«Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rech_i_motorika.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

учитель-логопед первой

квалификационной категории

Никиткина Анна Юрьевна

Всем давно известно, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с речевым развитием. Много раз мы слышали фразу Василия Александровича Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». И если у ребенка выявляют речевые проблемы, то  родителям часто советуют начать активно развивать мелкую моторику. Но часто встречаются дети, у которых мелкая моторика развита на высоком уровне, а речевые проблемы все равно присутствуют. В чем же дело?

Действительно ли есть связь между развитием речи и мелкой моторики? Нужно ли развивать мелкую моторику?

Безусловно, нужно! Но важно знать, как это делать.

Последние исследования  говорят о развитии не самой мелкой моторики как точных, скоординированных движениях, а о развитии моторного планирования у ребенка.

Моторное планирование – это умение выстроить действие, которое необходимо совершить. Моторное планирование находится между идеей и совершением действий.

Если ребенок совершает какое-либо действие автоматически, то это навык, который уже усвоен и не требует планирования. Моторное планирование появляется тогда, когда возникает новая задача, когда необходимо сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Например, если Вас попросят прыгнуть в высоту с шестом. Вы начнете думать с какой скоростью, с какой дистанции вам разбежаться, как прыгнуть. Это и есть этап моторного планирования. Как только  Вы перестанете задумываться о порядке действий при выполнении прыжка, это значит, что это действие перешло на уровень двигательных навыков. Двигательный навык не требует моторного планирования и выполняется легко и быстро, без предварительного обдумывания.

Речь – это сложный, многогранный процесс, который требует сложного моторного планирования.

Тренировка моторного планирования общей и мелкой моторики действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для воспроизведения речи.

Так как моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий, то развивать мелкую моторику необходимо на неосвоенных, непривычных материалах, требующих от ребенка осознанного моторного планирования.

Ежедневно собирая одни и те же пазлы, пирамидки, вкладыши ребенок вырабатывает двигательный навык и выполняет эти действия автоматически, не задумываясь. Эти игры конечно способны отвлечь ребенка, но они уже не требуют моторного планирования и значит не несут развивающей нагрузки.

Если вы отметили, что у ребенка легко получается выполнять какое-либо действие, значит оно перешло в двигательный навык и уже не несет развивающего значения. Те действия, которые вызывают трудности и не получаются (а значит требуют моторного планирования), отрабатываем тщательно и поэтапно пока они тоже не перейдут на уровень автоматизма.

Эффективность упражнений повышается при выполнении движений по сигналу, под счет или со стихотворным сопровождением.

Важно заниматься развитием моторного планирования ежедневно по 5-7 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры и упражнения, как средства развития речи и мелкой моторики у детей младшего возраста»

Развитие речи – одна из главных задач в работе с детьми младшего возраста.Научные работы и исследования, таких учёных, как: В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой  говорят о том, что центры голов...

Статья на тему: Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития...

«Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»

Цель: Сформировать у детей основы  речевого развития с применением  пальчиковых игр....

Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Формирование мелкой мотрики у детей дошкольного возраста...

статья "Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста."

В статье освящены вопросы развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены некоторые комплексные методы развития мелкой моторики и речи....

«Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Дети - создание удивительные. Они каждый день совершают открытия заставляя нас взрослых взглянуть на мир по новому, чтобы их понять нужно стать чуть чуть ребенком и посмотреть на мир его глазами. Мы с...

« Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Задачи самообразования :-изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;-разработать и подобрать...