Конспект НОД в номинации "Речевое развитие": "Звук и буква "Ш".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Фендрикова Ирина Владимировна

Данная непосредственно образовательная деятельность рекомендована учителям-логопедам для закрепления звука и буквы "Ш" у детей с ОВЗ в подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в номинации: «Речевое развитие»: «Знакомство со звуком и буквой «Ш».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука «Ш»;
  • Учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления;
  • Учить производить звуко-буквенный анализ слов;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать у детей дыхание и голос;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркала на каждого ребёнка, картинки на звук «Ш», пособия для звукового анализа слова на каждого ребёнка, пособие «Звуковой цветочек», цветные карандаши, «зашумлённые» картинки и шаблоны к ним на каждого ребёнка, зеркала, покрытые мелом, магнитная доска с цветными магнитами, ноутбук с образовательной программой: «Уроки Тётушки Совы».

Предварительная работа.

Учитель-логопед беседует с подгруппой детей о том, где «живут» буквы; какие гласные буквы они знают; с какой буквой знакомились на предыдущем занятии. Просмотр 1 части образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы».

Ход занятия.

Учитель-логопед обращается к детям: «Ребята, сядьте, пожалуйста, за столы и посмотрите на себя в зеркало. Улыбнитесь! Давайте сделаем артикуляционную гимнастику: «Толстые внуки». (Дети выполняют). А теперь приготовьте ладошки. Пальчиковая гимнастика:

«Дружат в нашем садике девочки и мальчики».

Учитель-логопед предлагает сделать фонетическую зарядку. (На экране ноутбука: « Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова». Н.П.Кочугова, М., Аркти, 2009.)

Учитель-логопед: «А теперь послушайте стихотворение:

                                                                                   Пляшут мышки-шалунишки

                                                                                   Кто на чашке, кто на крышке

                                                                                   Тише, тише, тише, мышки,

                                                                                   Не мешайте спать братишке!

Какой звук слышится чаще других?» Дети: «Ш»! Логопед: «Правильно! Звуки мы говорим и слышим. Вот и сейчас мы услышали звук –Ш-! Давайте его произнесём и посмотрим на себя в зеркало: губки округлены и вытянуты вперёд, широкий язычок образует во рту «Чашечку», из ротика выходит тёплый воздух – подставьте ладошку и убедитесь в этом. А горлышко работает? Положите ладошку на горлышко. Нет, оно не работает. Звук –Ш- глухой. А его можно спеть? Нет, значит он какой?» Дети: «Согласный». Логопед: «Правильно. Ребята, представьте, что у вас в руках шарик, давайте попробуем его надуть. Набираем воздух через носик – выдыхаем отрывисто: ш-ш-ш. Вдруг шарик лопнул и из него плавно выходит воздух. Опять набираем через носик воздух и плавно выдыхаем: шшш… Молодцы! Давайте ещё раз надуем шарик (повторение дыхательного упражнения 2-3 раза). Итак, ребята, скажите, пожалуйста, когда мы произносим звук –Ш-, горлышко работает?» Дети: «Нет!» Логопед: «Значит он какой? И можно ли его спеть?» Дети: «Звук - Ш- глухой, его спеть нельзя. Он согласный». Логопед: «Очень хорошо, что вы всё запомнили. Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела Тётушка Сова. Давайте послушаем её приветствие». (Включается 2я часть: образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы»). Логопед: «Она принесла нам картинки. Давайте назовём их и подумаем, есть ли в них звук –Ш-? Какая картинка будет лишней и почему? (Дети называют картинки: шахматы, шуба, шапка, диван, душ, кошка, штанга, гармошка. Лишняя диван, потому что там нет звука –Ш-). Логопед: «А ещё тётушка Сова хочет посмотреть, как вы определяете место звука в слове. У меня картинки с окошечками. Сейчас я раздам вам их, мы посмотрим на картинки и будем двигать окошки в ту клеточку, где стоит звук –Ш-: в начале слова, в середине или в конце слова. (Детям раздаются карточки с двигающимися окошечками. Дети определяют, на каком месте – в начале, в середине или в конце стоит звук в словах: «шуба», «душ», «кошка»).

Физминутка: «Буратино»:

Учитель-логопед: «Ребята, представьте, что в воздухе летают разные невидимые звуки, я попробую их поймать, а вы мне поможете составить из них слова: К, А, Ш, А; (каша); Ш, У, Б, А; (шуба); Ш, К, А, Ф; (шкаф); К, О, Ш, К, А; (кошка). Ребята, Тётушка Сова хочет рассказать нам интересную историю, давайте послушаем. (Включается 3я часть образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы»). О какой букве она говорит?» Дети: «О Букве «Ш». Логопед: «Правильно. Вот и у нас есть эта буква: Буква «ША» с тремя шипами, не хватай её руками! Ребята, у меня есть вот такие Волшебные Мольберты. Давайте попробуем нарисовать портрет буквы «Ш». Какие у всех разные красивые портреты буквы «Ш» получились! Замечательно! Мы устроим в группе картинную галерею. Назовите слова  на букву «Ш»,  о которых говорила Тётушка Сова. (Дети называют). Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы читаем и пишем. Давайте вместе почитаем. Подойдите ко мне. Посмотрите на жёлтый кружок на доске:

Шланг цветы решил полить – букву Ш с гласными соединить,

Он полил цветочек с А – почитаем, дети: -ША!

Он полил цветочек с О – почитаем дети: -ШО!

Он полил цветочек с У – скажем, дети, громко: -ШУ!

Он полил цветочек с Э – Скажем тихо, дети: -ШЭ!

(В центре магнитной доски помещён жёлтый кружок с буквой «Ш». Во время чтения стихотворения к нему крепятся магнитами лепестки с гласными звуками).

А вот прилетела бабочка и села на цветочек с гласной «А» – что получилось?» Дети читают: «ШАР». Учитель-логопед: «А вот на цветочек с буквой «У» села другая бабочка». Дети читают: «ШУМ». ( На бабочках буквы «Р» и «М». Они также магнитами крепятся к лепесткам цветка). Учитель-логопед: «На ваших столах лежит интересная картинка и шаблоны к ней. Догадайтесь, что на картинке нарисовано и подберите правильный шаблон. Ребята, у вас на столах ещё одно задание Тётушки Совы. На листочках нарисована загадочная картинка. Посмотрите внимательно. На ней нарисованы буквы, но они так перемешаны! Возьмите любой цветной карандаш и раскрасьте буквы «Ш». Кто больше?"

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями Тётушки Совы. А теперь давайте с ней попрощаемся. В следующий раз она прилетит к нам снова!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "Звуки "Ж" и "Ш"

Конспект занятия по речевому развитию "Звуки "Ж" и "Ш" в старшей группе...

Конспект занятия по речевому развитию "Звуки [д],[д’]. Буква Д»

Занятие по грамоте поможет познакомить детей со звуками [д],[д’], буквой Д...

КОНСПЕКТ НОД по музыкальному развитию "Звуки, которые нас окружают"

Развивать музыкальные способности, слуховое внимание, чувство ритма через игру со звуком....

Конспект НОД по речевому развитию "Звуки З-Зь"

Конспект НОД по речевому развитию для детей  подготовительной группыТема: «Звуки [3 - 3']»Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка»,...

Конспект НОД ОО "Речевое развитие" "Звук [э]. Знакомство с буквой э".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в соответствии с ФГДОС ДО....

Конспект НОД по речевому развитию "Звуки [с] и [ш]"

Конспект разработан для детей старшей группы....

Конспект ООД по речевому развитию "Звук и буквы У, у"

Цель: знакомство детей со звуком и буквами У, у.Задачи:образовательные:ознакомить с правильной артикуляцией звука [у];формировать умение узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук...