Конспект НОД по речевому развитию "Звуки З-Зь"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Недикова Татьяна

Конспект НОД по речевому развитию для детей  подготовительной группы

Тема: «Звуки [3 - 3']»

Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка»,

 г. Покачи

Цель. Упражнять детей в умении определять слова с мягкими и твёрдыми звуками

 [3 — 3']; учить составлять сложные предложения с противительным союзом

а и союзным словом потому что; активизировать словарь (названия ягод); развивать чувство ритма (соотносить ’ритм и изображение).

Оборудование. Две куклы (с 6—7 различиями в облике и одежде); пред-

меты (картинки) для кукол: зонт, заколка, зеркало, корзина; старичок-лесовичок

полоски с клетками в один ряд и наборы красных и синих квадратов (по 8 шт.)

на каждого ребёнка.

Ход занятия :

Приветствие друг друга:

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Педагог: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришли гости, давайте познакомимся с ними

 Педагог показывает детям двух кукол и предлагает познакомиться с ними.

-Кукол зовут Зоя и Зина. Но кто из них Зоя, а кто Зина, дети определяют по пред-

метам (картинкам), которые расположены рядом с куклами,

-Предметы, в названиях которых слышится твёрдый звук [3], находятся рядом

с Зоей. Назови предметы. (Зонт, заколка.) Определи место звука в словах.

(В начале слов.)

-Предметы, в названиях которых слышится мягкий звук [3'], расположены рядом

с Зиной. Назови предметы. (Корзина, зеркало.) Определи место звука в словах.

(В середине слова, в начале слова.)

- Рассмотрите внимательно кукол и расскажите, чем они похожи друг на друга. А чем различаются?

Воспитатель даёт образец:

 -У Зои длинные волосы, а у Зины короткие.

Далее дети составляют предложения с союзом а.

Например:

-У Зои светлые волосы, а у Зины тёмные.

-У Зои зелёное платье, а у Зины розовое.

У Зои на ногах туфли, а у Зины — ботинки,

-На Зое надета кофта, а на Зине — куртка.

-У Зои платье с воротником, а у Зины — с кружевами.

-Наши куклы-подружки пошли в лес за ягодами. Названия каких ягод вам

знакомы? (Малина, черника, голубика, морошка, земляника.)

Девочки пошли за ягодами, в названии которых есть звук [3']. (Земляника.)

Собирали куклы ягоды, так увлеклись, что и не заметили, как заблудились.

Сели они под дерево. Опечалилась Зоя, заплакала Зина. Вдруг видят, идёт маленький старичок. Бросились они к нему навстречу и просят вывести их из леса.

А старичок и говорит им: «Я старичок- лесовичок. В моём лесу живёт много «по-

чему?» Ответите правильно на эти «почему?» — покажу вам дорогу домой». Зоя

и Зина — маленькие девочки и поэтому многого не знают. Поможем им, ребята?

И начал Лесовичок задавать вопросы:

-Почему на полянке светло, а в густом лесу темно?

-Почему ягода земляника на полянке слаще, чем в лесу?

-Почему заяц большой, а зайчонок маленький?

-Почему маленьким детям нельзя ходить в лес одним? 

С вашей помощью ответили Зоя и Зина на вопросы Лесовичка, и он вывел их

к дому.

Физминутка  «Куклы»

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз!

(поднимать и опускать руки )

А потом она танцует,

Покружись, покружись!

(Повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись!

(Наклоны вперед)

 - Пришли куклы домой, устали. Сели на лавочку.

-Посмотрите, ребята, у Зои много земляники, а у Зины мало. Почему? (Дети

составляют предложения с противительным союзом а и союзным словом потому

что.

 Например: «У Зои много земляники, а у Зины мало, потому что Зоя собирала ягоды, а Зина их ела».)

-Почему у Зои чистые губы, а у Зины грязные?

-Почему у Зои ясные глаза, а у Зины красные? (Они заплаканные.)

-А вы пошли бы в лес одни? (Нет.) Почему?

 

1. Педагог раздаёт детям полоски, на которых изображён ряд клеток (размер

2х2 см), и наборы квадратов красного и синего цвета (размер квадрата 2х 2 см).

Педагог предлагает детям взять красный квадрат и выполнить задания: закрыть

первый квадрат в ряду; закрыть третий квадрат в ряду; закрыть пятый квадрат

в ряду; закрыть второй квадрат в ряду и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Педагог говорит детям, что разноцветными квадратами можно выкладывать,

ритмические рисунки, затем он рассказывает и показывает, например : «Громкий

хлопок будем обозначать красным квадратом; тихий хлопок — синим квадратом.

Квадраты кладём в ряд друг за другом, не пропуская клеток.

А теперь слушайте и смотрите (воспитатель хлопает и выкладывает): громкий хлопок - красный квадрат; тихий хлопок - синий квадрат; громкий хлопок - красный квадрат: тихий хлопок -синий квадрат и т.п.»

Воспитатель предлагает 2-3 детям прохлопать ритмический рисунок по цветным квадратам.

Далее педагог выкладывает с помощью цветных квадратов другой ритмический

рисунок, а дети по рисунку прохлопывают ритм. Например : два красных квадрата -один синий квадрат; два красных квадрата - один синий квадрат и т.д.

Затем воспитатель прохлопывает ритмический  рисунок, а дети выкладывают

цветные квадраты. После этого проводится совместная с педагогом проверка выполнения задания.

 Пример ритмического рисунка: два тихих хлопка — два громких

хлопка; два тихих хлопка — два громких хлопка и т.д.

3. «Разноцветные ритмы».

Цель. Формировать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритм и изображение.

На чудо-дереве появляются полоски (5—6 шт.), на каждой по одному ряду

с клетками и выложенными (приклеенными, раскрашенными) ритмическими рисунками. От имени дерева детям даётся задание: прохлопать ритмические рисунки по цветным квадратикам.

4. «Скажи наоборот».

 Цель. Упражнять детей в подборе антонимов, представ-

ленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами,

наречиями); закреплять навык образования сложных предложений с союзом а.

Для себя я пою тихо, а для друзей громко.

На санках я катаюсь зимой, а на велосипеде летом.

Когда темно, мы свет зажигаем, а когда светло, мы свет гасим.

Днём светит солнце, а ночью — луна.

Олень бежит быстро, а черепаха ползёт медленно.

Утром солнце всходит, а вечером заходит (садится).

Буратино — весёлая кукла, а Пьеро — грустная кукла.

У дуба ствол толстый, а у берёзы тонкий.

 

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним, какие задания мы с вами выполняли?

Какое задание было трудным? Какое легким? Что вам больше всего понравилось

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_z-z.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию для детей  подготовительной группы

Тема: «Звук [3 - 3']»

Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка»,

 г. Покачи

Цель. Упражнять детей в умении определять слова с мягкими и твёрдыми звуками

 [3 — 3']; учить составлять сложные предложения с противительным союзом

а и союзным словом потому что; активизировать словарь (названия ягод); развивать чувство ритма (соотносить ’ритм и изображение).

Оборудование. Две куклы (с 6—7 различиями в облике и одежде); пред-

меты (картинки) для кукол: зонт, заколка, зеркало, корзина; старичок-лесовичок

полоски с клетками в один ряд и наборы красных и синих квадратов (по 8 шт.)

на каждого ребёнка.

Ход занятия :

Приветствие друг друга:

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Педагог: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришли гости, давайте познакомимся с ними

 Педагог показывает детям двух кукол и предлагает познакомиться с ними.

-Кукол зовут Зоя и Зина. Но кто из них Зоя, а кто Зина, дети определяют по пред-

метам (картинкам), которые расположены рядом с куклами,

-Предметы, в названиях которых слышится твёрдый звук [3], находятся рядом

с Зоей. Назови предметы. (Зонт, заколка.) Определи место звука в словах.

(В начале слов.)

-Предметы, в названиях которых слышится мягкий звук [3'], расположены рядом

с Зиной. Назови предметы. (Корзина, зеркало.) Определи место звука в словах.

(В середине слова, в начале слова.)

- Рассмотрите внимательно кукол и расскажите, чем они похожи друг на друга. А чем различаются?

Воспитатель даёт образец:

 -У Зои длинные волосы, а у Зины короткие.

Далее дети составляют предложения с союзом а.

Например:

-У Зои светлые волосы, а у Зины тёмные.

-У Зои зелёное платье, а у Зины розовое.

У Зои на ногах туфли, а у Зины — ботинки,

-На Зое надета кофта, а на Зине — куртка.

-У Зои платье с воротником, а у Зины — с кружевами.

-Наши куклы-подружки пошли в лес за ягодами. Названия каких ягод вам

знакомы? (Малина, черника, голубика, морошка, земляника.)

Девочки пошли за ягодами, в названии которых есть звук [3']. (Земляника.)

Собирали куклы ягоды, так увлеклись, что и не заметили, как заблудились.

Сели они под дерево. Опечалилась Зоя, заплакала Зина. Вдруг видят, идёт маленький старичок. Бросились они к нему навстречу и просят вывести их из леса.

А старичок и говорит им: «Я старичок- лесовичок. В моём лесу живёт много «по-

чему?» Ответите правильно на эти «почему?» — покажу вам дорогу домой». Зоя

и Зина — маленькие девочки и поэтому многого не знают. Поможем им, ребята?

И начал Лесовичок задавать вопросы:

-Почему на полянке светло, а в густом лесу темно?

-Почему ягода земляника на полянке слаще, чем в лесу?

-Почему заяц большой, а зайчонок маленький?

-Почему маленьким детям нельзя ходить в лес одним?  

С вашей помощью ответили Зоя и Зина на вопросы Лесовичка, и он вывел их

к дому.

Физминутка  «Куклы»

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз!

(поднимать и опускать руки )

А потом она танцует,

Покружись, покружись!

(Повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись!

(Наклоны вперед)

 - Пришли куклы домой, устали. Сели на лавочку.

-Посмотрите, ребята, у Зои много земляники, а у Зины мало. Почему? (Дети

составляют предложения с противительным союзом а и союзным словом потому

что.

 Например: «У Зои много земляники, а у Зины мало, потому что Зоя собирала ягоды, а Зина их ела».)

-Почему у Зои чистые губы, а у Зины грязные?

-Почему у Зои ясные глаза, а у Зины красные? (Они заплаканные.)

-А вы пошли бы в лес одни? (Нет.) Почему?

1. Педагог раздаёт детям полоски, на которых изображён ряд клеток (размер

2х2 см), и наборы квадратов красного и синего цвета (размер квадрата 2х 2 см).

Педагог предлагает детям взять красный квадрат и выполнить задания: закрыть

первый квадрат в ряду; закрыть третий квадрат в ряду; закрыть пятый квадрат

в ряду; закрыть второй квадрат в ряду и т.д.

 

2. Педагог говорит детям, что разноцветными квадратами можно выкладывать,

ритмические рисунки, затем он рассказывает и показывает, например : «Громкий

хлопок будем обозначать красным квадратом; тихий хлопок — синим квадратом.

Квадраты кладём в ряд друг за другом, не пропуская клеток.

А теперь слушайте и смотрите (воспитатель хлопает и выкладывает): громкий хлопок - красный квадрат; тихий хлопок - синий квадрат; громкий хлопок - красный квадрат: тихий хлопок -синий квадрат и т.п.»

Воспитатель предлагает 2-3 детям прохлопать ритмический рисунок по цветным квадратам.

Далее педагог выкладывает с помощью цветных квадратов другой ритмический

рисунок, а дети по рисунку прохлопывают ритм. Например : два красных квадрата -один синий квадрат; два красных квадрата - один синий квадрат и т.д.

Затем воспитатель прохлопывает ритмический  рисунок, а дети выкладывают

цветные квадраты. После этого проводится совместная с педагогом проверка выполнения задания.

 Пример ритмического рисунка: два тихих хлопка — два громких

хлопка; два тихих хлопка — два громких хлопка и т.д.

3. «Разноцветные ритмы».

Цель. Формировать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритм и изображение.

На чудо-дереве появляются полоски (5—6 шт.), на каждой по одному ряду

с клетками и выложенными (приклеенными, раскрашенными) ритмическими рисунками. От имени дерева детям даётся задание: прохлопать ритмические рисунки по цветным квадратикам.

4. «Скажи наоборот».

 Цель. Упражнять детей в подборе антонимов, представ-

ленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами,

наречиями); закреплять навык образования сложных предложений с союзом а.

Для себя я пою тихо, а для друзей громко.

На санках я катаюсь зимой, а на велосипеде летом.

Когда темно, мы свет зажигаем, а когда светло, мы свет гасим.

Днём светит солнце, а ночью — луна.

Олень бежит быстро, а черепаха ползёт медленно.

Утром солнце всходит, а вечером заходит (садится).

Буратино — весёлая кукла, а Пьеро — грустная кукла.

У дуба ствол толстый, а у берёзы тонкий.

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним, какие задания мы с вами выполняли?

Какое задание было трудным? Какое легким? Что вам больше всего понравилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...