В мире грамматики
консультация по логопедии

Михайловская Елена Олеговна

Грамматическая система русского языка сложна. Аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребёнка малопонятной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_grammatiki.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

В мире грамматики

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Грамматическая система русского языка сложна. Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.

Задания для проверки правильности употребления детьми грамматических форм

  1. Картинки с изображением детенышей животных.

Вопросы: кто это? сколько их? (утята, поросята, лисята, ягнята и т.д.).

  1. Игра с картинками «Чего не стало?» (носков, блюдец, апельсинов, помидоров, яблок, петель, манаринов, тортов, обручей).
  2. Упражнения с картинками «Закончи предложение»:

«Стоит много …(кресел). На вешалке много …(полотенец). Висят детские… (пальто).

  1. Словесное упражнение «Закончи предложение»:

Лента длинная, а скакалка еще… (длиннее).

Печенье сладкое, а мед …(слаще).

Мой букет красивый, а мамин …(красивее).

  1. Рассматривание картинок: На чем играет девочка? (на пианино). Что мама будет варить в кофейнике? (кофе). Что делают эти спортсмены? (бегут). А этот? (бежит).
  2. Игра с Мишкой «в поручения». Попросите Мишку положить простыню. Мишка, …(положи простыню). Что делает Мишка? (кладет). Что сделал Мишка? (положил). Скажем Мишке, чтобы он лег. Мишка, …(ляг). Попросим Мишку нагибаться. Мишка, ниже, ниже…(нагибайся). Что делает Мишка? (нагибается). Сможет ли Мишка поехать? Мишка, …(поезжай).

Чаще всего затрудняют детей следующие грамматические формы:

  1. Окончание существительных множественного числа в родительном падеже. Примеры правильных форм слов: апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, яблок; гольфов, носков, сандалий, петель, простынь, рукавов, шарфов; блюдец, оладий, тортов; обручей, ружий, шоферов.
  2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
  3. Употребление несклоняемых имен существительных (кофе, какао, пюре, пианино, кино).
  4. Род существительных, особенно средний (печенье, яблоко, колесо, мороженное, небо).
  5. Ударение при склонении существительных:

а) постоянное ударение (его место в падежах неизменно): грабли, туфли;

б) подвижное ударение (место его меняется при склонении: волк – волка – волков; доска – доски – доску; доски (мн.ч.) – досок, доскам; изба – избы; мн.ч. – изб; кружево – кружева; кружева (мн.ч.) – кружев;

- перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

6.  Образование сравнительной степени прилагательных:

а) простым (синтетическим) способом при помощи суффиксов – ее (ей), е, особенно с чередованием согласных – выше, длиннее,  дороже, звонче, слаще, туже, суше.

б) при помощи других корней: хороший – лучше, плохой – хуже.

7. Образование глагольных форм:

а) в настоящем и прошедшем времени с чередующимися звуками: стрижет – стриг, скачет – скакал (ошибки детей: скакаю, стригет);

б) спряжение глаголов хотеть, бежать;

в) спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: есть, дать; ошибки детей «едишь булку», «дадишь мне»).

г) повелительное наклонение: поезжай, сложи, отстегни.

8) Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки детей: «два утенки», «двое ведров», «по двух стройтесь», «мене дали»).

9) Образование страдательных причастий (ошибки детей: «нарисоватая», «оборватая»).

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети могут опускать и переставлять слова в предложении; опускать и заменять союзы, они пользуются в основном предложениями, которые состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения и очень редко употребляют определения и обстоятельства. Из сложноподчиненных предложений детьми чаще используются придаточные времени, затем изъяснительные и значительно реже – определительные, к пяти годам дети могут употреблять предложения из 12 – 15 слов, но количество синтаксических ошибок возрастает, так как им трудно следить за содержанием и формой выражения мысли.

Главное направление в работе по развитию грамматического строя речи старших дошкольников – помочь им начать относиться осознанно к грамматике. До сих пор они овладевали практически грамматической системой, не подозревая, что склоняют, спрягают, изменяют по родам и числам слова различных частей речи, употребляя при этом сложные и простые предложения. Уже в дошкольном возрасте можно познакомить детей с понятием «предложение», «слово»; показать, что речь состоит из предложений, а предложения из слов. В начале данные понятия вводятся с помощью вспомогательных средств: для предложения применяется длинная полоска, а для слов – короткие полоски. Дети слушают предложение и выкладывают сначала длинную полоску, а затем короткую по числу слов в предложении. Первые предложения для анализа не содержат в составе предлогов и союзов, но, конечно, постепенно такие предложения обязательно нужно учить анализировать, чтобы дети усваивали навык раздельного написания предлогов и союзов еще задолго до того, как начнут овладевать письмом. Навык раздельного написания можно сформировать и с помощью правильного произнесения считалок: каждое слово произносится слитно, ни в коем случае не по слогам, а предлоги и союзы выделяются в отдельные слова, например : «Катилась – торба – с – высокого – горба – в – этой – торбе – хлеб – соль – пшеница – с – кем – хочешь – поделиться?» (15 слов).

Вторым важным направлением в работе по совершенствованию грамматического строя речи дошкольников считается предупреждение ошибок в употреблении отдельных грамматических форм. В частности родительного падежа множественного числа существительных, винительного и родительного падежей неодушевленных существительных и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "В мире грамматики"

Конспект НОД по грамоте, гласные буквы и звуки...

"В мире Грамматики"

кннспект занятия...

Итоговое занятие "В мире грамматике"

«В Мире грамматике»Итоговое занятие в подготовительнойТема: «В мире грамматике».Тип занятия: итоговый, закрепляющий.Вид занятия: обучение грамоте, развитие речи.Возраст детей: от 6 до 7 лет.Место пров...

Занятие «В МИРЕ ГРАММАТИКИ»

Цель данного занятия: закрепить знания о гласных звуках....

Конспект занятия по грамматике "В мире звуков"

Конспект занятия по грамматике "В мире звуков" для детей подготовительной группы....