САМОМАССАЖ, КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Голубева Светлана Владимировна

Статья об одном из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие  на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей - самомассаже. Приемы его не очень сложные, освоить их способен любой желающий. Самомассаж помогает при многих заболеваниях, в том числе и при нарушениях речи.   Использование приёмов самомассажа при коррекции речи детей с ОВЗ, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomassazh.docx342.22 КБ

Предварительный просмотр:

САМОМАССАЖ, КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

   Статья об одном из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие  на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей - самомассаже. Приемы его не очень сложные, освоить их способен любой желающий. Самомассаж помогает при многих заболеваниях, в том числе и при нарушениях речи.   Использование приёмов самомассажа при коррекции речи детей с ОВЗ, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

В своей логопедической практике мы столкнулась с тем, что для детей с нарушениями речи педагогические методы воздействия не всегда достаточны. Но для проведения профессионального массажа необходимы не только медицинское образование, но и созданные специальные условия. А помощь специалиста по некоторым причинам доступна не всем нуждающимся. К счастью, помимо традиционных методов массажа, существует ряд приемов, которые также позволяют достичь положительной динамики в коррекционной практике. Наше внимание привлек самомассаж, так как его использование доступно именно в условиях дошкольного учреждения.

Филологами слово «массаж» трактуется по-разному. Одни считают, что оно происходит от французского глагола masser (растирать), который, в свою очередь, взят из арабского языка (по - арабски «масс» — касаться, нежно надавливать). Другие полагают, что слово «массаж» происходит от греческого «masso» (сжимать руками), третьи — от латинского «massa» (пристающее к пальцам).

Самомассаж используется так же давно, как и массаж.

Одной из форм массажа, которую можно использовать в детском саду, является самомассаж.

Самомассаж -  мощный биологический стимулятор, обладающий замечательным свойством не только развивать и поддерживать нормальные функции всех органов и систем у практически здоровых людей, но и эффективно восстанавливать нарушенные функции и процессы у больных.
Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие  на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей.

Приемы его не очень сложные, освоить их способен любой желающий. Самомассаж помогает при многих заболеваниях, в том числе и при нарушениях речи.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Работая в логопедической группе, убедилась в том, что самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. Поэтому увидела необходимость в систематическом использовании  самомассажа со всеми детьми детского сада.

Мы поставили перед собой цель и определили задачи.

Цель: Подобрать и внедрить в логопедическую практику приемы самомассажа у дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить медико-педагогическую литературу по интересующей нас теме.
  2. Подобрать эффективные и доступные приемы самомассажа для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
  3. Составить план мероприятий по этой теме.
  4. Провести знакомство педагогов и родителей с основными приемами развивающего массажа.
  5. Обучить детей старшего дошкольного возраста приемам самомассажа.

Польза массажа  несомненна и неоднократно доказана на практике. Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и на  занятиях со всей подгруппой детей одновременно, а  также использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты  семейного быта, а так же в условиях  дошкольного учреждения.

В результате массажа происходит усиление мозгового кровообращения и метаболизма, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т.д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в организме. В настоящее время массаж и самомассаж играют первостепенную роль при паретичности артикуляционной и мимической мускулатуры, при поведенческих проблемах, которыми страдает большинство детей с речевой патологией.

Влияние массажа и самомассажа на организм человека

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно и даже необходимо воспользоваться данным методом коррекции.

Самомассаж помогает более интенсивно выполнять физическую работу в быту и на производстве, так как повышает функциональные возможности организма, снижает утомление и способствует быстрому восстановлению сил после физических и умственных нагрузок, повышает эффективность активного отдыха на природе. Установлено, что 5 - 8-минутный сеанс самомассажа заменяет 20 - 30 мин пассивного отдыха, восстанавливает силы, возвращает бодрость, хорошее настроение.

До нас дошло множество источников (наскальные рисунки, письмена и пр.), достоверно доказывающих, что он возник на заре человечества и использовался практически во всех уголках Земли. Люди, зачастую не имея других средств врачевания, прибегали к одному, которое было доступно - рукам.

 Первое научное обоснование массажа попытался дать Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.). Первым   массажистом для больных и здоровых людей являлся Геродикос (484 – 425 до н.э.). Сам он прожил около ста лет и всю свою жизнь ежедневно занимался гимнастикой и массажем.

 Массаж стоп и кистей рук, ушных раковин (аурикул) и волосистой части головы как метод естественного оздоровления с глубокой древности был знаком многим народам, представителям различных культур. Сегодня трудно сказать, где именно зародилась эта форма терапии. Она, вероятно, так же стара, как  акупрессура и акупунктура. Из поколения в поколение  передавались отдельные приемы этого метода исцеления, которые по прошествии  веков образовали, целую систему приемов массажа рефлексогенных зон.

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в давние времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в его простоте, доступности и результативности.

Физиологическое воздействие массажа

Механизмы, на которых основано действие массажа, вызывают благоприятные изменения в органах и системах, в том числе в нервной и мышечной, которые играют главную роль в речедвигательном процессе. С помощью массажных комплексов более быстро и стойко нормализуется тонус мышц при гипо – и гипертонусе, координируются тонкие артикуляторные движения. Разнообразие таких приёмов, как поглаживание, растирание, разминание, вибрация вызывает у детей только положительные эмоции. Наряду с массажем активно прививаются детям навыки самомассажа. Использование игрового массажа (самомассажа) Уманской,  Картушиной,  Галанова и других специалистов повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.  Снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей.

В человеческом организме все органы и функциональные  системы взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Ни одну часть тела, ни один орган, особенно вовлеченный в патологический процесс, нельзя рассматривать отдельно. Механическое раздражение массажными приемами вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Возбуждения рецепторов в форме центростремительных импульсов передаются в центральную нервную систему, далее достигают коры больших полушарий головного мозга, где синтезируются в общую сложную реакцию и вызывают тонус и эластичность мышц, улучшается их сократительная функция, возрастает сила, повышается работоспособность. Массаж способствует восстановлению  поврежденного нерва (например, при дизартрии).       

Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.     Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. Например, при легком медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие в целом на весь организм, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Приемы самомассажа

К основным приёмам самомассажа относятся: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Поглаживание улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц. Поглаживание существует прямолинейное, спиралевидное и комбинированное. Именно им начинают и заканчивают логопедический массаж.

Растирание усиливает кровообращение, происходит даже местное повышение температуры на 1-2 градуса. Существует прямолинейное, кругообразное растирание и растирание «щипками».

Разминание - это пассивная гимнастика для мышц. Проводят разминание подушечками большого и указательного пальцев.

Вибрация делается кончиками пальцев с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, восстанавливает угасшие рефлексы, производит обезболивающий эффект.

Правила проведения самомассажа.

Длительность одного сеанса составляет 5-10 минут.

Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз.

В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые в течение дня могут варьироваться.

Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.

Все материалы должны быть  индивидуальны, лучше всего одноразовые и утилизироваться после занятия.

Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его.

      Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него.

Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

  Виды самомассажа, используемые в логопедической практике

- общий самомассаж головы, шеи  и туловища (рис.1)

обычный самомассаж

Рис. 1. Самомассаж общий

- массаж и самомассаж лицевых (мимических) мышц (рис.2)

Описание: самомассаж лица щек

Рис. 2. Самомассаж лицевых мышц

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга (рис.3)Описание: самомассаж пальцев схема руки

Рис. 3. Схема кисти

- плантарный массаж (массаж стоп) (рис.4)

На стопе находятся зоны и точки, связанные с различными органами и системами.

Описание: http://images.med-tutorial.ru/19/images/image081.jpg

Рисунок 4. Проекционные зоны в области подошв:

 1 — гипофиз; 2 — рефлексы мозга; 3 — трахея; 4 — легкие; 5 — сердце; 6 — печень; 7 — тимус; 8 — желудок; 9 — толстый кишечник; 10 — тонкий кишечник; 11 — крестец; 12 — почка; 13 — закаливающая зона.

- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

  • Самомассаж ушных раковин является самым эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
  • Этот вид массажа  способствует  заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.

- самомассаж язычной мускулатуры и других артикуляционных органов.

Артикуляционные упражнения можно рассматривать, как вид самомассажа.

Хочется отметить что, педагог, который использует в своей практике нетрадиционные приемы массажа, должен знать виды и приемы массажа, а также понимать его необходимость и значимость. Поэтому нами были проведены несколько консультаций и практикумов на темы: «Массаж - как одно из условий активизации речевой моторики», «Виды массажа». Их целью было ознакомление и приглашение к сотрудничеству взрослых, которые заинтересованы в оздоровлении детей.

Предлагаемые приемы массажа доступны каждому и при систематических занятиях логопеда, воспитателей и родителей дают положительный результат.

Нами замечено, что регулярное использование нетрадиционных приемов массажа, у детей с ОВЗ значительно улучшается речевая моторика. А личностно - ориентированный подход в работе с ребенком способствует улучшению памяти и внимания, повышает работоспособность, устраняет стрессы, нормализует состояние нервной системы, снижает уровень утомляемости. И еще один положительный момент - это улучшение коммуникативных функций. Дети становятся  свободными в общении со сверстниками и взрослыми.

       Таким образом, в результате проведенной нами работы можно утверждать, что нетрадиционные приемы массажа доступны, просты, эффективны, не имеют возрастных границ, поэтому мы рекомендую использование нетрадиционных приемов массажа всем педагогам.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области языка и губ. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые ему показывает взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

Процедура самомассажа проводится по схеме:

массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребёнка должно быть ощущений комфорта,  все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

Использование приёмов самомассажа при коррекции речи детей с ОВЗ, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие педагога – психолога и инструктора по физической культуре "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ (5–7 лет)"

Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по физической культуре построено на основе целостного подхода к личности ребенкас учетом естественной динамики его развития. Основной оспект пр...

Особенности телесно-ориентированной терапии в работе с детьми

В статье представлены основные особенности телесно-ориентированной терапии в работе с детьми разных категорий....

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами телесно-ориентированной терапии «Путешествие в страну чувств»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами телесно-ориентированной терапии «Путешествие в страну чувств»Цель: Преодоление детских страхов.Задачи:Образовательные:- познако...

Презентация "Использование приемов телесно – ориентированной терапии в работе с детьми раннего возраста"

Мой опыт работы по использованию приемов телесно – ориентированной терапии в работе с детьми раннего возраста...

Практическое применение телесно - ориентированных методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

                  Считаю эффективным включение  в процесс моей коррекционной работы с детьми  предложенные  элементы...

Практикум с элементами тренинга на тему "Телесно-ориентированные подходы в развивающей работе с детьми"

Практикум содержит практический материял (игры и упражнения) на проработку разных сегментов тела....