Использование игр с песком в работе учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Матвеева Наталья Михайловна

Юнгианская песочница. Примеры игр и упражнений в решении коррекционных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igr_s_peskom_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда.

                             «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

                                                                                                                              К.Г. Юнг

Жизнь не стоит на месте и диктует новые тенденции, подходы, техники в обучении детей. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, повысить речевую мотивацию, закрепить полученные знания, умения, навыки необходимо наряду с непосредственной деятельностью использовать и нетрадиционные формы обучения.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества - глиной, пластилином, красками - он имеет ряд преимуществ. Мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях. Создание песочных композиций не требует особых умений, что особо важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.  Это не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка и помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения.

Сюжетно-тематическая организация игр позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

            Песочная терапия помогает преодолеть и скорректировать речевые нарушения. На занятиях с использованием песочной     терапии не только проводится работа над словом, но и готовится почва для последующей коррекции речевых расстройств. Через игры с песком мы можем воздействовать на ребенка, корректировать в ненавязчивой форме нарушения, так как эти игры – одна из форм естественной активности ребенка.

Незатейливые упражнения с песком играют большую роль в развитии психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, в ходе их ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что также способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

           Приведем пример игр и упражнений, которые можно использовать учителю-логопеду на коррекционных занятиях.

Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия: дыхательная гимнастика, пальчиковый практикум, артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова, совершенствование лексико-грамматических категорий, обучение грамоте, развитие связной речи.

Развитие диафрагмального дыхания

Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Что под песком?». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

Артикуляционные упражнения

«Лошадка». Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

Автоматизация звуков

«Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

Развитие фонематического слуха и восприятия

«Спрячь ручки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Клад». Логопед закапывает в песок разноцветные камешки (фишки).Ребенок откапывает  и в зависимости от цвета, подбирает звук или слово на придуманный звук (согласный твердый, согласный мягкий, гласный).

Пропедевтика и коррекция лексико-грамматических нарушений речи

«Подбери слово». Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Связная речь

«Дорисуй картинку и составь предложение». Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

Пропедевтика и коррекция нарушений слоговой структуры слова

«Полоски». Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. Или наоборот: ребенок печатает на песке заданное слово, а затем делит его полосками на слоги.

Развития мелкой моторики пальцев и кистей рук

- Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;

- Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;

- Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;

- Погрузить пальцы в песок и легкими движениями создавать «волны»;

- Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик – все пальчики»).

Используйте песок, элементы песочной терапии в играх и на занятиях! Это интересная форма взаимодействия  педагогов с детьми.

Литература

1. Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. – Волгоград, 2014. – 209 с.

2. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М., 2017. –172 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района»       ОПЫТ РАБОТЫТема: ...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога

Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»...

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...

Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...