«Звуки Н – Нь. Буква Н»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Роттер Марина Александровна

         Задачи:                                                                                                                                                                                                  

коррекционно-образовательные:     Закреплять  правильное произношение звуков Н, Нь;  учить детей давать сравнительную характеристику звуков   с опорой на акустические  признаки; закреплять умения детей   определять позицию звука,  учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости  в словах; познакомить с образом буквы Н.

коррекционно-развивающие: развивать  мышление, внимание,  моторику, фонематический слух, умение  выделять заданный звук в слоге, в слове; совершенствовать навыки   словообразования, звукового анализа слов, совершенствовать умения в дифференциации звуков по твердости-мягкости; обогащать словарный запас словами-антонимами.

  коррекционно-воспитательные: формировать   правильную  осанку  у  детей во время работы за столами, формировать навыки сотрудничества, работы в микрогруппах, взаимопомощи,  умение слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_n_n._bukva_n.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Звуки Н – Нь. Буква Н»

(Старшая группа)

Оборудование: звуковые схемы, магниты, фишки , буква Н,  мяч, предметные картинки с изображением предметов, содержащих в названии звуки Н, Нь и без данных звуков,  наборное полотно, индивидуальные карточки для звукового анализа слов, цветные карандаши, фишки 3-х цветов, мешочек, материал для выкладывания букв (ленточки, веревки, кегли, гимнастические палки и пр.).                                                                              

                                                             

    Ход  занятия:

  1. Организационный  момент.  

  • Приветствие детей

Встанем в круг  все мы дружно.

Поздороваться нам нужно.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!          

       

  • Игра  с  мячом  «Назови  слово наоборот»  (подбор слов-антонимов).

- Мяч бросай   и слово   называй:

Высоко - … низко                    верхний - … нижний                     направо -  … налево

Вылить - … налить                   земля - ….   небо                           конец - …   начало

Снять - …   надеть                    вперед - … назад                          старый - …  новый

- С  каких   звуков   начинаются    ваши слова?                  (Со звуков  Н, Нь ).

- Догадались,  о каких звуках мы сегодня будем говорить?

2.   Звуки  Н – Нь.

Характеристика звуков.       Логопед предлагает  детям вспомнить, что мы знаем о звуке Н.

Звук Н - согласный, т.к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); твердый (обозначаем фишкой синего цвета).

Звук Нь – мягкий брат твердого звука Н,  согласный, т.к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); мягкий (обозначаем фишкой зеленого  цвета).

  •   Игра «Грустные книги».  

Логопед : - Ребята, к нам в гости пришел Незнайка и принес нам в подарок книги  синего цвета  и зеленого цвета. Но книги совсем без картинок. Грустные книги, смотреть  совсем  не интересно.  Как мы  можем раскрасить книги?

Дети:  -  Можем разместить в  книги картинки. (Если дети затрудняются с ответом, логопед помогает наводящими вопросами).

Логопед:  - Действительно, мы можем в книги поместить картинки. Но какие картинки разместим  в синюю книгу, а какие  - в зеленую?

Дети:  - В книгу синего цвета – картинки с предметами, в названии которых есть звук Н, в книгу зеленого цвета – картинки со звуком Нь.

Из предложенных картинок, которые размещены в домике (наборное полотно), дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки Н – Нь и размещают в соответствующие книги. Все вместе проверяют правильность выбора.

  • Игра «Подбери к схеме» (упражнение детей в определении  позиции  звука в слове).
  • Демонстрационные схемы  с указанными позициями  твердого  и мягкого звуков висят на доске (6 схем). Дети выбирают из определенного количества картинок одну картинку и подбирают ее к соответствующей схеме.
  • Игра «Забавные фишки»  (звуковой анализ слов). 

Логопед предлагает детям предлагается выполнить звуковой анализ слов  НОТА,  КОНЬ.  Дети выполняют задание индивидуально в карточках. Параллельно   выкладывается схема слов   из напольных звуковых фишек.

  •  Буква Н. На доску вывешивается буква Н. Совместно с логопедом детям анализируют, из каких элементов состоит буква (из палочек), из скольких палочек состоит буква (их трех палочек).
  • Упражнение «Выложи букву»

Логопед предлагает детям разделиться на команды  с помощью фишек (крышек, шариков), которые находятся в волшебном мешочке.  Дети объединяются в микрогруппы (команды)  по цветам фишек, которые они достали из мешочка. Получают задание: выложить на полу букву Н из определенного материала (ленточки, веревки, кегли и пр.). Обратить внимание на то, что  работаем командой, вся команда выкладывает одну букву.  

  • Анализ буквы. Дети рассматривают получившиеся буквы, анализируют  правильность.
  • Итог  занятия.  Логопед спрашивает у детей, во что играли, какая игра понравилась им больше, что запомнилось. Благодарит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...