Методическая разработка "Особенности обучения детей с РАС"
статья по логопедии

Антоненкова Наталья Валерьевна

Все дети с расстройствами аутистического спектра могут учится; при этом необходимо учитывать, что часто их образовательные потребности существенно отличаются от потребностей типичных сверстников. Для успешной инклюзии в образовательную среду и полноценного участия в жизни общества детям с РАС необходима индивидуализированная программа поддержки и обучения, адаптируемая к их персональным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_detey_s_ras.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с РАС

Все дети с расстройствами аутистического спектра могут учится; при этом необходимо учитывать, что часто их образовательные потребности существенно отличаются от потребностей типичных сверстников. Для успешной инклюзии в образовательную среду и полноценного участия в жизни общества детям с РАС необходима индивидуализированная программа поддержки и обучения, адаптируемая к их персональным особенностям.

Основные составляющие успеха

На сегодняшний день не существует медицинских способов «лечения» аутизма, но есть эффективные программы обучения и адаптации детей с РАС. Залог их успеха – направленность на развитие социального взаимодействия и коммуникации. Как правило, программы являются результативными, если они:

  • направлены на развитие социальной коммуникации и взаимодействия;
  • основаны на прикладном анализе поведения;
  • применяются в естественной среде;
  • используют позитивное подкрепление.

Исследования показывают, что рано начатые поведенческие программы помощи, в которых участвует семья ребенка с РАС, демонстрируют превосходные результаты.

Инклюзия на первом месте

Сегодня любой ребенок с особенностями развития имеет право на инклюзивное образование, подразумевающее общение с типично развивающимися сверстниками.

Основной залог успеха инклюзивного образования для детей с РАС – многовариантность удовлетворения разных образовательных потребностей, возможность перехода из одних образовательных условий в другие по мере развития ребенка.

Важно, чтобы дети были вместе! После окончания школы ребенок с нарушениями развития будет жить среди обычных людей, а не в специально организованной группе. Люди с особыми потребностями – прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у других людей: жить в семье, учиться, дружить, ходить в кафе, играть на детской площадке. Необходимо работать над развитием доступной среды, под которой следует понимать не только комфортабельное пространство (лифт, пандус и т.д.), но и отсутствие предубеждений и барьеров в отношении к людям с ментальными особенностями.

Сильные стороны людей с РАС

Родители и педагоги, работающие с детьми с РАС, знают их сильные стороны, многие из которых помогают добиваться успехов. Это:

  • способность хорошо воспринимать конкретные понятия, правила и последовательности;
  • наличие развитой долговременной памяти;
  • математические способности;
  • навыки работы с компьютерной техникой;
  • навыки визуального мышления;
  • чтение, начиная с раннего возраста;
  • честность (иногда чрезмерная);
  • предельная концентрация (при выполнении нравящейся ребенку работы);
  • навыки ориентации в пространстве

У людей с РАС могут проявляться разные интересы и способности. Это помогает им в учебе, дальнейшем трудоустройстве и выборе хобби.

Поведенческие подходы лежат в основе

 любой успешной программы

Наиболее эффективными на сегодняшний день считаются программы, которые основаны на анализе поведения, непосредственной работе с ребенком, обучении сотрудников детских садов и школ и вовлечении родителей. Дети с аутизмом очень разные, поэтому программа помощи должна основываться на учете сильных и слабых сторон ребенка. Программа помощи должна быть интенсивной и постоянной, «курсовой» подход имеет достаточно низкую эффективность.

Мотивация и поощрение

Мотивация является важнейшей составляющей обучения для любого ребенка. Всем детям ставят оценки и хвалят за успехи. Но для многих детей с расстройствами аутистического спектра социальная похвала или абстрактное поощрение не всегда являются эффективными. Поэтому успешная программа обучения должна включать в себя оценку мотивации и разработку индивидуального плана: когда и за что ребенок получает поощрения.

Социальное взаимодействие

Трудности с развитием социальных навыков относятся к области ключевых дефицитов у детей и взрослых с РАС. Несмотря на имеющиеся трудности, дети с РАС так же, как и их сверстники, нуждаются в друзьях и общении. Поэтому программа работы должна быть направлена на помощь ребенку с аутизмом в развитии социальных навыков, общения и игры с сверстниками. Нужно обучать тому, как вступать в диалог, играть с соблюдением определенных правил, отказываться от того, что неприятно, и т.д.

Коммуникация – основа развития ребенка

Одним из важнейших ключевых дефицитов человека с РАС, с которым часто приходиться работать педагогам, являются трудности в развитии коммуникации, языка и речи. Некоторые дети с аутизмом начинают говорить рано, но их речь не всегда несет направленный, коммуникативный характер; другие совсем не пользуются вербальной речью.

Цель программы, с одной стороны, научить ребенка использовать коммуникацию, начиная с самых ранних этапов развития, с другой – предоставить эффективный способ соглашаться или отказываться, выражать желания и потребности, задавать вопросы и комментировать.

Для этого необходимо не только учить ребенка коммуникативным, языковым и речевым навыкам, но и вводить дополнительную, а в некоторых случаях и альтернативную коммуникацию.

Особенности восприятия и обработки информации

Многим детям с РАС свойственны особенности восприятия и обработки информации. К ним относятся трудности с выделением сигнала из шума, с переключением от одной активности к другой, с исполнительными функциями и планированием. Они также лучше усваивают информацию при наличии визуальной поддержки и поддержании высокого темпа занятий для удержания внимания.

Наиболее эффективно включать в общекомандный план работы с ребенком элементы сенсорной программы, поведенческие стратегии, поиск адекватных способов коммуникации и социального взаимодействия.

Очень важно давать ребенку с особенностями время для обработки информации, не торопить его, поддерживать его инициативу. Лучше избегать использования слишком длинных фраз и идиом.

Также нужно использовать стратегии, помогающие структурировать пространство, организовать различные учебные зоны, создать зрительную поддержку, подготовить учебные материалы, индивидуальные и групповые расписания и все, что будет окружать ребенка во время его пребывания в образовательном учреждении.

Обучение без ошибок

Учебный процесс для ребенка с РАС строится исходя из необходимости обучения на основе позитивного опыта. Это помогает педагогу вовремя дать подсказку и оказать поддержку, определить необходимый уровень подсказки или физической поддержки и спланировать стратегии отхода от них. В современной учебной программе ассистент или тьютор чаще всего помогает учителю организовывать работу с группой или классом, а не с одним ребенком. Это позволяет эффективнее строить учебный процесс и снизить риска развития зависимости от поддержки.

Принцип частичного участия

Некоторым детям сложно участвовать во всех групповых активностях. Для них должна быть предусмотрена возможность участия лишь в той части занятий, где он/на могут овладеть новыми социальными навыками (это и называется «частичным участием»). Для того чтобы такое участие было успешным, необходимо подобрать вспомогательные материалы, которые заинтересуют ребенка. Если же групповая активность слишком продолжительная, используется принцип «обратных цепочек», когда ребенок присоединяется к остальным только на последнем этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""

Представлено учебное пособие: схемы составления  арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК И КОРОТКИХ РАССКАЗОВ

—Объект исследования: процесс обучения пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с отклонениями в эмоциональном развитии.—Предмет исследования: методические основы обучения дете...

Методическая разработка "Обучение детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного искусства"

Материал содержит описание основных направлений работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при обучении детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предме...

Методическая разработка: " ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ"

В своей работе я  попыталась отобразить систему работы по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, а так же сформулировать методические рекомендации по о...