Консультации учителя - логопеда для родителей в подготовительной к школе группе.
консультация (подготовительная группа)

Лобарева Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

 1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).  На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие -зелёным.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Материал подготовлен учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источников: Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.



Предварительный просмотр:

«Развитие графомоторных навыков у детей»

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее справиться с письмом.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Очень важно поставить руку, подготовить её к работе.

В возрасте 6-7 лет для развития графического навыка следует использовать:

- графический диктант;

- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

- рисование по точкам, контурам, клеточкам;

- штриховки с различными направлениями движения руки, силуэтные штриховки.

Развитию мелкой моторики рук помогают:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения на освоение предметных действий.

Выполняя различные виды заданий. Ребёнок приобретает опыт графических движений. Важно сразу обучать ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

В 6-7 лет ребёнок умеет выполнять следующие виды штриховки:

  1. Прямые вертикальные (сверху вниз); 2.  Горизонтальные (слева направо);  3. Наклонные;  4. «клубочками» (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити); 5. Полукругами (чешуя у рыбы, черепица у крыши);

 6. Крупными петельками;

Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребёнком обеспечат правильное и красивое письмо.

Помните! Регулярные занятия родителей с ребёнком дома по развитию графомоторных навыков обеспечат правильное и красивое письмо в будущем.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!

Материал подготовлен учителем  - логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источников: nsportal.ru / infourok.ru

Приемы  развития графического навыка детей:

https://i.pinimg.com/originals/ca/19/20/ca192031c7098ad58e904b6fa25a03e6.jpg

https://botana.biz/prepod/_bloks/pic/fkfw8zw-006.png

https://aleksandra-semenova-krgora-ds21.edumsko.ru/uploads/36100/36066/section/787921/kukla-diktant.png

https://veronikaa.ru/wp-content/uploads/2018/12/akademia_malysha_tochka_za_tochkoi_do_20_2.jpg

https://veronikaa.ru/wp-content/uploads/2018/12/akademia_malysha_tochka_za_tochkoi_do_20_2.jpg

http://edu.raskraski.link/uploads/2/6/2/Shtrihovki-dlya-detey-belka-zayats-ezhik-s-yablokom_2629.jpg



Предварительный просмотр:

«Правила деления слов на слоги»https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0adf/00006c86-ecf75dc5/hello_html_m6e0cb65b.png

В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

1.Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

 Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:

  1. Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться.
  2. Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове хлопать в ладоши.
  3. Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог.
  4. Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка), который по нраву вашему ребёнку.

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Е.В.

из источника: schools.by



Предварительный просмотр:

«Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР»

В настоящее время наиболее часто встречающийся речевой диагноз у дошкольников - общее недоразвитие речи, что говорит о недоразвитии всех систем речи, в том числе и фонематической системы, полноценное развитее которой служит основой для обучения чтению и письму.

Дисграфия - это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы с логопедом.

При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее:

- какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;

- сколько всего звуков в слове;

- какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);

- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.

Отсутствие данных умений у ребёнка, поступающего в школу, является предпосылкой для возникновения у него, во время школьного обучения, дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза. Единственно правильный путь "борьбы" с данной формой речевой патологии – выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте.

Работа по формированию фонематических процессов ведётся в следующей последовательности:

I этап. Формирование фонематического слуха.

Развитие навыка узнавания неречевых звуков;

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

Различение слов близких по звуковому составу;

Дифференциация фонем;

Дифференциация слогов.

II этап. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Определение порядка звуков в слове;

Выделение отдельных звуков из состава слова;

Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

Построение моделей (схем) слов.

«Игры и упражнения для устранения  предпосылок дисграфии»

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Взрослый произносит звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой, как только он услышит гласный звук.

«Мячик поймал, звук назвал»

Взрослый бросает мяч, называя слово, ребёнку необходимо назвать первый или последний звук в слове (в зависимости от задания) и вернуть мяч логопеду.

«Сигнальщики»

Взрослый произносит слова, ребёнок показывает зелёный сигнал, если слышит заданный твёрдый звук и зелёный, если мягкий.

«Подари картинки»

Ребёнку даётся задание раздать картинки в названии которых есть любимые звуки персонажей.

(Н. р. - Лошадке со звуком «Л», Рычалке со звуком «Р»).

«Отправь картинки в путешествие»

Ребёнок располагает картинки в вагонах паровозика в зависимости от позиции заданного звука в слове. Если звук стоит в начале слова – то картинка помещается в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в последний.

«Собери ромашку»

Ребёнку необходимо собрать лепесточки для цветка, но только те, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук.

«Собери яблоки в корзину»

Ребёнку необходимо положить в корзину только те яблоки, на которых есть картинки в названии которых есть заданный звук.

«Построй дом»

Ребёнку предлагается построить из кубиков дом, но для постройки выбирать только те кубики, на которых картинки в названии которых есть необходимый звук.

«Наряди ёлочку»

Ребёнку предлагается нарядить ёлочку, выбирая украшения с заданным звуком.

«Рыбалка»

Ребёнок ловит только тех рыбок на которых есть картинки в названии которых есть нужный звук.

«Рассели картинки»

Ребёнок располагает картинки в зависимости от позиции заданного звука в слове.

«Замок звуков».

Ребёнок расселяет картинки в башни замка в зависимости от того какой гласный звук он слышит в названии картинки.

 Очень хорошо зарекомендовали себя компьютерные игры и презентации. Они помогают усилить интерес ребёнка к занятиям, разнообразить их и сделать более современными.

Материал подготовлен учителем  - логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источников: pandia.ru



Предварительный просмотр:

Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по- разному: быстро или медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Достигается это благодаря  просодической стороне речи.

      ПРОСОДИКА – это интонационно-выразительная окраска речи. Она выполняет важную роль в общении – позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, чувства, отношения.

       Нарушения  просодической стороны речи влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску. Смазанная, невнятная речь не даёт возможности для формирования слухового восприятия и контроля.

Развитие мелодико-интонационной стороны речи при помощи упражнений, развивающих модуляции, тембр, диапазон голоса. Интонация проявляется в мелодическом, силовом и тембральном звучании голоса, а также в ритмико-темповой организации речи.

Интонация придает речи эмоциональную окраску при помощи эмоциональных и волевых интонаций - вопроса, утверждения, восклицания, удивления, изумления, повеления, убеждения, приглашения, просьбы, угрозы. А так же, интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций - повествования, перечисления, выделения ударных слов, пауз, изменения темпа речи. Человеческая речь обладает бесконечным разнообразием интонаций, что достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса. Поэтому различные интонации оказывают многообразное воздействие на слушателя.

Некоторые люди говорят медленно, громко или отчетливо от природы. Когда эти люди изменяют свои обычные голосовые характеристики, они передают какую-то дополнительную информацию.

Вот основные голосовые характеристики:

1. Ударение – повышение или понижение голоса для передачи смысловых оттенков высказывания. Усиление на одном из слов высказывания (логическое или фразовое ударение) определяет смысл всего предложения (например, «сестра подарила ему книгу», логическое ударение, падая на разные слова, придает следующие оттенки данному высказыванию

— «сестра (не брат) подарил ему книгу», «сестра подарила (не отобрала) ему книгу», «сестра подарила ему (не другому)

книгу», «сестра подарила ему книгу (не что-либо другое)» и т. п.

2. Ритм — течение, темп и движение голоса. В основе ритмики человеческой речи лежит его природный ритм, который характеризует деятельность организма и в частности дыхание. Насколько процесс дыхания ритмичен, настолько ритмична и человеческая речь.

3. Высота тона — натяжение или расслабление голосовых связок (например, нервный смех); высокий или низкий звук.

4. Громкость — степень громкости или интенсивности голоса.

5. Чистота — четкость артикуляции и выговаривания слов (дикции).

Высота, громкость голоса, его тембр - общие ритмико-интонационные стороны речи.

Экстралингвистикой называют включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

Речь без интонации абсолютно невозможна, интонация выражает психо-эмоциональный фон человека в момент произнесения слов и является незаменимым средством самовыражения, ибо даже некоторые средства словесности (такие как ирония например) потеряли всякий шанс на существование. Коммуникативность и эмоциональность интонации делает ее незаменимым инструментом в невербальном общении, оправдывая поговорку о том, что важно не то, что ты произнес, а то, как ты это сделал.

Речевая интонация имеет  очень сложную структуру различных голосовых инструментов, сочетающихся между собой во время произнесения словесных конструкций, которые человек сам субъективно и чаще всего неосознанно выбирает, выражая тем самым своё внутреннее отношение к произносимым словам или же к собеседнику, поэтому ее роль в системе коммуникаций между людьми очень велика, однако трудна в изучении. Интонационные колебания сложно классифицировать, ее особенности различны в разных языковых средах, однако люди без труда распознают по ней психические состояния собеседников, будто в подсознании у них есть невидимые подсказки. Безусловно, это помогает посылать и получать колоссальные потоки информации, значимость которых можно оценить, сравнив устную речь с той же, но записанной на бумаге.

Управляя интонацией голоса, возможно, контролировать треть доносимой вами информации до слушателей, что не может не пригодиться в жизни каждого человека.

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Е.В. из источника: интернет  



Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d48/00152f6f-0921d07c/hello_html_m146d2fd4.jpg

                               Речь не передается по наследству, ребѐнок перенимает речь от окружающих.

           

Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре со своим ребенком  следили за своим произношением,  говорили с ним не торопясь, чѐтко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном.

                 Обязательно учитывать, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими.

Если дома говорят громко, торопливо, раздражѐнным тоном, то и речь ребѐнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей.

Нельзя «подстраиваться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова. Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя ругать ребенка за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Е.В.

из источника: detkin-club.ru  

                   

 



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного

произношения. Старайтесь как можно чаще, побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное

произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте

следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и

поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

«СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).

«МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его

просьбы, которые он произнесет без ошибок.

«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым

звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Е.В.



Предварительный просмотр:

Разберем на примере слова: ЛИСА.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=812a12dade0139eeeb2ea73d9252cdfe&n=13

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0f73/00089af2-243ec8ca/img46.jpg

«КРАЙНИЕ ЗВУКИ»

Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа.

Ход игры: дети должны придумать слова, звучание которых начинается (заканчивается) на заданный звук. Слова предлагается подбирать на определенные лексические темы (одежда, обувь, части тела и лица и др.).

 «ДЕЖУРНЫЙ ЗВУК

Цель: развивать фонематические представления

Ход игры: взрослый  произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому не начисляются очки. Слова предлагается придумывать на заданную лексическую тему.                                   

 «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ»

Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.

Пособия: звуковая линейка.

Ход игры: предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и  на звуковой линейке, сколько в нем звуков . Примерные лексические темы - мебель, транспорт, фрукты, цветы.

«ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ»

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры: каждый участник получает цветной карандаш и придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета, или на звук, который обозначается данным цветом (синий - твердые согласные, зеленый - мягкие согласные, красный - гласные).

«ОБРАЗУЙ» Цель: учить образовать прилагательные от существительных. Ход игры: шелк – шелковистый, лиса – лисья, мужчина – мужской.

«ГНОМЫ И ВЕЛИКАНЫ» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Ход игры:  халат – халатик, пальто – пальтишко, куртка – курточка, платье – платьице, кофта – кофточка.

«НАЗОВИ КАКОЙ ДОМ?» Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного. Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом; из бетона – из пластмассы -из бумаги -из камня - из металла -изо льда и тд.

«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Мячик лежит на письменном столе. Мячик упал со стола. Мячик закатился под стол. Я достал мячик из – под стола. Мячик лежит в ящике стола. Я достал мячик из ящика стола. и тд.

«ПОЧЕМУЧКИНЫ ВОПРОСЫ» Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Почему птицы улетают на юг? 2. Почему наступает зима? 3. Почему ночью темно? 4. Почему зимой нельзя ку​паться в реке? 5. Почему летом жарко?

«ПОТОМУ ЧТО…» Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры: Рассуждения и ответы на вопросы: «Я мою руки потому, что…» – Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни. Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос» Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.– Объясни, почему кошка недовольна?

«ОПИШИ ИГРУШКУ» Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=213f64420b489f195fdc9d2de47cdf09&n=13

Материал подготовлен: Лобаревой Е.В

учителем – логопедом: из источников: infourok.ru; multiurok.ru; nsportal.ru.

Готовим руку к письму

Ребенок старшего дошкольного возраста, который идет в школу, должен хорошо владеть такими принадлежностями как карандаш, ручка, ножницы, фломастеры и т.п.

    К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации процесса письма.

1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке.

2. Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

- Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка;

 - Свет при письме падает слева;

 - Сидим прямо;

 - Ноги вместе;

- Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см;

-  Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;

-  Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди;

 - Оба локтя лежат на столе.

Упражнения на укрепление мышц руки

-  Закрашивание;

-  Штриховка;

- Срисовывание различных графических образов.

 - Выполнение пальчиковой гимнастики.

 «Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

- Обводка по контуру фигур различной сложности.

https://i.pinimg.com/736x/d7/2d/a1/d72da132dd50909ab33e22a51bab5c20--crossword-puzzle.jpg

Составление синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

  1. Мяч
  2. Круглый, резиновый.
  3. Катится, отпрыгивает, летит.
  4. Я играю резиновым мячом.
  5. Игрушка

Звуковой анализ слова.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам. Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные,

то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу],

«е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях:

 - в начале слова (яма, юла);

 - после гласного звука (маяк, заюшка);

 - после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь,

так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

https://myslide.ru/documents_2/cc56f91f07d4bb9fa30b8adacfc2c57c/img2.jpg



Предварительный просмотр:

Для того чтобы ваш ребенок чувствовал себя в школе комфортно, не испытывал особых затруднений в общении со сверстниками и взрослыми, у него должна быть достаточно сформирована и развита речь.

Приведенные ниже упражнения помогут вам в этом.

«Назови слова»

Играть  можно всей семьей или с друзьями детей. Сидя кругом, выбирают букву, предположим, а игрокам надо назвать предметы на букву «О»: окно, очки, орел и тд. Выигрывает тот, кто сказал последнее слово.

«Рассказ наоборот»

Игра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем. Ребенку читается короткая история, которую он должен рассказать наоборот. Например, исходный текст: "Был ясный солнечный день. Небо было чистое, голубое. Во дворе играли дети. По травке весело прыгали воробьи". Ребенок должен пересказать текст, например, так: "Был темный хмурый день. Небо было серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже воробьи и те куда-то попрятались".

 «Кто назовет больше» Детям предлагают назвать как можно больше слов, относящихся к определенной категории. Взрослый бросает мяч – ребенок называет слово.

«Сколько предметов» Показываем картинки с разным количеством предметов. Дошкольник считает их, называя числительные в паре с существительным (один помидор – два помидора, три помидора и т. д.).

«Один и много»

Взрослый называет один предмет, а ребенок много. (Пример:  стол – столы,  шапка – шапки.)

 «Закончи сам»

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

 «Если бы...»

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Е.В.

из источника: logopediacentr.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

https://sun9-15.userapi.com/impf/c845017/v845017961/6ba0d/JUIw2exhO1I.jpg?size=1024x767&quality=96&sign=58b86081f6351e31ace3689c7f9ca5f5&c_uniq_tag=fLuZlSyfojsSDgic1sw0DdixXaLyiOnB7TeNKgxcyi8&type=album

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источника интернет.

  • «Мяч»

Здравствуй мячик интересный

(перекладываем мячик с одной руки в другую)

Для ребяток ты полезный

Мы с тобой хотим поиграть,

(катаем мячик между ладоней)

Свои ручки развивать.

Мы сожмем тебя немножко

(сжимаем мячик в руках)

И тихонько разожмем

А потом тебя подбросим, (подбрасываем и ловим мячик)

И тихонечко потрем.

  • «Мы колечки надеваем»

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем.

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров, ты пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

(массировать и закреплять названия пальцев)

  •  « Мой веселый мячик»

Прыгал мячик по дорожке,

(катаем мячик между ладоней)

И попал в мои ладошки,

(Спрятали мячик в ладошках)

Будем мы с тобой играть, (перекладываем с одной руки в другую)

Мои ручки развивать.

Здравствуй мячик желтый бок,

(перекладываем мячик с одной ладошки в другую)

Кругленький как колобок.

Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)

Отдохни на них немножко.

Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках)

Покатаю, покручу,

А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)

Прыгай дальше колобок.

«Истоки способностей ребёнка находятся на кончиках его пальцев» В.А Сухомлинский

 Учёные доказали, что действительно на руках человека находятся биологически активные точки, которые положительным образом влияют на кору головного мозга, а именно на «речевые зоны». Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития.

 «Кинезиологические упражнения»

  • «Кольцо» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.
  • «Фонарики» - ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем.

«Мы фонарики зажжем,

В детский сад с тобой пойдем»

  • «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
  • «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
  • «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе.

Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

  • «Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе).

Су-джок – это самомассаж, он полезен и интересен детям. Дошколята с удовольствием катают между ладонями колючие шарики, надевают на пальцы кольца-пружинки, становятся ступнями на колючий коврик «травку».

  • 1,2,3,4,5  – вышли пальцы погулять.

Этот палец самый сильный, толстый и большой,Хочу такой сайт

Этот палец для того, чтоб показывать его,

Этот пальчик самый длинный, и стоит посередине,

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик маленький, но зато удаленький.

  • «Крючочки»

Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепился.

Буду шарик поднимать.

Свои пальцы обучать.

(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать.)

  • «Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю. Ловкость пальцев проверяю. Ты колючий шарик мой. Подружись сейчас со мной.

(Шарик на ладони катать каждым пальчиком.)

  • «Шарик»

Шарик я открыть Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.)

  • «Пинцет»

Дружат пальчики, не тужат

Им пинцет очень нужен.

Эй, кто ловкий, не зевай

Пинцетом шарик поднимай.

(Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой.)

  • «Ловкие пальчики»

Я вам шарик покажу.

Двумя пальцами держу.

(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.)

  • «Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж,

Посильнее разотрём,

И к другому перейдём.

(прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке)



Предварительный просмотр:

Звуковой  анализ слов.

Алгоритм звукового анализа слов.

  1. Произнеси слово и послушай его.        
  2. Подели слово на слоги. Сколько слогов в слове?
  3. Произнеси слово так, чтобы выделить каждый  звук в слове,
  4. Назови первый звук, дай характеристику звуку. Обозначь звук нужной фишкой.
  5. Назови второй звук, дай  характеристику звуку. Обозначь звук нужной фишкой.        

И  так с каждым звуком данного слова.

  1. «Прочитай» слово по полученной звуковой модели.
  2. Назови сколько звуков в слове?
  3. Назови первый звук.
  4. Назови последний звук.
  5. Назови третий звук.
  6. Какой звук громче всего произносим?
  7. Закончили.

Игра «Звуковичок»

ЛОСЬ = СКЗ.

Животные картинки для детей | Картинки домашних животных, Животные, Дикие  животные

П: Назови слово.

Р: Лось.

П: Раздели слово на слоги.

Р: ЛОСЬ. В слове лось 1 слог.

П: Назови первый звук.

Р: В слове лось первый звук [Л], согласный, твердый, обозначаем синим цветом.

П: Назови второй звук.

Р: В слове лось второй звук [О], гласный, обозначаем красным цветом.

П:  Назови третий звук.

Р: В слове лось третий звук [Сь], согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

П: Прочитай, что получилось.

Р: Лось.

П: Сколько всего звуков в слове Лось.

Р: В слове лось три звука. 1гласный и 2 согласных.

П: Назови первый звук.

Р: звук [Л]

П: Назови последний звук.

Р: Звук [Сь]

П: Какой звук громче всего произносим?

Р: Звук [О]

П: Закончили, отодвинули контейнеры.

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной.



Предварительный просмотр:

«Правила ЗВУКОВИЧКА»

Уважаемые родители, помните:  Существуют понятия «буква» и «звук».

Звуки – мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

 Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки

Согласные звуки

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть:

А У О И Э Ы

Гласных букв десять:

А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Обозначаются  на схеме красным цветом -

Твёрдые звуки

 обозначаются на схемах:

синим цветом-          

                             

        

Мягкие  звуки

 обозначаются на схемах:

зелёным цветом-                                      

Всегда

твёрдые  согласные:

 Ж, Ш, Ц.

Всегда

мягкие согласные:

Й, Ч, Щ.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки:

 Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

https://storage.yandexcloud.net/x-ke/legacy/files/files/topolyok-kir2/group/190/logos/bd7c45a11b773c979fa417bc7337fad2.png

На схеме глухие звуки обозначаем перечеркнутым колокольчиком.

Глухие звуки:

К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

https://storage.yandexcloud.net/x-ke/legacy/files/files/topolyok-kir2/group/190/logos/bd7c45a11b773c979fa417bc7337fad2.png

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...

Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

Перспективное  планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...

Годовой план учителя -логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

в годовом плане освещена организационная работа, коррекционная работа, диагностическая работа, работа с родителями, информационно-просветительская работа, мероприятия направленные на повышен...

годовой план работы учителя - логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 станицы  Копанской муниципального образования Ейский район...

Годовой план работы учителя – логопеда в подготовительной к школе группе детей с тяжёлыми нарушениями речи

Структура и содержание плана работы учителя-логопеда на учебный год определяется коррекционной образовательной программой и конкретизируется на основе обобщения и анализа индивидульных коррекционнызх ...