"Динамические паузы в логопедической работе"
методическая разработка по логопедии

Исмагилова Гульфия Ильдаровна

Здравствуйте коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли. Тема, с которой я хочу с вами поделиться «Динамические паузы в логопедической работе», которые вы так же сможете применить в своей работе.

          Динамическая пауза, или как ее еще называют физминутка, - это короткая разминка среди занятия. Если педагогу необходимо снять накопившееся у детей утомление, привлечь внимание детей и повысить их работоспособность, то стоит, а иногда и вовсе необходимо, провести небольшую динамическую паузу.

          Динамическая пауза - это вид активного отдыха. Проводится она тогда, когда дети утомились. Признаки усталости выражаются по-разному: ребята начинают двигаться, говорить о том, что не имеет отношения к занятию, теряют интерес, внимание у них рассеивается, снижается работоспособность, затрудняются процессы запоминания и мышления.

     Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;
  5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
  7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
  8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;
  9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

          Всем известно, что ребенок развивается в движении, а с развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому в процессе образовательной деятельности я использую динамические паузы, пальчиковые и подвижные игры.
          Во время проведения динамических пауз происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с нарушениями речи.

          Вашему вниманию предлагаю динамические паузы, предназначенные для детей дошкольного возраста, которые развивают мелкую и общую моторику, координацию движений, зрительную и речеслуховую память, общее и произвольное внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_dinamicheskie_pauzy_v_rabote_logopeda.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №76» города ТЮМЕНИ.

«Динамические паузы в логопедической работе»

Подготовила:

Учитель-логопед

dscitq квалификационной категории

Исмагилова Гульфия Ильдаровна

Тюмень, 2020г.

        Здравствуйте коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли. Тема, с которой я хочу с вами поделиться «Динамические паузы в логопедической работе», которые вы так же сможете применить в своей работе.

        Динамическая пауза, или как ее еще называют физминутка, - это короткая разминка среди занятия. Если педагогу необходимо снять накопившееся у детей утомление, привлечь внимание детей и повысить их работоспособность, то стоит, а иногда и вовсе необходимо, провести небольшую динамическую паузу.

        Динамическая пауза - это вид активного отдыха. Проводится она тогда, когда дети утомились. Признаки усталости выражаются по-разному: ребята начинают двигаться, говорить о том, что не имеет отношения к занятию, теряют интерес, внимание у них рассеивается, снижается работоспособность, затрудняются процессы запоминания и мышления.

     Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;
  5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
  7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
  8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;
  9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

        Всем известно, что ребенок развивается в движении, а с развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому в процессе образовательной деятельности я использую динамические паузы, пальчиковые и подвижные игры.
        Во время проведения динамических пауз происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с нарушениями речи.

        Вашему вниманию предлагаю динамические паузы, предназначенные для детей дошкольного возраста, которые развивают мелкую и общую моторику, координацию движений, зрительную и речеслуховую память, общее и произвольное внимание.

        Начнем мы с вами с разминки для пальчиков с массажным мячом.

Гладь мои ладошки еж, ты колючий, ну и что ж

Я хочу с тобой поладить, я хочу тебя погладить.

***********

Мячик мы массажный взяли и в ладошках покатали.
Он – колючий, словно ёжик, двух касается ладошек.
Вверх и вниз, и вправо влево катим, мячик мы умело.
Чтобы пальчики размять, будем мы его сжимать.
Каждый пальчик разминаем, в кулачок потом сжимаем.

        Следующая динамическая пауза, без которой не обходится не одно занятие - это гимнастика для глаз.

        Вашему вниманию предлагаю плакат-схему. На ней стрелками показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнений: вверх-вниз, влево- вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории "восьмерки", Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 –коричневый, № 3- красный, № 4- голубой, № 5- зеленый. Упражнения выполняются только стоя. Так же есть специальная папка для зрительной гимнастики, плакаты раздаются каждому ребенку (демонстрация папки).

        Физкультминутки - динамические паузы, проводимые на занятиях, состоящие из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Физминутки помогают расслабиться, улучшить кровообращение, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему. Обычно физкультурные паузы проводятся в течение 1-2 минут, во время занятия.

        Обычно я использую стихотворные физминутки. Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, следует предложить им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т. д.

Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп хлоп, 

Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,

Мы руки все подняли

И дружно опустили.

И сели все в волшебный самолёт, (руки, согнутые в локтях, перед грудью)

Завели мотор - Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)

Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

Полетели

        Подвижные игры в логопедической работе условно можно разделить на три группы:

1) подвижные игры, способствующие развитию фонематического слуха, звукового анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте.

2) игры, направленные на формирование грамматического строя речи.

3) подвижные игры, обогащающие словарь детей.

        На своих занятиях активно использую мяч. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей. Любую игру с мячом легко можно адаптировать к изучаемой лексической теме.

1. «Большой мяч». Цель: активизировать глагольный словарь. Дети встают в круг. Я называю слово и кидаю кому-то из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный мной. (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит).

Аналогичную игру можно провести, подбирая к словам-предметам слова-признаки и наоборот.

2. «Мяч бросай — животных называй!» Цель: активизировать словарь по данной теме. Можно выбрать любое другое обобщающее понятие. Называю выбранную им категорию (мебель, посуда, птицы., дети должны, перебрасывая мяч, называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

3. «Скажи наоборот!» Цель: закрепление правильного употребления в речи антонимов. Называю слово (например, широкий) и кидаю мяч одному из детей. Ребенок должен назвать слово, противоположное по смыслу (узкий).

4. «Звуковая цепочка». Цель: закрепление навыков звукового анализа. Вместе с детьми стою в кругу и кидаю мяч одному из детей и произношу слово. Ребенок должен придумать слово, начинающееся на последний звук названного слова и кинуть мяч другому ребенку.

5. «Подружи звуки!» Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза. Бросаю мяч ребенку и произношу отдельные звуки (к, м, а, ребенку, поймавшему мяч, нужно поставить звуки в нужной последовательности и произнести получившееся слово (мак) .

6. «Конец слова — за тобой!» Цель: закрепление навыков слогового анализа. Кидает мяч ребенку и произношу начальный слог слова, ребенок должен добавить слог, чтобы получилось слово (ро-за, Ро- ма, ро-ща).

Аналогичные задания можно выполнять и кубиками.

1. «Умный кубик». Цель: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков. Дети встают в круг. Бросаю или передаю ребенку синий кубик, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (полка). Если зеленый кубик, ребенок называет слово с мягким звуком (пила) .

Также предлагаю игры без использования мяча:

1. «Найди себе пару!» Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком. Используются парные картинки (удочка — уточка, коза — коса, мишка — миска.) Дети стоят напротив друг друга. В руках у детей картинки. По сигналу дети начинают двигаться навстречу друг другу. По другому сигналу дети находят себе пару (картинку, сходную по звучанию) и озвучивают картинки.

2. «Кто скорее принесет предметы!» Цель: учить дифференцировать звонкие и глухие звуки. Понадобятся три стола, игрушки. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Напротив, на другой стороне группы — два пустых стола. По сигналу «Раз, два, три — беги!» команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, дети другой — на глухие звуки.

3. «Покажи, отгадай и повтори!» Цель: активизировать словарь по заданной теме, развивать моторику, учить согласовывать движение и речь. Дети встают в круг, выбирается ведущий, он загадывает профессию (либо какой-то фрукт, посуду, но не называет ее, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать. Тот ребенок, кто первый отгадал, становится ведущим.

        Развитие речи, тесно связано с развитием движений. Поэтому очень важна правильная организация двигательной активности на занятиях.

        Также на моих занятиях я провожу релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц.

1. Слегка откинуть голову назад, напрячь  мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.

2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.

5. На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.

7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.

8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.

10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.

        Спасибо коллеги, что принимали активное участие! В завершении я хочу вам раздать картотеки для игры с мячом на развитие речевых навыков «Мяч и речь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамические паузы в логопедической работе

Подборка динамическх упражнений  на все звуки родного языка...

Консультация для воспитателей (из опыта работы) «Использование динамических пауз и физкультминуток в организованной образовательной деятельности с детьми средней группы»

В работе представлен практический и теоритический материал по использованию динамических пауз и физкультминуток в средней группе....

Использование физкультминуток и динамических пауз в работе с детьми

Доклад из опыта работы,  19.04.2012 P.S.   Данные восстановлены с сайта   dou654@edusite.ru...

«Динамические паузы в профилактике дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы»

Предлагаемые  динамические паузы  способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических...

Динамические паузы, физкультминутки как средство оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с использованием ИКТ

Воспитатели большое внимание уделяют оздоровительной работе с детьми, как на занятиях, так и в игровой деятельности.  Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень вели...

Доклад на тему "Использование логопедических физкультминуток и динамических пауз на занятиях в ДОУ"

В каждом ребёнке  таится заложенная с рождения неуёмная потребность в движении. В младенчестве хаотичные движения руками и ногами, к 8-9 месяцам ходьба, начиная с года потребность в более активно...

КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР

КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР...