Картотека
материал по логопедии

Мокшина Ольга Игоревна

Картотека пальчиковых игр, глазодвигательной гимнастики, дыхательной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Сентябрь

ЧТОБ ГЛАЗА ТВОИ ЗОРКИЕ БЫЛИ

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

Октябрь

ГЛАЗКИ ВИДЯТ ВСЕ ВОКРУГ

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Ноябрь

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз.

Второе упражнение. На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо. Повторить 8 раз.

Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два – прямо, на три – смотреть вправо,

на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.

Декабрь

ГЛАЗКИ КРЕПКО ЗАКРЫВАЕМ

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем

Январь

РУКИ ЗА СПИНУ ГОЛОВКИ НАЗАД

Руки за спинку, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

Февраль

ХУДОЖНИКИ

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

Март

СОВА И МУХА

На "раз"- широко открыть глаза.

На "два" - сильно зажмуриться. (3 раза)

Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз)

Апрель

МАЛЯРЫ

Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.

Нет забавнее игры:

Наши глазки – маляры.

(Садятся прямо и настраиваются.)

Мы заборы красим

Вверх – вниз – раз,

Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).

Наши глазки молодцы,

Работают в согласии.

(Легко моргают.)

Май

ЦИФЕРБЛАТ

Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг. Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми.

Стрелки часов, как видно, устали (1–2–3–4)

Быстрее по кругу они побежали (5–6–7–8)

И каждый из нас сейчас искренне рад (1–2–3–4)

За стрелками следом пройти циферблат! (5–6–7–8).


КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Комплекс №1

1. «Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И. п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

• куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

• какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);

• какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

• какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);

• тихое, неслышное дыхание или шумное.

2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И. п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И. п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И. и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И. п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

8. «Радуга, обними меня»

Цель: та же.

И. п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

9. Повторить 3-5 раз упражнение

Комплекс №2

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. «Подыши одной ноздрёй».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. «Ёжик».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик, с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. «Губы «трубкой».

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные

мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все

лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и

выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

4. «Ушки».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

5. «Пускаем мыльные пузыри».

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы

носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как

бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы

носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

6. «Язык «трубкой».

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык

высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все

лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы

подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз.

7. «Насос».

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом

наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как

при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и

вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник, делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

8. «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.


Комплекс №3

Цель данного комплекса: укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.

Проводится в игровой форме.

1. «Ветер на планете».

Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2.

2. «Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И. п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут: «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».

3. «На планете дышится тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

4. «Инопланетяне».

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» - отзовись!».

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И. п.: 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот,

грудную клетку.

2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

3. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Дыхательные имитационные упражнения

1. «Трубач».

Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».

Повторить 4-5 раз.

2. «Каша кипит».

Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

Повторить 1-5 раз.

3. «На турнике».

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

4. «Партизаны».

Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».

Повторять 1,5 мин.

5. «Семафор».

Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с».

Повторить 3-4 раза.


6. «Регулировщик».

Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».

Повторить 4-5 раз.

7. «Лыжник».

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».

Повторять 1,5-2 мин.


КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР (подготовительная группа)

«На базар ходили мы»

На базар ходили мы,
соединение мизинцев
Много груш там и хурмы,
соединение безымянных
Есть лимоны, апельсины,
соединение средних
Дыни, сливы, мандарины.
соединение указательных
Но купили мы арбуз –
соединение больших
Это самый вкусный груз!

Упражнение с грецким орехом.

Прокачу я свой орех

По ладоням снизу-вверх,

А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Упражнение с шишкой.

Катать шишку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

«Грибы»

На полянке – толстячок.

Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.

Белый гриб – боровичок.

Ладонь левой руки накрывается кулак правой.

А под ним, дрожа немножко,

Левая рука остаётся, правую убираем.

Подняла улитка рожки.

«Птицы перелетные»

Птицы перелетные

В стаи собираются,

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

В края теплые летят,

Сжимают пальцы рук в кулаки

До весны прощаются.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

«Воробей»

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков.

Складываем пальцы обеих рук в щепоть и «клюем» со стола воображаемых жучков и червячков.

И на юг не улетает —

Так, под крышей обитает.

Соединяем ладони с сомкнутыми пальцами и поднимаем руки вверх.

Прыг да прыг

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгиваем» обеими руками над поверхностью стола

«Есть у каждого своего дома».

У лисы в лесу глухом 

Дети загибают пальцы на руках по одному пальцу на каждое двустишие.

Есть нора — 

надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Поочередно то хлопают в ладоши,

Всем тепло, уютно в нем. 

Ударяют кулачками друг о друга.

«Машина каша»

Маша каши наварила, 

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,

Загибают по одному пальчику на левой руке.
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыпляткам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, 

Разжимают кулачок.
Все до крошки раздала.

Сдувают «крошку» с ладошки.

«Акула»

Приплывали две севрюги,

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

У них спины словно дуги.

Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Налетали с двух сторон.

Изображают, как севрюги плывут на встречу друг другу.

Ты, акула, выйди вон.

Делают толчок ладонями от груди.

«Весна»

Вот уж две недели 

(опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе).

Капают капели.

Снег на солнце тает 

(Руки ладонями вниз разведены в стороны).

И ручьём стекает. 

(Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону).

К нам Весна лишь заглянула – 

(Протягивают руки вперед)

В снег ладошку окунула (

Руки внизу, перпендикулярно корпусу)

И расцвел там нежный, 

(Руки соединяют в бутон на уровне глаз)

Маленький подснежник 

(медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»).


«На горе мы видим дом»

На горе мы видим дом 

(составленными ладонями имитируем крышу дома)
Много зелени кругом 

(разводим руки в стороны, показывая как много зелени)
Вот деревья, вот кусты 

(сжатые пальцы – деревья, расставленные – кусты)

Вот душистые цветы 

(складываем ладошки в виде чаши)
Окружает все забор 

(пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор 

(гладим руками воздух)
Мы ворота открываем 

(соединяем ладони боками и раздвигаем их)
К дому быстро подбегаем 

(двумя пальцами руки показываем бег)
В дверь стучимся:

(стучим кулаком по воздуху или по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? 

(прислушиваемся, приложив ладонь к уху)
В гости к другу мы пришли 

(пожимаем руку малыша)
И гостинцы принесли 

(вытягиваем руки вперед, как будто что-то передаем).

«Профессии»

Много есть профессий знатных,
(
Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(
Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(
Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(
Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(
Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«На полянке я сижу»

На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу.

(Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)

Сколько насекомых здесь!

(Руки через верх разводят в стороны.)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,

(Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)

А она красуется!

«Скоро в школу»
Скоро в школу мы пойдём (шагаем)
И портфель с собой возьмём (
ритмичные хлопки)
В школе будем мы читать (
повороты головы вправо, влево)
В школе будем мы писать (
пальчики «здороваются»)
И учиться все на пять! (
показать 5 пальцев).


КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР (старшая группа)

«Осенние листья»

Ветер по лесу летал, 
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки 
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

«Вырос у нас чесночок»

Вырос у нас чесночок
(Дети разминают указательный палец)
Перец, томат, кабачок,
(средний палец)
Тыква, капуста, картошка,
(безымянный палец)
Лук и немного горошка.
(мизинец)

Правая рука:
Овощи мы собирали.
(разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(безымянный палец)
Квасили, ели, солили,
(средний палец)
С дачи домой увозили.
(указательный палец)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.

«Осенний сад»

Прекрасен наш осенний сад.

(Идут по кругу.)

В нём слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

(Поднимают руки вверх.)

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок

(Машут руками.)

И желтый лист шуршит у ног.

(Идут, шаркая ногами.)

«Грибы»

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

«Алёнушка шустра»

Алёнушка шустра,
Алёнушка быстра: Поочерёдные хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Постирала платок,
Погладила поясок,
Платье надела

Поочерёдное загибание пальчиков по одному, начиная с большого. На обеих руках.
И песню запела.

Развести ладошки в стороны.
Везде поспела,
В охотку ей дело

Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза

«Новые кроссовки».

Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка
Новые кроссовки.
«Шагать» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.

«Посуда»

Девочка Ирина порядок наводила. (Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного).

«Сколько птиц»
Сколько птиц в кормушке нашей
Сжимать и разжимать кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
На каждое название птицы загибать пальцы.
Всем хватило зернышек.
Сжимать и разжимать кулачки.

«Зоопарк»

«Ходить» указательным и средним пальцем по клеточкам.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд

Медвежат, волчат, бобрят.

«Домашние животные»
Мне папа открытки купил,
(дети имитируют движения — ритмично «выкладывают открытки на стол»)
Что вижу, сказать попросил.
(поочередно соединяют пальцы рук)
Я вижу свинью с поросятами.
(«смотрят в бинокль»)
Я вижу корову с телятами,
(«смотрят в бинокль»)
И вижу я кошку с котятами,
(«смотрят в бинокль»)
И вижу козу я с козлятами,
(«смотрят в бинокль»)
И вижу овцу я с ягнятами.
(«смотрят в бинокль»)
Домашних животных, которых я вижу,
(«смотрят в бинокль»)
Всегда напою, накормлю, не обижу.
(«наливают воду», «дают миску с едой», гладят)

«В лесу»

Еж, медведь, барсук, енот,

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца и лису

И зимой найдешь в лесу.

(соединяем пальчики по очереди друг с другом).

«Домашние животные»

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать?

(поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных –

Каждый знает их, наверно 

(хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка

(указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?

 Подумай немножко

(разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

«Мы на елке веселились»

Мы на елке веселились,

Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились,

Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз 

«Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Нам подарки преподнес. 

Дал большущие пакеты, 

«Рисуют» руками большой круг.
В них же — вкусные предметы: 

Ритмичные хлопки в ладоши.
Конфеты в бумажках синих, 

Загибают пальчики на руках, начиная с больших.
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин

«Зимой»

Как интересно нам зимой!

(показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой,

(имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем,

(имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи надеваем,

(«надевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки,

(изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

«Вот снежинка на ладошке»

Вот снежинка на ладошке

Разглядим ее немножко: Какая она?

(Загибаем с большого пальца по одному)

Чистая, Легкая, Пушистая, Холодная, Воздушная, Ветерку послушная!

(Встряхивание кистей рук).

«Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.               

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.       

Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире.       

Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим    кулачками

«Паровоз»

Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)

«Гонки».

Раз, два, три, четыре, пять возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого пальца.

Можно гонки начинать.

Теперь то же самое, но начиная с безымянного.

По кругу, по кругу.

Вперед и назад, 

Теперь - по кругу в одну и другую сторону.

Но пальцы машинку мою тормозят. 

Вновь катают машинку по пальчикам, которые слегка

согнуты.

Закрылись. 

Сжимают кулак.

Машинка стоит в гараже,

И фары погасли не светят уже. 

Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке.

«Напёрсток».

Вышивает, шьет иголка, 

Левая ладошка раскрыта, в правой

Пальцу больно, - в руке воображаемая иголка.

Пальцу колко. «Иголка шьет» и задевает конник указательного пальца на левой руке.

А наперсток 

Дети делают движение, как будто надевают наперсток на указательный палец левой руки.

В тот же миг -

К девочке на пальчик 

Прыг!

Говорит иголке: «Шей,

а колоться ты не смей! 

Грозят пальцем.

«Силач».

Ребенок сжимает в руке эспандер.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее, а головушка умнее.


«Маляры».

Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу
Малярам я помогу.

Плавные движения кистей рук вверх – вниз, вправо – влево.

Маляры извёстку носят,

Указательный и средний пальцы шагают.

Стены кистью купоросят.

Плавные движения кистями вверх-вниз «красят «кистью.

Не спеша разводят мел.

Круговые движения кистями рук.

Я бы тоже так сумел.

Указывающий жест на себя.

«Дружная семейка»
Раз уселась на скамейке-
Наша дружная семейка:
(пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама,
(разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец.
(разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица.
(разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться?
(разогнуть мизинец)

«Весна»

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик (
ребенок скрещивает руки над головой).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи
(плавно покачивает руки вверху).
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки
(ритмично потирают щеки).
А весной на носик ставит 
Точки, точки, точки (
ритмично постукивает пальцем по носу).
Золотят веснушки деток,
Очень нравится им это.

«Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

Загибать в кулачок пальчики по одному.

«На огороде»

Мы лопатки взяли, грядки раскопали:

Раз-два, раз-два!

(Дети имитируют действия лопатой)

Грабли в руки взяли, грядки причесали:

Раз-два, раз-два!

(Дети, растопырив пальцы рук, имитируют действия граблями)

Семена рядами в землю мы бросали:

Раз-два, раз-два!

(Дети имитируют движениями пальцев посев семян)

«Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Встают на носки, поднимают

Улетаем на ракете.

Вверх и тянутся как можно выше.

На носки поднимитесь,

А потом руки вниз.

Плавно опускают руки вниз.

Раз, два, три! Потянись.

Тянутся вверх.

Вот летит ракета ввысь!

Бегут на месте легким бегом.

«Каша»

Каша в поле росла,

Дети подняли руки, шевелят пальчиками.

К нам в тарелку пришла.

«Идут» пальчиками по столу.

Всех друзей угостим, по тарелке дадим.

В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки. 

Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Всем дадим по ложке!

Разжимают кулачки.

«Что принес нам почтальон»

Что принес нам почтальон?        

С толстой сумкой ходит он

Дети маршируют на месте, высоко поднимая колени.

Перевод, журнал, газету,        

В бандероли две кассеты        

И письмо от тети Вали,        

Чтоб ее приезда ждали.

На каждое название загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.

«Дорожных правил очень много»

Дорожных правил очень много

Раз - Внимание дорога!

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

«Насекомые»

Жук жужжит,

(дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая)

Звенит комар,

Ищет бабочка нектар,

Муравей несет травинку,

А паук сплел паутинку.

(пальцы правой руки сжимают в кулак)

Стрекоза вокруг летает,

(делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки)

Насекомых всех хватает.

Разлетайтесь, разбегайтесь,

В лапки ей не попадайтесь!

(резко разжимают кулак)

«Что делать после дождика?»

Что делать после дождика?  

(Соединяем по очереди все пальцы с большими)
По лужицам скакать!  

(Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой).
Что делать после дождика?  

(Соединяем все пальцы рук с большими)
Кораблики пускать!  

(Рисуем обеими руками восьмёрку)
Что делать после дождика?  

(Соединяем все пальцы с большими)
На радуге кататься! 

(Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу)
Что делать после дождика?

(Соединяем все пальцы с большими)
Да просто улыбаться!

(Улыбаемся).


КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

для развития речи и фонематического слуха в младшем возрасте

«Дождик»

Малыш сидит на коленях у взрослого спиной к нему. Взрослый читает стихотворение, сопровождая чтение движениями, и проводит игру.

Дождик, дождик, лей, лей, лей,
Дождик, капай веселей.

«Шлепаем» ладошкой малыша по его бедру и колену.

Затем переворачиваем кисть ладошкой вверх и на каждую строчку стихотворения пригибаем пальцы к ладони, начиная с мизинца.

На лягушку-квакушку,

(мизинец)

На мушку-приставушку,

(безымянный пальчик)

На зайчишку-трусишку,

(средний пальчик)

На мышку-воришку,

(указательный пальчик)

На мишку-топтыжку.

(большой пальчик)

Дождик, дождик, лей, лей, лей,
Капай, капай побыстрей.

Переворачиваем кисть тыльной стороной вверх. «Шлепаем» ладошкой малыша по его бедру и колену.

Повторите игру на другой руке малыша после небольшого перерыва.

«Пошла собачка погулять»

Малыш и взрослый сидят напротив друг друга. Взрослый читает стихотворение, сопровождая чтение движениями. Ребенок повторяет движения за взрослым.

Пошла собачка погулять,

Медленно «ходим» кончиками пальцев
по любой поверхности: стол, пол, коленочка малыша.

Захотела поиграть.

Быстро «бегаем» кончиками пальцев
по любой поверхности: стол, пол, коленочка малыша.

Кошку Мурку повстречала

Поочередно поглаживаем правую и левую кисти.

И на Мурку прорычала: «Р-р-р».

Упираемся ладошками в любую
поверхность и произносим с усилием: «Р-р-р».

«Медвежата»

Медвежата в лес пошли,

Указательный и средний пальцы
вытягиваем и опускаем вниз — это
«ножки», остальные пальцы прижимаем
к ладони. Одновременно двумя
руками — «ножками» — идем по любой
поверхности: стол, пол, коленочка

малыша.

Там медок в дупле нашли.

Соединяем ладошки между собой
«лодочкой». Слегка разводим большие

пальцы.

Пчелки громко зажужжали: «Ж-ж-ж-ж-ж».

Собираем кисти в кулаки.

Крутим кулачками и произносим звук «ж».

Косолапых прочь прогнали.

Несколько раз встряхнуть расслабленными кистями рук.

«Снежинки»

Мы снежинки собирали

Предлагаем ребенку кончиками большого
и указательного пальцев отщипывать
небольшие кусочки-«снежинки»
от ватного комочка.

И с ладошки их сдували.

Пусть летят снежинки,
Снежинки-холодинки.

На раскрытую ладошку кладем кусочки
ваты
 — «снежинки», затем сдуваем их

с ладошки.

«Бурундук»

Поднял ушки бурундук,

Поднимаем руки вверх.

Он в лесу услышал звук:

Сохраняя позицию, поворачиваем кисти
рук в одну, затем в другую сторону.

Опускаем руки, формируем кулачки.

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Стучим кулачками по любой поверхности:
стол, пол и колено. Громко произносим:

«Тук-тук».

Тук-тук

Поднял ушки бурундук,

Поднимаем руки вверх.

Он в лесу услышал звук:

Сохраняя позицию, поворачиваем кисти
рук в одну, затем в другую сторону. Опускаем руки, формируем кулачки.

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Стучим кулачками по любой поверхности:
стол, пол и колено.

Громко произносим: «Тук-тук».

Машина

Едет красная машина,

А в машине — пассажир.

Кто в машине красной едет?

Ты попробуй отгадай!

Поглаживаем ладошку малыша
по кругу от края к центру.

«Ав, ав, ав» — кто это?

Поглаживаем и растираем большой

пальчик малыша.

Это — собачка! Ав, ав, ав!

Несколько раз сгибаем и разгибаем
большой пальчик малыша.

Поглаживаем ладошку малыша по кругу

от края к центру.

«Мяу, мяу, мяу» — кто это?

Поглаживаем и растираем указательный

пальчик малыша.

Это — кошечка! Мяу, мяу, мяу!

Несколько раз сгибаем и разгибаем
указательный пальчик малыша.

Едет желтая машина,

А в машине — пассажир.

Кто в машине желтой едет?

Ты попробуй отгадай!

Поглаживаем ладошку малыша
по кругу от края к центру.

«Хрю, хрю, хрю» — кто это?

Поглаживаем и растираем средний

пальчик малыша.

Это — свинка! Хрю, хрю, хрю!

Несколько раз сгибаем и разгибаем
средний пальчик малыша.

Едет белая машина,

А в машине — пассажир.

Кто в машине белой едет?

Поглаживаем ладошку малыша
по кругу от края к центру.

«Ква, ква, ква» — кто это?

Поглаживаем и растираем безымянный

пальчик малыша.

Это — лягушка! Ква, ква, ква!

Несколько раз сгибаем и разгибаем
безымянный пальчик малыша.

Все машины мчатся, мчатся,

И за ними не угнаться.

С небольшим усилием поглаживаем
ладошку малыша от кончиков пальцев

к запястью.

Лишь лошадка — иго-го —

Их догонит всех легко!

Поглаживаем и растираем, а затем
насколько раз сгибаем/разгибаем мизинчик

малыша.

«Лошадка»

Вот лошадка! —

И-го-го!

Легкими круговыми движениями
гладим ладошку малыша по часовой

стрелке.

Но, лошадка!

Но-но-но!

Ребром своей ладони растираем ладошку

малыша.

Скок, лошадка!

Скок, скок, скок!

Легонько постукиваем кончиками
пальцев по

И копытца:

Цок-цок-цок!

Произнося «цок» пригибаем пальчики малыша к ладони, начиная с мизинца ладошке малыша.


«Мышка»

Правая рука малыша:

Мышка лапками скребет —

Шур, шур, шур.

Кончиками своих пальцев быстро
касаемся середины ладошки малыша.

Левая рука малыша:

Мышка корочку грызет —

Хрум, хрум, хрум.

Кончиками своих пальцев быстро
касаемся середины ладошки малыша.

Ах, какой от мышки шум!

Несколько раз хлопаем ладошками

малыша.

Только кошка появилась,

Берем малыша за кончики больших
пальцев и легко встряхиваем кисти рук.

Мышка раз — и затаилась.

Соединяем ладошки малыша между собой.
Прикрываем их своими ладонями.

«Ква-ква-ква»

На сосне сидит сова,

Поднимаем руки вверх, несколько
раз встряхиваем кисти.

Под сосной растет трава.

Несколько раз «поглаживаем»
пространство перед собой.

На траве сидят лягушки,

Собираем кисти рук в плотные кулачки.

Кладем их на колени.

Громко квакают подружки:

— Ква-ква-ква, ква-ква-ква.

Одновременно двумя руками сжимаем/ра3жимаем кисти.

Громко произносим:

— Ква-ква-ква.

«Петушок»

Петушок, петушок,

Красный яркий гребешок.

Указательный и большой пальцы
соединяем подушечками — «клюв
петуха», остальные пальцы направляем
вверх и разводим в стороны («гребешок» ).

Крылышками — хлоп, хлоп,
Несколько раз хлопаем в ладошки.

Ножками — топ, топ.

Несколько раз топаем ножками.

Рано утром встает,
Громко-громко поет:

— Ку-ка-ре-ку.

«Комарики»

З-з-з, — комарики звенят

Ребром своей руки растираем ладошку
малыша от запястья до кончиков пальцев.

И кусают всех подряд: кусь-кусь-кусь.

Легко пощипываем ладошку
и пальчики малыша.

Мы в ладошки: хлоп-хлоп,

Хлопаем в ладоши, соединяя свою ладонь

с ладошкой малыша.

Комаров мы: шлеп-шлеп.

«Шлепаем» ладошкой малыша
по его коленочке.

«Считаем мебель»

Мебель я начну считать:

Растираем ладошки между собой до тепла.

На каждое последующее слово пригибаем
пальчики к ладошке, начиная с большого

пальца правой руки.

Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали,
Десять пальчиков зажали.

Предложите малышу назвать или показать, какую мебель он запомнил.

«Насекомые»

Будем мы с тобой играть,
Насекомых называть:

Собираем кисть в кулачок. На каждое
слово отгибаем пальчик от кулачка.

Пчелка,

Отгибаем большой пальчик.

Жук,

Отгибаем указательный пальчик.

Кузнечик,

Отгибаем средний пальчик.

Муха.

Отгибаем безымянный пальчик

Это кто еще звенит:

«З-з-з-з»?

Ой, сюда комар летит.

Отгибаем мизинчик. Несколько раз сгибаем-разгибаем его, произносим:

«З-з-з».

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик — мандарин,

Сами мы его съедим.

Активно растираем кончик мизинчика.

Этот пальчик — апельсин,

Им мы зайку угостим.

Активно растираем кончик
безымянного пальчика.

Этот пальчик — слива,

Спелая на диво.

Активно растираем кончик
среднего пальчика.

Этот пальчик — абрикос,

Он в краю далеком рос.

Активно растираем кончик
указательного пальчика.

Этот пальчик — ананас,
Любят все его у нас.

Активно растираем весь
большой пальчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...