Методическая разработка игр "Использование и закрепление предлогов в речи детей"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ловкова Светлана Геннадьевна

Работа над предлогами в системе коррекционно-развивающих занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlogi.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Игры на использование и  закрепление предлогов в речи.

У подавляющего большинства детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета. В ходе коррекционной работы приходится сталкиваться с тем, что дети испытывают определенные затруднения при выполнении речевых упражнений, не всегда хорошо усваивают лексику; познавательные интересы, самоконтроль и самооценка у них на низком уровне. Преодолеть эти трудности и придать привлекательность занятиям помогают речевые игры. Особенность игровой деятельности в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности. В игре дети не только легче овладевают навыками мыслительной деятельности, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения других. Дети привыкают к тому, что каждое предполагаемое логопедом задание таит в себе какую-то «хитрость», «фокус», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности.

          Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

  Игра «Чудо день»

Цели:

  1. Учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше;
  2. Использовать в речи предлоги для составления предложений: над, под, на, в.

Оборудование: настенное панно – дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках.

Педагог предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов, цветка, используя пространственные предлоги и наречения.

Вопросы:

  • Сколько гусениц с левой стороны дерева, сколько с правой?
  • Сколько гусениц ползёт вверх, а сколько вниз?
  • Где находятся облако, цветок по отношению к дереву?
  • Усложнение. Что изменилось на дереве? Сделай, как было.

 

 Игра «Теремок»

Цели:

1.Учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;

2.Отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование: картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.

Педагог предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под белочкой?»

 

Игра «Заселите домики»

Цели:

1.Уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Логопед предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.

 

Игра «Маленькие слова в гостях у Мухомора»

Цели:

1.Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;

2.Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;

3.Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Логопед предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо- грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.

 

Игра «Прятки»

Цели:

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать последние в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной полянке; схемы предлогов.

Воспитатель вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети отыскивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

  • Кто спрятался выше всех?
  • Кто ближе к нам?

Игра «Зашифрованное письмо»

Цель:

Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений.

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Логопед предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (мышка - схема предлога из-за – шкаф); ребёнок составляет предложение: «Мышка выглядывает из-за шкафа». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.

Список литературы:

1.Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей: учебно-методическое пособие / Е.В. Новикова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

2. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группе / О.С. Яцель. – М.: Гном и Д, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

Методическая разработка для педагогов и родителей "Развитие речи детей"

Педагогом подобран материал для обучения детей рассказыванию.Поэтические строки о русской природе призваны пробудить у ребят любовь к выразительному слову, чувство языка....

Методическая разработка для педагогов и родителей "Развитие речи детей. Весна."

Педагогом подобран дидактический материал по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию. Поэтические строки о русской природе призваны пробудить у ребят любовь к выразительному слову, чувство я...

Учебно - методическая разработка презентация для родителей "Особенности развития речи детей раннего возраста"

Учебно - методическая разработка  презентация для родителей "Особенности развития речи детей раннего возраста"...

Методическая разработка "Игры на закрепление предлогов"

У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нём. У них возникают трудности в определении сторон пространства...

Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуля...

Методическая разработка Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...