Сценарий семинара "Игры по ЗКР"
методическая разработка по логопедии

Горовая Ольга Владимировна

В сценарии представлен опыт педагогов ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_seminara_igry_po_zkr_.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игры по развитию звуковой культуры речи

                                                     

Цель работы:  

Создание условий для повышения профессиональной компетентности, профессионального статуса   педагогов  ДОУ в рамках взаимодействия со специалистами с целью улучшения качества образовательного результата  и профилактики речевых нарушений детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Систематизировать теоретические знания педагогов по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.

2. Определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

Оборудование:  проектор, интерактивная доска,  презентации,  оборудование для проведения мастер-классов.

Предварительная работа:

– подготовка к презентации речевых уголков;

– подготовка к проведению мастер-классов «Игры  по развитию звуковой культуры речи»;

  1. Приветственное слово участникам семинара заместителя заведующего МБДОУ

2.Экспресс-опрос

по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Педагоги должны в течение 5–7 минут ответить на предложенные вопросы.

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Выбранный Вами вариант ответа обведите кружочком. В предлагаемых вариантах правильным может быть один, несколько или все ответы.

1. С детьми какого возраста Вы работаете?

А) до 3 лет

Б) от 3 до 4 лет

В) от 4 до 5 лет

Г) от 5 до 6 лет

Д) от 6 до 7 лет

2. Что в работе по воспитанию звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальным для детей Вашей возрастной группы?

А) развитие правильного речевого дыхания

Б) выразительное и правильное интонирование речи

В) правильное произношение звуков речи в пределах возрастной нормы

Г) проблемы воспитания звуковой культуры речи не являются

актуальными для моей возрастной группы

3. Как часто Вы планируете работу с детьми по воспитанию ЗКР?

А) раз в месяц

Б) раз в неделю

В) вообще не планирую: работа по ЗКР предусмотрена в конспектах

занятий в том методическом пособии, которым я пользуюсь для

развития речи у детей

4. Каким формам работы с детьми Вы отдаете предпочтение при воспитании ЗКР?

А) индивидуальной работе

Б) фронтальной работе

В) подгрупповой работе

5. Какие методы и приемы формирования ЗКР Вы используете в работе с детьми? Перечислите их.

6. Много ли детей в Вашей группе имеют нарушения ЗКР?

А) половина группы

Б) больше половины группы

В) меньше половины группы

Г) от 1 до 3

Д) все дети группы

Е) не имеют нарушений

Ж) не знаю

7. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе по воспитанию у детей ЗКР?

8. Какие приемы представленные на наших встречах Вы отметили чтобы решить трудности в работе по воспитанию у детей ЗКР?

 9. В чем, по Вашему мнению, должна заключаться помощь воспитателю группы со стороны методиста и логопеда детского сада?

3.Выступление с презентацией учителя-логопеда  «Игры по развитию ЗКР во 2 мл.гр» (создание развивающей среды в групповом помещении-речевые уголки).

        Слайд 3

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиям; этап активного речевого развития.

         Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

        Основным методом в младшем дошкольном возрасте воспитания звуковой культуры речи является дидактическая игра и дидактические упражнения.

Слайд 4

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

         Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку.

Слайд 5

В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению  с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

        Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, следовательно, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. И здесь значение  имеют разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр.

        Речевой уголок является одним из центров самостоятельной деятельности  детей, индивидуальной и подгрупповой работы педагога с дошкольниками.

        Предлагаем познакомиться с методическими рекомендациями к оформлению речевых уголков групп детского сада.

Слайд 6

Критерии организации речевого уголка

- наполняемость уголка;

- разнообразие материала;

- соответствие возрасту;

- доступность;

- системность;

- эстетика оформления;

- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).

Содержание речевого уголка

1. Картотека артикуляционных упражнений.

2. Комплект зеркал (с ручкой).

3. Картотека дыхательных упражнений.

4. Картотека пальчиковых игр.

5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным

текстом (динамических).

6. Дидактические игры на обогащение словаря.

7. Дидактические игры на развитие ГСР.

8. Дидактические игры на развитие СР.

9. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

10. Дидактические игры на совершенствование ЗКР.

11. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.

12. Предметы на развитие мелкой моторики

 (шнуровки, застёжки и т. д.)

13. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Слайд 7

В младшей группе:

1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастики.

2.  Художественные произведения по программе и др.

3.  Словесные дидактические игры.

4.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5.  Предметные картинки.

6.  Различные виды театров.

7.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предмета(машина: кабина, руль, окна, двери, колеса);

г)  изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Слайд 8

В средней группе:

1.  Каталог игр:

а)  по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастики.

2.  Художественные произведения по программе и др.

3.  Словесные дидактические игры.

4.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

6.  Различные виды театров.

7.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол - много столов, одна кукла - много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш).

        - Буклеты для педагогов «Методические рекомендации к оформлению речевых уголков в ДОУ»

4.Мастер-класс. Воспитатель д/с

Дидактическое упражнение «Мельница»

 Актуальность: Эта игра актуальна для младшего дошкольного возраста, так как у детей формируется навык правильного носового дыхания.

Оборудование: вертушки по количеству детей.

Цель: тренировать навык правильного носового дыхания: формировать ритмический вдох и выдох, обучать глубокому выдоху; укреплять мышцы лица.

Описание игры: 

Воспитатель: Собрались однажды ветры со всех концов мира и решили выбрать сильнейшего. А для этого они утроили соревнование, чтобы решить, какой ветер дует сильнее.

Из детей сформировать пары, раздать вертушки и показать, как правильно надо набирать воздух: вдохнуть через нос, а потом резко выдохнуть через рот. Каждый ребёнок дует на свою вертушку. Выигрывает тот ребёнок, чья вертушка вертится дольше.

Дидактическая игра «Найди лишние картинки»

Актуальность: Формирование правильного звукопроизношения. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме.

        Оборудование: карточки с изображением домика со звуком [М], [Н], предметные картинки в названии которых звуки [М], [Н].

Цель: Закреплять правильное произношение звуков [М], [Н] и умение различать их в речи.

Описание игры: Детям раздать по 1 карте лото. Ведущий отбирает 6 карточек со звуками, указанными на трубе домика, и 2 карточки с другим звуком, объясняет, что некоторые жильцы по ошибке пришли не в свои домики и надо им помочь.

Ребенок должен найти две лишние картинки и объяснить свой выбор.

5.Мастер-класс. Воспитатель д/с

Дидактическая игра «Колокольчики»

Цель: развивать речевое внимание детей.

Ожидаемый результат: формирование отчетливого произношения слов; пополнение словарного запаса; развитие слухового восприятия, логического мышления и внимания; желание помогать друг друга.

Актуальность: эта игра актуальна для младшего дошкольного возраста, так как у детей формируется интонационная выразительность речи. В подборе игр должны отрабатываться парные звукосочетания «дынь-дынь» и «динь-динь». В одних случаях твердые согласные, а в других мягкие. Игра способствует правильной артикуляции звуков [д], [д`].

Оборудование: Маленький и большой колокольчики

Ход игры

Воспитатель: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят «Дынь-дынь-дынь».

Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

6.Выступление «Игры по развитию звуковой культуры речи» воспитатель д/с

Слайд 2

 Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития: в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической, физической   образовательных областях

Персональные психоэмоциональные особенности ребенка, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

Разнообразие детских игр безгранично.

Слайд 3

Творческие игры (игры, возникающие по инициативе ребёнка):

сюжетно – ролевые, конструкторские, театрализованные. Игры с правилами (игры, возникающие по инициативе взрослого): дидактические, подвижные.

Народные игры (игры, созданные народом)

Для успешного развития ребёнка в группе должна быть создана предметно пространственная среда

Слайд 4

РПП – развитие предметно пространственной среды

Она должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной,

Сейчас, я поделюсь с вами опытом своей работы, и покажу вам игры, которые мы сделали своими руками на развитее звуковые культуры речи.

Слайд 5

«Магазин одежды»

Задача: упражнять детей в определении первого звука Ш, С в картинках. Выбирать («покупать») одежду по определённому звуку в начале слова, научить классифицировать одежду по видам на основе общих признаков: одежда, головные уборы, обувь.

Слайд 6

«Пройди лабиринт»

Задача: закреплять произношение слов, умение находить картинки на заданный звук

Игровые действия:

Воспитатель, сейчас ты мне будешь называть картинки. Начинай с картинки со звёздочкой, передвигай звёздочку по стрелочкам называя каждую картинку.

Закрой жёлтыми звёздочками только те картинки, которые начинаются звука А

Закрой зелёными звёздочками только те картинки, которые начинаются звука У

Закрой синими звёздочками только те картинки, которые начинаются звука О

Закрой красными звёздочками только те картинки, которые начинаются звука И

Слайд 7

«Волшебный кубик»

Эта игра даётся детям, после того, как пройдены все гласные звуки, с учётом, что, когда изучали каждый звук по отдельности, педагог уже показывал каждый символ звука.

Задача: Автоматизация гласных звуков А, О, У, И; формирование звуковой культуры речи.

Игровые действия:

На гранях куба изображены геометрические фигуры(символы). Воспитатель, найди картинки на звук А, и сбрось их в кубик где нарисован круг. Ребёнок ищет нужную грань кубика и подбирает картинки на определённый звук, а затем сбрасывает эту картинку в эту грань произнося слова.

Слайд 8

«Слушай, находи и нажимай!»

Задача:        Развивать умение подбирать картинки на заданный звук

 С, З, Ш, Ж.

Игровые действия:

На выключателях картинки с заданными звуками. Воспитатель, назови картинки на звук «С». Ребёнок, ищет и называет слово интонационно выделяя этот звук в слове, после каждого правильного ответа, воспитатель говорит, нажми на эту картинку.

Слайд 9

«Сенсорная коробочка»

Задача: развивать речь детей посредством сенсорной игры

Игровые действия:

Найди зелёную ленточку с картинкой на звук «У, А, С» (тяни летучку) (ребёнок находит, называет и тянет)

Эта вариант игры для младшего возраста

На столе лежат картинки.

Посмотри, какие полянки! Это какая полянка? (красная…)

Если ребёнок не говорит, то воспитатель сам говорит цвет.

Давай, разложи картинки на полянки!

(если ребёнок сам выполняет задания, то воспитатель не мешает, а если ребёнок затрудняется, то педагог берёт картинку и показывает, например, красный автобус я поставлю на красную полянку. УЧИМ РЕБЁНКА ИГРАТЬ!

Для среднего возраста можно проиграть так:

1.На крышки коробки наклеены картинки, воспитатель,  

дай мне картинки на звук «А» и т. д. (ребёнок отрывает с полянок все картинки на этот звук, называет их и отдаёт воспитателю.

2.На столе лежат картинки, поле крышки пустое.

Воспитатель, найди и положи на полянки все картинки:

на звук У, И и т. д.

На внутренней части крышки прикреплён домик с окошком. На окошке весит дождик, а внизу домика карман для вставки картинки. Воспитатель, давай поиграем, подуй на дождик (ребёнок дует) Ой, кто там или что там?

(например, у девочки болит зуб) Как у девочки болит зуб? О-О-О! (ребёнок звукоподражает)

Опираясь на зону ближайшего развития детей в этом возрасте, мы интенсивно должны развивать мелкую моторику пальцев рук, поэтому разбавляем игры по звуковой культуре речи играми на мелкую моторику.  

Возьми в коробки 3 красных кубика и положи их на зелёную тарелочку, возьми 2 жёлтых кубика и положи их на синюю тарелочку и т.д. Построй из кубиков башни.

В красные башни будет жить петушок (ребёнок ищет в коробке петушка) Как кричит петушок? (ку-ка-ре-ку) и т.д. (и опять звукоподражания)

Давай покормим мышку зёрнышками, положи в жёлтую тарелочку 3 зёрнышка и т. д. (ребёнок пинцетом кладёт в тарелочку зёрнышки)

Слайд10

Уважаемые педагоги, сегодня я показала занимательные варианты игр по звуковой культуре речи и постаралась сделать такие игры, в которые дети учатся играть, сначала под руководством воспитателя, а потом самостоятельно.

Самое главное, я постаралась придумать УНИВЕРСАЛЬНЫЕ игры.

Эти игры Вы можете использовать не только по звуковой культуре речи, но и при закреплении других знаний.

1.развитие математических способностей (цифры, фигуры, ориентировка в пространстве, понятие длинный- короткий, большой-маленький и т. д.

2. знакомство с окружающем миром (по любой лексической теме)

3. знакомство с художественной литературой

7. Мастер-класс  «Звуковые настольные альбомы по закреплению и дифференциации звуков с использованием игр на липучках» учитель-логопед

Слайд  2

Ни для кого ни секрет, что через игру дети получают возможность развития себя как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления. Особо важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию. В игровой деятельности дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои умения и способности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения или закрепления знаний, облегчает преодоление трудностей.

Слайд  3

Сегодня я хочу поделиться настольными игровыми альбомами, которые можно использовать в индивидуальной работе, во время логочаса, в самостоятельной игровой деятельности (индивидуально, игра в паре).

Целью создания альбомов является использование  наглядных игровых  средств,  повышение  эффективности логопедического воздействия, формирование интереса к занятиям, создание положительной мотивации у детей с речевыми нарушениями.

Слайд 4

Сегодня я подробно остановлюсь на игровом альбоме, который называется «Приключения Миши и Сони» Содержание альбома представляет комплекс игр на липучках, которые направлены на дифференциацию звуков С-Ш.

Сразу хочу сказать, что наполнение такого альбома может разнообразным, то есть, как пожелает сам педагог. Чем удобно, вы можете раскрепить, добавить какие - то листочки, заламинировать и скрепить обратно.

- Вы говорите ребенку, что будете произносить разные звуки, слоги или слова, а ты услышишь какой звук, наклей соответствующую карточку – символ

Слайды 5 -14

Демонстрация игр в альбоме, обсуждение.

Слайд 15

Показ материалов, из которых выполнено пособие.

8. Презентации педагогов во всех возрастных группах МБДОУ

«Речевые центры»

Речевой центр во второй младшей группе «Буквоежки»

Речь – самый сложный психический процесс. Вопрос развития речи у современных детей актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушением речи увеличивается.

В нашей группе оформлен центр по развитию речи «Буквоежки », в соответствии с возрастом и интересом детей.

Поселился в речевом центре Жорик (кукла-хозяин).

Центр располагается рядом с театрально-музыкальным  центром, что прекрасно дополняет друг друга.

В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал,

Содержание речевого центра определяется в соответствии с программой и возрастом детей.

В речевом центре мы используем предметы театрального и музыкального центра, так как драматизация способствует развитию связной речи.

Речевой центр в средней группе «Говорушка»

Представляем Вам наш речевой центр «Говорушка»в средней группе.

Хозяйка нашего центра «Лягушка»

С помощи данной игрушки мы можем рассказать детям о том как состоит речевой аппарат и научить управлять своим языком во время произношения звуков, так же наглядно продемонстрировать детям, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику.

Также в уголке имеются различные картотеки: (по звуковой культуре речи, упражнения артикуляционной гимнастики, упражнений дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики. Художественные произведения по программе, словесные дид. игры)

Данные игры мы используем не только на индивидуальных занятиях, но и при самостоятельной деятельности детей.

 Уголок оформлен в соответствии с возрастной группой, оформлен так чтобы детям было уютно и комфортно. Много материала у нас сделано своими руками.

Про речевой уголок мы рассказали

Кажется, что справились,

Приходите еще в гости,

Если вам понравилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Чудо от доброго сердца» сценарий музыкального кукольно-драматического спектакля по мотиву сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» ,автор сценария — Савиных Ольга Сергеевна.

Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию сценарий, по которому был поставлен спектакль с детьми старших групп. Драматургическая эклектика дала возможность раскрыть свои таланты каждом...

Сценарий музыкальной сказки-импровизации для детей 5-го года жизни "Курочка Ряба", сценарий новогоднего утренника для малышей "В гостях у Умки"

Разработка сценария музыкальной сказки -импровизации"Курочка Ряба" может быть использована к весеннему праздничному развлечению 8 марта.  В сценарии использован музыкальный материал по программе ...

Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете

Программные задачи.   Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...

Сценарии праздников.2019г. ДОСУГ по сказкам А.С.Пушкина. Сценарий утренника "До свидания детский сад". Сценарий праздника " 8-МАРТА".

1. ДОСУГ по сказкам А.С.ПУШКИНА. 2019г.2.СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА  " ДО СВИДАНИЕ ДЕТСКИЙ САД." 2018г.3.СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА "8-МАРТА"....