Взаимодействие с музыкальным руководителем
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Ефремова Людмила Владимировна

Взаимодействие логопеда и муз. работника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_muz._ruk.docx173.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»

Взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя

Ефремова Л.В.

учитель – логопед

Семёнова Т.А.

музыкальный руководитель

г.о. Химки,2019 г

Если говорить вам сложно – 

музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

1. коррекционно-развивающее;

2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построениясовместных занятий:

1.Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

2.Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

3. Принцип всестороннего воздействия

4.Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. 

                       Оздоровительные:

- Укреплять костно-мышечный аппарат.

- Развивать дыхание.

- Развивать координацию движений и моторные функции.

- Формировать правильную осанку.

                        Образовательно-воспитательные:

- Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

- Формировать способность восприятия музыкальных образов.

- Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

                        Коррекционно-развивающие:

- Развивать речевое дыхание.

- Развивать артикуляционный аппарат.

- Формировать просодические компоненты речи.

- Развивать фонематическое восприятие.

- Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;

Музыкальный руководитель:

  • Развитие и формирование:
  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

https://lh4.googleusercontent.com/xS1z8myuI2LKe--Ic04JE2iAbz5j0oEZ8YCc4ar5mqQG90JQRztm8Dc56SxxHdF_-ciySdSGZ6zLDKMstksC4F319RIy3DkF2BRVS8bRv2fPc4n06bx00wGIaI5e8vz6

План проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.

Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.

Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальнойтерминалогоией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.

Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

План взаимодействия

учителя-логопеда с музыкальным руководителем

на учебный год.

Старшая и подготовительная логопедические группы.

п/п

Форма работы

Сроки

Рекомендации по работе музыкального руководителя с детьми логопедических групп на текущий момент

Сентябрь

Планирование совместной работы логопеда и музыкального руководителя в логопедических группах.

Сентябрь

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Сентябрь

«Мы в волшебный лес попали» - музыкально-логопедическое развлечение на свежем воздухе.

Сентябрь

«День знаний. Ещё немножко подрастём, тоже в школу мы пойдём» - познавательная экскурсия.

Сентября

6.

Значение распевок и логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОНР

Ноябрь

7.

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов по теме: «Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда»

Декабрь

8.

Подбор речевого материала к праздникам, развлечениям (стихи, игры со словом, пальчиковые игры, потешки, поговорки и т.д.)

В течение года

9.

Распределение песенного репертуара для сольных и ансамблевых выступлений с учётом индивидуальных речевых возможностей детей.

В течение года

10.

Использование рифмовок, считалок, поговорок, скороговорок и т.д. на музыкальных занятиях для закрепления правильного звукопроизношения.

Март

11.

Контроль за распределением ролей в сказках и инсценировках с целью эффективного использования навыков и умений, которыми овладели дети за период коррекционного обучения.

Апрель – май

12.

Проведение совместных тематических развлечений и итоговых открытых занятий для родителей и учителей начальных классов

В течение года

13.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя.

В течение года

14.

Взаимообмен результатами диагностики речевого и музыкального  развития детей логопедических групп.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов, музыкальных руководителей и родителей при проведении праздников в ДОУ

В статье описано, как важно музыкальному руководителю и воспитателям найти «золотую середину» между самостоятельной активностью детей  и педагогически организованным досугом....

Взаимодействия с музыкальным руководителем

Взаимодействия с музыкальным руководителем...

Взаимодействия с музыкальным руководителем

Взаимодействия с музыкальным руководителем...

"Роль взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и воспитателя по ИЗО в художественно - эстетическом развитии детей"

В каждом детском саду должна быть построена работа по взаимодействию педагогов ДОУ между собой. Так как одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех образовательных областей то, след...

Взаимодействие педагога (музыкального руководителя) С родителями.

Формы работы с родителями.Человек овладевает музыкальной культурой в течении всей своей жизни. Важнейшим этапом этого процесса является дошкольное детство. Однако успех в формировании музыкально-эстет...

Взаимодействие работы музыкального руководителя с родителями

методические рекомендации в работе с родителями...