Инновационные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ
методическая разработка по логопедии

 Кудашева Елена Викторовна

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата.

В связи с этим актуальным становится поиск эффективных инновационных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

В современной логопедической практике при наличии условий активно используются как традиционные, так и  нетрадиционные для логопедии технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Инновационные технологии

в коррекционной работе учителя-логопеда

дошкольного образовательного учреждения"

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений:
• Технология логопедического обследования.
• Технология коррекции звукопроизношения.
• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология развития интонационной стороны речи.
• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата.

В связи с этим актуальным становится поиск эффективных инновационных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

В современной логопедической практике при наличии условий активно используются и нетрадиционные для логопедии технологии:

• Су-Джок-терапия,
• дыхательная гимнастика Стрельниковой,
• сказкотерапия,
• песочная терапия,

     • различные модели и символы,
    • мультимедийные средства, компьютерные технологии,

     • дидактический синквейн,

     • метод проектов и другие.

Су-Джок терапия


О
дной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Су –Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку. 

 Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, совершенствования его взаимодействия через речь с окружающим миром.

Пескотерапия

Автоматизация звука в слоге . Дорожка слогов

Из камушков на песке построена дорожка. Нужно ребенку «прошагать» по дорожке указательными пальчиками  и повторять слоги «ша-ша-ша».

Применение в работе различных моделей, символов

Компьютерные игры

На игровое поле выводится картинка для предварительного запоминания. С помощью кнопки "Старт" картинка разбирается на фрагменты. Для восстановления картинки нужно перетащить их на поле, ограниченное рамкой.

Технология «Дидактический синквейн»

Эта технология

- способствует обогащению и актуализации словаря ребенка, уточняет содержание понятий;

-является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;

-носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Правила составления дидактического синквейна:
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).


Например
1. Машина

2.Быстрая, мощная.

3.Едет, обгоняет, тормозит.

4.Я люблю кататься.

5.Транспорт.

Метод проектов

Проект «Логопедические тропинки» (9 ступеней - 9 учебных месяцев)

Технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:

- расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

- совершенствовать звуковую сторону речи;

- развить способность к словотворчеству;

- формировать личностные качества ребенка;

- развить коммуникативные навыки.

Таким образом, современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Применение инновационных технологий технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Конкурс. «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»

Данная консультация для воспитателей и специалистов ДОУ по теме:«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

«Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФАОП »

Применение инновационных технологий в коррекционной работе способствуют оптимизации образовательного процесса, удовлетворению образовательных потребностей и интересов ребенка....