двигательной активности и профилактике гиподиномии; коррекции недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи; успешной социализации детей с дефектами речи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе.

Каждый педагог в своей коррекционной работе стремится использовать различные здоровьесберегающие технологии. Одним из видов является фонетическая ритмика. Дети обучаются сознательному регулированию дв...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного

Мероприятия, направленные на охрану и здоровье детей раннего возраста. Оснащение кабинета учителя-дефектолога, формы и виды деятельности коррекционно-оздаровительного направления, используемые на корр...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности.

Внедрение здоровьесберегающих тех¬нологий в ДОУ компенсирующего вида обусловлено необходимостью повы¬шения эффективности коррекционно- развивающей работы с детьми с ОНР....

Ритмотерапия как здоровьесберегающая технология а коррекционно-развивающей работе с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм"

В данной работе ритмотерапия рассмотрена как здоровьесберегающая технология и как форма воздействия и общения с аутичным ребенком...

Инновационный педагогический проект "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе. "Я здоровым быть хочу - я здоровье сберегу"

                  Охрана и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач специального (коррекционного образования). В настоящее время выявлено...

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий и коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста."

Актуальность:Внедрение здоровье сберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения,повышает познавательную активность и самое главное,улучшает снижение заболеваемости,...