Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии

Хрулёва Светлана Борисовна

Тема занятия: «Звуки [Т], [Т`]. Буква Т».

Цель занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков т и т`, знакомство с буквой Т.

Задачи занятия:

Коррекционные:

1)    вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков т и т`;

2)    закрепить навык различения звуков т и т`;

3)    развивать фонематический слух;

4)    развивать навыки фонематического анализа;

5)    упражнять в словоизменении (развивать умение образовывать множественное число существительных, учить изменять существительные единственного числа по падежам);

6)    упражнять в словообразовании (развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных);

7)    развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);

8)    развивать общую моторику;

9)    развивать ориентировку в пространстве (закрепить понятия «лево», «право»).

Обучающие:

1)    познакомить с буквой Т;

2)    закрепить знания о звуках т и т`.

Воспитательные:

формировать положительную учебную мотивацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatia_p.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Тема занятия: «Звуки [Т], [Т`]. Буква Т».

Цель занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков т и т`, знакомство с буквой Т.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  1. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков т и т`;
  2. закрепить навык различения звуков т и т`;
  3. развивать фонематический слух;
  4. развивать навыки фонематического анализа;
  5. упражнять в словоизменении (развивать умение образовывать множественное число существительных, учить изменять существительные единственного числа по падежам);
  6. упражнять в словообразовании (развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных);
  7. развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);
  8. развивать общую моторику;
  9. развивать ориентировку в пространстве (закрепить понятия «лево», «право»).

Обучающие:

  1. познакомить с буквой Т;
  2. закрепить знания о звуках т и т`.

Воспитательные:

  1. формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – карточка с буквой Т; индивидуальные карточки для игры «Светофор» (зеленые и синие); картинки с изображением телефона, кота, торта, тыквы; счетные палочки.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Время

1 Организационный момент.

Логопед просит детей встать в

кружок.

- Ребята, за парту сядет тот,

 кто назовёт мне слово со

 звуком т или т`.

Логопед спрашивает одного из ребят.

- Правильно, садись на свое

 место.

Далее – он опрашивает всех

 детей по очереди.

- Молодцы. Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?

- С какими?

Дети встают в круг.

Ребенок называет слово со звуком т, садится за парту.

Дети отвечают и занимают свои места.

- Да.

- Т и Т`.

2 мин

2 Основная часть.

1. Показ буквы.

- Правильно. А теперь

 посмотрите, пожалуйста, на

 карточку.

Логопед показывает карточку с

 буквой Т.

Какая буква здесь

 написана?

- А давайте подумаем, на что

похожа буква Т?

- Молодцы. Т трудилась целый

 день, забивала гвозди в пень.

Логопед показывает детям

 картинку с изображением

 молотка, демонстрируя

 схожесть буквы Т и данного

 инструмента.

2. Артикуляция звуков.

- А давайте мы с вами вспомним, как верно нужно произносить звуки т и т`. Сначала скажем все вместе т-т-т. Говорим правильно.  Зубки у нас сближены, но не сомкнуты. Кончик язычка за верхними зубками стучит. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом. Все вместе.

- Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга.

Далее - то же со звуком т`.

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.

2. Характеристика звуков.

- А давайте вспомним, что мы знаем о звуках т и т`. Какой звук т?

- Почему он согласный?

- А почему глухой?

- Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем т-т-т. Не вибрирует?

- А чем отличается звук т от т`?

3. Речевая зарядка.

- Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.

- Та-та-та – у нас в доме чистота.

- Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

- То-то-то – стали мы играть в лото.

- Ат-ат-ат – берем с собою самокат.

- Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

- Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

- Ать-ать-ать – мы идём гулять.

4. Развитие фонематического слуха.

- Хорошо. А теперь внимательно меня слушайте.  Я буду вам произносить звуки, и если вы услышите звук Т или Т`, то хлопните в ладоши.

Логопед произносит следующие звуки - В П Т М Т Д К Н Т` Г Т Т`.

- Сейчас я буду произносить слоги, и если вы услышите слог со звуком Т или Т`, хлопните в ладоши.

Логопед говорит следующие слоги – ТА, ДА, РУ, ТУ, ТИ, ШИ, ВИ, АТ, УХ, ЫМ, ЫЛ, ЫТ, ДЕ, ТЕ, ЧЕ, ЖЕ.

4. Дидактическая игра «Светофор».

- Молодцы. А теперь мы с вами поиграем в «Светофор». Возьмите в руки ваши карточки.

- Хорошо. Кто мне скажет, что означает карточка синего цвета? Какой звук мы этим цветом обозначаем?

- Правильно. А зеленым?

- Хорошо. Внимательно слушайте слова, которые я буду говорить и поднимите нужную карточку  или синего, или зеленого цвета. Синюю – если в слове звук Т, а зеленую – если Т`. Если в слове нет этих звуков, то мы карточки не поднимаем. Всем понятно задание?

- Хорошо.

Логопед называет слова (тишина, танк, книга, тележка, таблетка, телевизор, телефон, дверь, туфли, дым, котёнок, теремок, топор, тумбочка, дыня, компот, ток, дорога).

5. Изменение слова по падежам.

- Молодцы. Ребята, а теперь посмотрите на картинку. Это что?

- Хорошо. А как мы скажем, если его у меня нет? У меня нет чего? Отвечаем полным предложением.

- А если мы его дали другу, то как мы скажем? Мы дали другу что?

- Правильно, а если мы от него отказались, то скажем как? Мы отказались от чего?

- А когда мы о нем говорим, то мы говорим о чём?

Далее – логопед предлагает аналогичное задание со словами торт и кот.

6. Загадки.

- Хорошо. А теперь я загадаю вам загадки, а вы отгадайте. Давайте попробуем?

- Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

- Что это?

- Правильно, угадали. Где в этом слове звук т? В начале, в середине или в конце?

- Хорошо, а если она маленькая, то как мы ее ласково назовем? Не туча, а…

- Правильно. Сейчас другую загадаю загадку. Сложную, чтобы вы хорошо подумали.

- Золотая голова велика, тяжела.

Голова велика, только шея тонка.

Это овощ.

- Да. А где в этом слове звук т? В начале, в середине или в конце?

- А если у нас не одна тыква, а много, то как мы их назовем?

Дети рассматривают букву.

- Т.

- На молоток.

Дети внимательно рассматривают картинку.

Дети внимательно слушают логопеда.

Дети смотрят в зеркала и произносят т-т-т сначала вместе, а затем по очереди.

- Согласный, твердый, глухой.

- Потому что не поётся, язычок создает преграду воздуху.

- Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят т-т-т.

- Нет.

- Т – твердый, а т` - мягкий.

Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют фразы.

Дети хлопают в ладоши, когда логопед произносит звук Т/Т`.

Дети хлопают в ладоши при наличии в слоге звука Т или Т`.

Дети берут карточки в руки.

- Твердый.

- Мягкий.

- Да.

Дети поднимают карточку нужного цвета, а при отсутствии в слове звуков Т и Т` карточки не поднимают.

Дети смотрят на картинку.

- Телефон.

- У меня нет телефона.

- Мы дали другу телефон.

- Мы отказались от телефона.

- Мы говорим о телефоне.

- Давайте.

Дети внимательно слушают загадку.

- Туча.

- В начале.

- Тучка.

- Тыква.

- В начале.

- Тыквы.

12 мин

3 Физминутка.

- Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись:

Через правое плечо, через левое ещё.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения.

Дети встают, «руки по швам»;

разводят руки в стороны, сгибают;

поднимают руки вверх, машут;

прячут руки за спину;

оглядываются через правое, через левое плечо;

приседают, руками дотрагиваются до пяточек;

встают на носочки, поднимают руки вверх;

опускают вниз.

2 мин

4 Основная часть (продолжение).

1. Выкладывание из счетных палочек.

- Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь возьмите счетные палочки и выложите букву Т. Из скольки элементов она состоит?

- Хорошо. А теперь выложите слоги, которые я напишу на доске (ТА, ТУ, ТИ, ТЕ, ТО, ТЯ, ТЫ, ТЭ).

Логопед пишет слоги на доске.

- Кто сделает, поднимет руку, я проверю.

Логопед проверяет работы.

- Молодцы. А попробуйте самостоятельно выложить обратные слоги.

При необходимости – логопед приводит пример.

- Кто закончил, поднимает руку, я подойду – проверю.

Логопед проверяет работы.

2. Работа в тетрадях.

Логопед раздает рабочие тетради.

- Хорошо. А теперь откройте ваши тетради и напишите букву Т, слоги и слова с ней по образцу (Т, т, Та, Ти, Танк, Кот, Дети). Пишем до конца строчки, не забываем ставить точку.

Логопед при необходимости оказывает помощь.

- Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка.

Логопед проверяет работы и ставит «звездочки».

- А теперь все присаживайтесь.

Дети садятся.

Дети берут счетные палочки и выкладывают букву.

-Из трёх.

Дети выкладывают слоги, а затем поднимают руку.

Дети выкладывают обратные слоги, а затем поднимают руку.

Дети открывают тетради и пишут до конца строчки по образцу.

Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду.

Дети садятся.

12 мин

5. подведение итогов занятия.

- Хорошо.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Как вы поработали сегодня?

- Молодцы, я довольна вашей работой сегодня. Занятие окончено.

- Т, т`.

- Загадки.

- Хорошо.

2 мин

30 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Тема занятия: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д».Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`]и букв Т – Д.Задачи занятия: Коррекцио...

Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."

Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического по обучению грамоте  для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР. Звуки [х], [х’] и буква Х.

Цель: выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из текста; воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трех и четырех звуков; чтение предложений из 2...